Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа
Цель: рассмотреть этимологию слова «любовь», истоки зарождения и эволюцию понятия любви. Понять в чем состоит её сакральность.
1 Введение …………………………………………………………………………3 2 Любовь – это……………………………………………………………………..4 2.1 Этимология слова любовь …………………………………………….5
2.2 Истоки зарождения и эволюция развития понятия любви………….6 3 Сакральность любви…………………………………………………………….7 3.1 Сакральная сущность любви ………………………………………….9 3.2 Вера и сакральный феномен любви ………………………………….11 4 Заключение ……………………………………………………………………..23
5 Список литературы……………………………………………………………..25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский
государственный
университет»
Кафедра
социологии и политологии
Контрольно-курсовая работа по дисциплине
«Социальная
антропология»
на
тему: «Природа любви
и сакральность»
Студент(ка)
гр. 820412 ______________________________
(подпись)
Науч. рук.: канд. социол. наук, доц. ________________________ Кондратенко Н.А.
(подпись)
Тула 2011
Содержание
1 Введение …………………………………………………………………………3
2.2 Истоки зарождения и эволюция развития
понятия любви………….6
5 Список литературы…………………………………
Введение
Нет человека, который бы не хотел, чтобы его любили. Любовь нам нужна как воздух, как благоприятная среда, в которой мы можем всесторонне развиваться, творить, совершенствоваться. В атмосфере любви мы свободны, нам легко дышать, нас понимают, принимают, нет страха, мы чувствуем себя желанными, уверены в своей ценности, ощущаем заботу, внимание, поддержку.
Что такое любовь? Этим вопросом задавались миллионы людей. Философы, писатели, поэты, художники, религиозные люди и даже ученые издревле пытались дать ответ на него.
Объектом исследования является – любовь, а предметом будет её сакральная сущность и природа происхождения.
Цель: рассмотреть этимологию слова «любовь», истоки зарождения и эволюцию понятия любви. Понять в чем состоит её сакральность.
Гипотеза: по моему мнению любовь возникает на химическом уровне, а сакральность её лишь в том что человечество ещё не может объяснить это явление и оно для него несет в себе что то Божественное, религиозное, небесное, иррациональное, мистическое.
Любовь
– это…
Любо́вь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Способность
к любви у высших животных может
проявляться в форме
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Любовь
рассматривается также как
Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления «любовь» определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская любовь включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, любовь к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу любви, которой мать любит своего новорождённого младенца, любви, которой влюблённый любит свою возлюбленную, и любви, которой гражданин любит свою родину, всё это есть любовь, отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё — от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса". "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою".
3
Этимология слова любовь
Русское «любовь» восходит через др. - рус. любы к праслав. *l'uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry «кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав. *l'ubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном хартере данного слова в русском языке.
Сложность
и диалектическая многоплановость
любви породила значительное количество
трактовок феномена в различных
языках, культурах в течение всей
истории человеческого общества.
4
Классификация форм
любви
Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии различавшей виды (оттенки) любви:
В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.
Вывод:
мы рассмотрели определение слова «любовь»,этимологию
этого слова и выявили классификацию её
форм.
5
Истоки зарождения и
эволюция развития понятия
любви
У
Аристотеля понятие любви скорее
плотское, он относил любовь к одной
из первичных энергий
Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.
В Средневековье, в Эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.
В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.
Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.
В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.
Вывод:
мы выявили, откуда зародилась любовь
и какой в неё смысл вкладывали различные
мыслители, ученые в разное время. Проследили
её развитие.
6 Сакральность
любви
Человек, как часть объективной, наблюдаемой Вселенной, знаниями о которой он обязан науке («научной картине мира»), создает свою эмоционально-ценностную Вселенную. Она складывается в процессе взаимодействия его жизненных миров (духовных, материальных, научных, практических и др.), как правило, противоречивых по своей природе. Миры, вынесенные за пределы повседневности, основным способом существования которых является человеческое сознание, способное к самоотождествлению с ними, принимают различные культурные формы, будь то мифологические, религиозные или духовно-культурные образования светского характера. Именно они и определяют мировидение, мироощущение и связанные с ними духовные ориентиры поведения.
Возникает достаточно локальное пространство, насыщенное ценностно-нормативными установками, которое ощущается даже физически при смене культурной среды. М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу (модусу) человеческого бытия, как «ordo amoris» (порядку любви). Всякий порядок, установившийся опытным путем, в том числе и в сфере любви, есть элемент общей культуры, представляющий собой текущий итог объективации человеческих действий, обладающих ценностно-нормативным содержанием, направленностью, интенсивностью и рожденных в контексте «любящего бытия» (ens amoris).
Объекты человеческой любви в науке получили название «ценности». Ввиду их различной значимости в глазах людей они подразделяются на гедонистические, утилитарные, ценности жизни, ценности культуры и ценности священного (М. Шелер). Поскольку мир любви и мир господства конкуренции, соперничества, экспансии, стремления к доминированию принципиально различаются по направленности и содержанию, то и конкретные побудители действий человека в этих мирах различны. Эта противоречивость миров человека представляет собой одну из самых сложных загадок его существования.
В истории идей, посвященных загадкам человеческого существования, впервые, как признают многие авторы, поставил вопросы о Добре и Зле как вселенских началах Заратустра (приблизительно XII—X века до н.э.). Социальное знание в его время производилось мифологическим мышлением, отличающимся синкретизмом (слитностью рационального и ценностного подходов). Люди не испытывали никаких сомнений относительно достоверности мифов, объясняющих происхождение и воздействие Земли, Неба, Творца на судьбы людей. Они не переживали выбор линии поведения личностно, следовательно, не несли и ответственности за этот выбор, поскольку находились во всевластии внеличностного, традиционно-мистифицированного мышления. Отдельный человек действовал по принципу подобия своему окружению, его героям (социальным образцам). Заратустра, видимо, впервые в истории смог выйти за пределы такой слитности и на основе личностно ориентированного мышления оставил нам образы Бога, дьявола, рая, ада, чистилища, Матери-девственницы, Страшного суда. Иудаизм, переняв эти идеи, стал своеобразным передаточным звеном к христианству и исламу. Мировые религии стали проповедовать личную ответственность перед Высшим существом, обусловленную возможностью выбора линии поведения в жизни и в житейских ситуациях самим индивидом по своему усмотрению. «Справедливое» воздаяние за содеянное откладывалось «на потом», относилось к посмертному существованию.