Приемы нейролингвистического программирования (НЛП) в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание

Социальные отношения, политическая ситуация, групповые и общественные интересы находят отражение в языке, в частности в конструировании модели мира, желательной говорящему. Язык обладает такими возможностями, которые позволяют планировать речевое воздействие. Сущность речевого воздействия заключается в таком использовании языка, при котором в модель мира слушателя или читателя вводятся новые знания и модифицируются уже имеющиеся. Наиболее эффективным средством речевого воздействия является нейролингвистическое программирование, или НЛП.

Работа состоит из  1 файл

нлп реферат по деловому общению.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Некоторые когнитивные и семантические  стратегии обладают и риторическими  свойствами. Риторический аспект речевых  действий связан с приемами убеждения, привлечения внимания (повторы, преуменьшения, преувеличения, метафоры и др.).

       Эти виды стратегий можно проиллюстрировать  с помощью примера:

"Ветер  дует в спину А. Чубайса.  Одни вниз тормашками с высоких  кресел, а он прямо-таки летит  вверх. Простаки скребут в затылках, силясь понять непонятное. За  какие заслуги? Какая-то непостижимая  удачливость, будто он - Барон  Мюнхгаузен, стрельнувший ружейным  шомполом и нанизавший гирлянду  уток. Будто под магический шепоток  старика Хоттабыча перед ним  раздвигаются футбольные ворота, и он без промахов загоняет  туда мячи. Получается, сделал свое  дело хорошо, даже очень. А дело-то, все знают, у него было наитруднейшее, такого, думается, ни у кого не было и нет. Раздать, разделить государственную общественную собственность. Да так, чтобы каждой сестре досталось по сережке и чтобы "сестры" не заметили, как вместо сережки им навесили дырки от бубликов." (газета "Правда", 1994, 23 ноября).

     Общая стратегия дискредитации реализуется  в представленном фрагменте текста как издевка, очевидна цель: зло, оскорбительно  высмеять политического деятеля. Цель достигается в результате применения комплекса приемов когнитивного и семантического плана.

1. Когнитивный  прием "загадка". Читатель "разгадывает"  ее вместе с автором: и почему  это Чубайс "прямо-таки летит  вверх"? Иллюзия совместного семантического  вывода - один из продуктивных  способов внедрения новых знаний  в модель мира читателя. Ему  уготована роль "смышленого простака", который сам находит отгадку. 

2. Когнитивный  прием литературной аллюзии. Сравнение  со сказочными героями (вралем  бароном Мюнхгаузеном, стариком  Хоттабычем) позволяет основательно  усомниться в закономерности "взлета" героя: заслуг нет, все как  в сказке.

3. Псевдологический  вывод (провокация): "Получается, сделал свое дело хорошо?!" - по сути, блокирует позитивное умозаключение и предполагает переход к доказательствам, что дело сделано плохо. На самом деле  доказательств нет, а есть эмоциональная констатация факта: "Навешал дырки от бубликов". Подобный семантический ход существенно отличает тактику оскорбления и издевки от тактики обвинения.

4. Гипербола,  доходящая до абсурда: "прямо-таки  летит вверх" .

5. Лексико-грамматическая  модель с отрицательной окраской :"За какие заслуги?". Этот  риторический вопрос всегда предполагает  негативный вывод. 

6. Акцент  на серьезности дела, требующего  высокой квалификации ("дело-то  наитруднейшее") подготавливает  к выводу о неоправданных ожиданиях. 

7. Семантическая  единица "обман, мошенничество"  наводится с помощью значения  определенных слов и словосочетаний: "непостижимая удачливость", "ветер  дует в спину", "сестры не  заметили,...как им навешали дырки  от бубликов", "магический шепоток  старика Хоттабыча".

В совокупности все рассмотренные приемы имеют  цель подтолкнуть читателя к выводу о том, что А. Чубайс - некомпетентный обманщик. Кроме того, у читателя возникает вопрос о том, кто тот  Хоттабыч, помогающий Чубайсу, и откуда дует ветер, поднимающий нашего героя  вверх. Цель - подорвать доверие к  Чубайсу - достигается не прямым оскорблением личности (обманщик, мошенник), а путем  сравнения героя публикации с  литературными персонажами, имеющими определенную "репутацию" в национальном сознании. В целом такой тактический  ход может быть условно обозначен "Он похож на...", где сравнение  заведомо принижает и дискредитирует личность.  

НЛП в сфере Public Relations

Методы, методики, схемы нейролингвистического  программирования могут применяться  – и весьма успешно – в работе с массовыми коммуникациями, с  общественным мнением, то есть в области, относящейся к Public Relations. Применение НЛП к области Public Relations определяется его технологическими, тактическими и техническими возможностями.

Вот некоторые  идеи НЛП, которые используются практически: 
1. Идея модальностей, или субмодальностей — представлений, основанных на пяти перцептивных системах, называемых в просторечии органами чувств. 
2. Идея метамоделей и трансформации глубинных структур опыта в поверхностные языковые структуры. 
3. Использование механизмов блокировки опыта в языке (генерализация, опущение, искажение). 
4. Использование модальных операторов в языке (желательность, долженствование, возможность).  
5. Разработка идеи шаблонов восприятия и работы с ними.

6. Идея метапрограммирования, формирования метапрограмм — «фильтров», через которые человек воспринимает окружающий мир  
7. Способы «якорения» — установки «якорей» в сознании по типу Павловских условных рефлексов  
8. Методы построения раппорта
9. Представление о «трансе» и формировании «транса» — состояния сознания, которое облегчает внедрение необходимых установок.

     На  Западе использование НЛП в рекламе  запрещено законом. И тамошние политики опасаются прибегать к нему, чтобы  избежать нежелательной огласки  и последующего скандала (хотя известно, что услугами специалистов по НЛП  пользовались такие известные политики, как Маргарет Тэтчер и Рональд  Рейган). В российском законе о рекламе  хотя и есть положение, запрещающее  применение спецметодов, но оно, как  водится, не действует.

     Как пример использования НЛП в рекламе  можно привести номер одной росийской  газеты. На развороте - телевизионная  программа, короткие иллюстрированные анонсы телепередач. В левом нижнем углу красуется лицо героя телесериала, обращенное вверх. В центре изображен  кот из мультфильма "Том и Джерри", над ним дубинкой нависает восклицательный  знак. В правом верхнем углу старик с бородой и лозунг: "Вы НЕ забудете выключить его!" (телевизор, конечно, ибо телесюжетом о старике  завершается вечерняя программа).

"Вот  заурядный образчик работы специалистов  по НЛП, - говорит психолог. - В  телепрограмме закодирована негативная  информация об одном из кандидатов  в мэры - пожилом человеке (старик  с бородой). В центре происходит  коллизия: мышонок (молодой, но  шустрый кандидат) лупит кота. Восклицательный  знак вызывает образ дубинки,  которой охаживают кота. Примитивно? Только на первый взгляд. Известно, что на людей в большей степени влияют персонажи сказок и мультфильмов, библейские образы. И поверьте: образ Тома и Джерри обязательно всплывет в памяти избирателя, когда он вычеркнет одного из кандидатов".

Заключение

Итак, НЛП  с помощью речевых стратегий  способно менять как поверхностные  поведенческие реакции того, на кого направлено воздействие: аудиторию, клиента, пациента, участвующего в психологическом  тренинге, — так и глубинные, личностные структуры.

     НЛП отличается тем, что делает работу по изменению глубинных структур психики  как на сознательном, так и на подсознательном уровне, более близкой  и доступной. Это достигается  за счет технологизированных методов  и способов работы, четко описанных  и выявленных механизмов, берущих  свое начало в анализе языка и  речи.

     Проблема  использования НЛП в настоящее  время актуальна как никогда. Это связано с ростом необходимости  воздействия на сознание человека со стороны политиков, фирм, рекламирующих  свою продукцию и т.д.

     Гуманистически  ориентированные психологи не одобряют методы НЛП, считая их манипулятивными, а порой и антигуманными. Вместе с тем, сам метод или техника, конечно же, не являются гуманными  или антигуманными, их значение определяется теми целями, которые ставят перед  собой люди и организации, их использующие.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Рефрейминг: техники россыпью [Электронный ресурс] –http://www.psycho.all.ru/nlp6step.htm – Заглавие с экрана
  2. "Мордоделы" [Электронный ресурс] –http://www.vista.odessa.ua/odessa/media/word/314/76.htm – Заглавие с экрана
  3. Коммуникативные стратегии [Электронный ресурс] –http://xyz.org.ua/russian/win/discussion/communicative_strategy.html –Заглавие с экрана
  4. Блакар Р.М. «Язык и моделирование социального взаимодействия».
  5. Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий»

Информация о работе Приемы нейролингвистического программирования (НЛП) в общении