Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:40, реферат
Социальные отношения, политическая ситуация, групповые и общественные интересы находят отражение в языке, в частности в конструировании модели мира, желательной говорящему. Язык обладает такими возможностями, которые позволяют планировать речевое воздействие. Сущность речевого воздействия заключается в таком использовании языка, при котором в модель мира слушателя или читателя вводятся новые знания и модифицируются уже имеющиеся. Наиболее эффективным средством речевого воздействия является нейролингвистическое программирование, или НЛП.
Эти виды стратегий можно
"Ветер
дует в спину А. Чубайса.
Одни вниз тормашками с
Общая
стратегия дискредитации
1. Когнитивный
прием "загадка". Читатель "разгадывает"
ее вместе с автором: и почему
это Чубайс "прямо-таки летит
вверх"? Иллюзия совместного
2. Когнитивный
прием литературной аллюзии.
3. Псевдологический вывод (провокация): "Получается, сделал свое дело хорошо?!" - по сути, блокирует позитивное умозаключение и предполагает переход к доказательствам, что дело сделано плохо. На самом деле доказательств нет, а есть эмоциональная констатация факта: "Навешал дырки от бубликов". Подобный семантический ход существенно отличает тактику оскорбления и издевки от тактики обвинения.
4. Гипербола, доходящая до абсурда: "прямо-таки летит вверх" .
5. Лексико-грамматическая
модель с отрицательной
6. Акцент
на серьезности дела, требующего
высокой квалификации ("дело-то
наитруднейшее") подготавливает
к выводу о неоправданных
7. Семантическая
единица "обман, мошенничество"
В совокупности
все рассмотренные приемы имеют
цель подтолкнуть читателя к выводу
о том, что А. Чубайс - некомпетентный
обманщик. Кроме того, у читателя
возникает вопрос о том, кто тот
Хоттабыч, помогающий Чубайсу, и откуда
дует ветер, поднимающий нашего героя
вверх. Цель - подорвать доверие к
Чубайсу - достигается не прямым оскорблением
личности (обманщик, мошенник), а путем
сравнения героя публикации с
литературными персонажами, имеющими
определенную "репутацию" в национальном
сознании. В целом такой тактический
ход может быть условно обозначен
"Он похож на...", где сравнение
заведомо принижает и дискредитирует
личность.
НЛП в сфере Public Relations
Методы, методики, схемы нейролингвистического программирования могут применяться – и весьма успешно – в работе с массовыми коммуникациями, с общественным мнением, то есть в области, относящейся к Public Relations. Применение НЛП к области Public Relations определяется его технологическими, тактическими и техническими возможностями.
Вот некоторые
идеи НЛП, которые используются практически:
1. Идея модальностей,
или субмодальностей
— представлений, основанных на пяти перцептивных
системах, называемых в просторечии органами
чувств.
2. Идея метамоделей
и трансформации
глубинных структур опыта в поверхностные
языковые структуры.
3. Использование механизмов блокировки
опыта в языке (генерализация, опущение,
искажение).
4. Использование модальных
операторов
в языке (желательность, долженствование,
возможность).
5. Разработка идеи шаблонов
восприятия
и работы с ними.
6. Идея метапрограммирования,
формирования метапрограмм — «фильтров»,
через которые человек воспринимает окружающий
мир
7. Способы «якорения» — установки
«якорей» в сознании по типу Павловских
условных рефлексов
8. Методы построения раппорта.
9. Представление о «трансе»
и формировании «транса» — состояния
сознания, которое облегчает внедрение
необходимых установок.
На Западе использование НЛП в рекламе запрещено законом. И тамошние политики опасаются прибегать к нему, чтобы избежать нежелательной огласки и последующего скандала (хотя известно, что услугами специалистов по НЛП пользовались такие известные политики, как Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган). В российском законе о рекламе хотя и есть положение, запрещающее применение спецметодов, но оно, как водится, не действует.
Как пример использования НЛП в рекламе можно привести номер одной росийской газеты. На развороте - телевизионная программа, короткие иллюстрированные анонсы телепередач. В левом нижнем углу красуется лицо героя телесериала, обращенное вверх. В центре изображен кот из мультфильма "Том и Джерри", над ним дубинкой нависает восклицательный знак. В правом верхнем углу старик с бородой и лозунг: "Вы НЕ забудете выключить его!" (телевизор, конечно, ибо телесюжетом о старике завершается вечерняя программа).
"Вот
заурядный образчик работы
Заключение
Итак, НЛП с помощью речевых стратегий способно менять как поверхностные поведенческие реакции того, на кого направлено воздействие: аудиторию, клиента, пациента, участвующего в психологическом тренинге, — так и глубинные, личностные структуры.
НЛП отличается тем, что делает работу по изменению глубинных структур психики как на сознательном, так и на подсознательном уровне, более близкой и доступной. Это достигается за счет технологизированных методов и способов работы, четко описанных и выявленных механизмов, берущих свое начало в анализе языка и речи.
Проблема использования НЛП в настоящее время актуальна как никогда. Это связано с ростом необходимости воздействия на сознание человека со стороны политиков, фирм, рекламирующих свою продукцию и т.д.
Гуманистически
ориентированные психологи не одобряют
методы НЛП, считая их манипулятивными,
а порой и антигуманными. Вместе
с тем, сам метод или техника,
конечно же, не являются гуманными
или антигуманными, их значение определяется
теми целями, которые ставят перед
собой люди и организации, их использующие.
Список литературы:
Информация о работе Приемы нейролингвистического программирования (НЛП) в общении