Природа любви и её сакральность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть этимологию слова «любовь», истоки зарождения и эволюцию понятия любви. Понять в чем состоит её сакральность.

Содержание

1 Введение …………………………………………………………………………3 2 Любовь – это……………………………………………………………………..4 2.1 Этимология слова любовь …………………………………………….5
2.2 Истоки зарождения и эволюция развития понятия любви………….6 3 Сакральность любви…………………………………………………………….7 3.1 Сакральная сущность любви ………………………………………….9 3.2 Вера и сакральный феномен любви ………………………………….11 4 Заключение ……………………………………………………………………..23
5 Список литературы……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

K.doc

— 725.50 Кб (Скачать документ)

    Нормы-запреты  постепенно заменялись нормами-рамками, в пределах которых индивид обретал некую свободу выбора. Понятно, что такого рода ответственность основывалась на чувстве как всеобщей, так и индивидуальной любви к Творцу, воспитываемой церковными организациями, духовной литературой, музыкой, живописью, повседневными молитвами; в ходе последних происходит «медитация», сосредоточение духовных усилий человека на общении с Высшим существом. Уход от повседневности, от ее суеты способствует самоотождествлению человека с миром сакрального — миром Творца. 
 
 
 

6.1 Сакральная сущность любви 

        Теоцентрический мир (сформированная религиями картина мира) был целостным со своей логикой объяснения всего сущего, там были и есть свои порядки, всеобъемлющая иерархия и нравственность. По религиозным представлениям, борьба между Добром и Злом в таком мире в перспективе должна закончиться окончательной победой Добра. Характерно, как толкуется этот вопрос в «Молоте ведьм»: «Бог дает свободу воли человеку и не мешает полному проявлению злобы демонов и следит, чтобы из этих двух сил получилось возможно больше добра для Вселенной». Таким образом, Зло постепенно переходит в Добро, и наоборот.

    Одной из задач социального знания в  истории мысли являлось примирение Знания с Добродетелью. В основе Знания лежит скепсис, сомнение как стимулятор любознательности, без чего нет, как известно, научного поиска. В основе же Добродетели — любовь, в том числе и к человеку как к венцу творения. Сущностью любви является саморастворение любящего в своем объекте, т.е. полное отсутствие сомнения. Здесь находится водораздел между наукой и верой. Первая серьезная попытка их примирения была сделана Сократом. Ядром его учения был девиз «Познай самого себя!», знание он отождествил с благом, добродетелью, настойчиво утверждая, что нет ничего сильнее знания, оно управляет человеком, зло же совершается «по недостатку знания». Он утверждал также, что знание о себе и окружающем приближает человека к мудрости и делает добродетельным его поведение, а недостаток знания ведет к поступкам глупым и потому — дурным.

    XX век, однако, показал, что знание по своей природе амбивалентно, что это сила, которую можно использовать и во имя добра, и во имя зла. Встал вопрос о степени универсальности понятий добра и зла. Действительно, по отношению к какой группе людей добро есть Добро, а зло есть Зло? Еще в античном мире одни софисты доказывали, что право, мораль, справедливость — это заговор слабых против сильных, ибо запреты, сковывая одаренного и смелого, подчиняют его интересам бескрылого большинства. Другие же, напротив, утверждали, что это заговор сильных против слабых — хитрые и могущественные манипулируют простодушным большинством, которое под влиянием моральных предрассудков вынуждено заботиться о чужих интересах, как о своих.

    Позже первая позиция была ясно выражена в формуле Ницше, согласно которой  человеку надо стать сильным, а для  этого необходимо находиться «по  ту сторону добра и зла» (германский нацизм использовал этот девиз, фальсифицировав его, для формирования своего идеала личности — «белокурой бестии»). Вторая линия софистов была творчески продолжена большевизмом, объявившим «буржуазные мораль и право» лживыми, лицемерными, а потому являющимися орудиями классового господства: противоположностью этим ценностям и нормам должны были стать пролетарская мораль и революционная законность.

    Результатом в обоих случаях явилось формирование обществ тоталитарно-мобилизационного, социоцентрического характера. Пролетарско-классовая и национал-социалистская культуры, уходя от религиозных Абсолютов и разрушив их в массовом сознании, волей или неволей открыли дорогу к вседозволенности (нации, партии, вождя) во имя достижения утопических целей.

    Но  спасает ли религиозно-сакральный мир  от зла в поведении людей? К сожалению, столкновения, участившиеся на уровне конфессий, говорят, что причины конфликтов все больше уходят в ментальные миры («борьба богов»). Однако влияние верований, т.е. устойчивых представлений о сверхъестественном вмешательстве в жизнь людей, о божественной предопределенности их судеб, представлений, за которыми скрываются потребности в защите, благосостоянии, бессмертии, на сознание и поведение людей, вопреки надеждам мыслителей античности и эпохи Просвещения, не ослабевает. Во всем мире религиозность растет. Эта тенденция характерна и для России.

 
    Наименование  конфессий 

                               

    Количество  религиозных организаций

    (годы)

    1990 1993     1996

РПЦ

    3450 4556     7195
Российская  православная свободная церковь      57     98
Ислам                   870 2537     2494
Иудаизм        31     40     80
Буддизм     12     52     124
Евангельские  христиане-баптисты     550     433     677
Адвентисты  седьмого дня     120     114     222
Пятидесятники     72     114     351
Римско-католическая церковь     23     93     183
Лютеране     88     75     141
Кришнаиты                           9     58     112
 

    Вывод: мы выявили, что сущностью любви является саморастворение любящего в своем объекте. 

    6.2 Вера и сакральный феномен любви 

    Понятие «верование» обычно связано со словом «вера», т.е. некритическим восприятием чьего-либо суждения, убеждений, картины мира, взглядов на жизнь. Верование связано с трансцендентальными объяснениями фактов социальной и индивидуальной жизни, с отнесением их к воле Высшего существа. В менталитете любого народа существуют устойчивые представления (архетипы), например, о жизни после смерти, переселении душ, Страшном суде, посмертной судьбе человека и т.д. Верования оживляются бурно особенно в периоды общественной дестабилизации, ломки устоявшихся ценностно-нормативных координат поведения и социокультурных образцов. Духовная дезориентация людей, происходящая при этом, ведет к повышенной нужде людей в наставничестве извне, ориентации на «вечные» нормы и ценности, в укреплении духа за счет повышающегося доверия к авторитету Высшего существа. Социолог и антрополог профессионально обязан, не прибегая к шкале ценностей и норм того или иного вероучения и не сравнивая их, отыскивать социальные причины их существования. В этой области истинно то, что дано жизнью.

    От  этих описаний и размышлений, лежащих  на поверхности, перейдем к выявлению внутренней причины верований.

    Все верования связаны с феноменом  любви. Любовь есть, если ее взять в  социальном аспекте, процесс самоотождествления субъекта с объектом, приобретшим исключительную значимость в глазах субъекта.

    Объект  любви обретает статус смысловой ценности или сверхценности. Любовь есть отношение к ценности, ради которой порой приносится в жертву даже такая фундаментальная  ценность,   как  земная,   «плотская»  жизнь.  Любовь  в   ее высшем   значении   есть  саморастворение   человека  в другом человеке, группе или символическом образе. Саморастворение есть процесс, имеющий начало, расцвет и конец. Этому процессу содействует практика сакрализации  —  освящения кого-либо или чего-либо, придание ему «священности», авторитетности, сверхценности;  влечение  к сакрализации приобретает порой фанатичные формы. Ритуалы, церемонии, молебны и молитвы, эстетически выразительные храмы, торжественные празднества — все эти социокультурные средства служат одному: породить и углубить чувство уважения, почтения, любви прежде всего к высшему существу в лице Бога, вождя, святого героя. Сакрализации   подвергаются   и   исторические   события   (дни Революции, Независимости, Победы и т.д.). Поэтому можно говорить о сакрализации повседневности и о сакральных мирах. Самоидентификация личности с сакрализованными существами и объектами содействует совершению поступков «по подобию», выработке соответствующих этому миру качеств личности (преданности, доверчивости, послушности, способности к самоотдаче, бескорыстия). Христианство, например, специально выделяет положение о том, что человек испорчен и полностью греховен. Весьма точно схвачена природа качеств человека — именно в борьбе,  в том числе и с собой,  формируются его социально-приемлемые  качества.   В  данном  случае  убежденность   человека   в   своей   греховности,   с   одной   стороны,   и формирование культурного образца — образа Бога — с другой, побуждают   индивида   к   систематической   работе   над   своей личностью.

    Всякая  канонизация (великомучеников, героев, царей и т.д.) ведет к формированию «эталонных существ» (референтных групп), с нормами и ценностями которых субъект отождествляет свои ценностно-нормативные координаты поведения и мыслей (убеждений), причем происходит добровольная ориентация на них. Особенно это характерно для молодости — времени поиска своих героев ввиду актуализации способностей к подражанию. Почитание связано с любовным отношением, доходящим порой до состояния экстаза. Обожание, например, национального героя естественно — оно повышает жизнеспособность общности, связано со спасением, избавлением от опасного, страшного, жестокого и служит привлечению последователей.

    Кроме эмоций и чувств, связанных с сохранением жизни каждого индивидуума в борьбе за существование, природа наделила живые существа эмоциями и чувствами для продолжения рода, без которых жизнь в целом не могла бы сохраниться. Причём, эти эмоции и чувства избирательны не только у человека, но практически и у всех многоклеточных организмов. Какова природа этой избирательности у животных? Всё очень просто и сложно, в то же самое время... В ходе эволюции жизни на нашей планете выжили и сохранились те виды живых организмов, которые смогли адаптироваться к изменениям внешней среды и передать положительные мутации следующим поколениям. Приоритет для продолжения рода получают особи с положительными мутациями в силу того, что максимальная адаптация этих особей к окружающей среде делает их сильнее, здоровее, быстрее и внешне максимально соответствующими экологической нише, ими занимаемой. Именно брачные игры и поединки между самцами и выявляют сильнейших и лучших. Победители получают возможность передать свои новые качества потомству. Именно благодаря этому соперничеству между самцами за право продолжить свой род, новые поколения получали положительные качества, закреплённые в их генетике. Внешний облик самцов большинства видов имеет важную роль для самок во время брачного периода, так как он (внешний вид) отражает степень приспособления данной особи к условиям существования в экологической нише, занимаемой данным видом живых организмов. Таким образом, в животном мире сексуальная активность определяется внешними и внутренними качествами самцов, в то время, как самки, в большинстве случаев, занимают пассивную позицию в брачных играх и только благосклонно принимают сексуальные ухаживания самца-победителя.  

7 Человек как новая ступень развития жизни 

    Человек, как вид живой природы, безусловно играет по тем же правилам, созданным природой, в ходе эволюции жизни на Земле. Но кроме животного начала, человек имеет духовное, и это духовное резко выделяет его из всего животного мира. И если в начале эволюции человека, как вида, его сексуальное поведение мало отличалось от соответствующего поведения большинства других высокоорганизованных животных, то по мере развития цивилизации, зарождения и развития духовного начала, человек стал всё более и более выделяться из первобытной природы в проявлении своей сексуальности. В чём же эти особенности, позволяющие выделять человека в вопросе сексуальности из всего многообразия живых организмов?! Давайте попытаемся в этом разобраться и понять, что же даёт нам право считать Homo Sapiens качественно новой ступенью развития жизни и в плане проявления его сексуальности, кроме нашего самомнения. Может быть только наше самомнение, желание создать несуществующий мираж нашей собственной исключительности толкает нас думать о себе, как об уникальном явлении природы и в том, что касается одного из основных инстинктов природы? Так, что же это — самообман или действительно качественная новая ступень во взаимоотношениях между самкой и самцом, или, как красиво мы называем — между мужчиной и женщиной... Человек является социальным существом, т.е. рождение, развитие, жизнь до последнего дыхания проходят среди людей, в человеческом обществе. С первого мгновения нашей жизни мы начинаем впитывать информацию, накопленную предыдущими поколениями, через общение с другими. Информация, впитываемая мозгом, преображает как сам мозг, так и его обладателя — человека. Когда качество и количество впитанной мозгом информации достигает критического объёма, происходит обыкновенное чудо — появляется сознание. Причём, это чудо может произойти только в социальной среде, так как необходимый объём информации может быть накоплен только предыдущими поколениями и в виде опыта передан новому поколению, а они, в свою очередь, добавив к этому свой опыт, передают своим потомкам и т.д. Как результат появления и развития сознания, у человека качественно изменяется и развивается структура сущности. Для человеческого общества именно степень и качество развития мозга, интеллекта становятся теми эволюционными приобретениями, без которых последующие поколения не способны развиваться. Таким образом у человека, в отличие от всех других живых организмов, положительными эволюционными приобретениями, становятся не только положительные мутации, проявляющиеся в максимальной адаптации физического тела к условиям экологической ниши и в физической силе индивидуума (что, безусловно, продолжает играть значительную роль в определении взаимоотношений между мужчиной и женщиной), но и степень развития мозга, и, как следствие, степень духовного развития человека. При этом уровень духовного развития каждого человека проявляется в качественной структуре сущности. Поэтому взаимоотношения между мужчиной и женщиной определяются не только внешней красотой физического тела, но и внутренней красотой и богатством души. Внешняя красота приобретает статус первичного стимула при сближении мужчины и женщины, в то время, как внутренняя, духовная красота становится основным фактором, на основании которого эти взаимоотношения поддерживаются. Основная задача природы состоит в передаче лучших качеств от одного поколения другому через слияние генетики как со стороны матери, так и со стороны отца. Мужское начало должно соответствовать, быть в максимально возможной гармонии с женским началом, они должны дополнять друг друга. Только в этом случае положительные качества смогут закрепиться в следующих поколениях. Это становится понятно, если вспомнить, что потомство получает в наследство половину хромосом со стороны матери, а другую — со стороны отца. Новые качества не смогут максимально проявиться в потомстве, если парные хромосомы, одна с материнской, другая с отцовской линий не будут находиться в максимальном балансе, гармонии между собой. Если качественный уровень «отцовской» хромосомы не будет в гармонии с качественным уровнем «материнской» хромосомы, новые качества могут быть потеряны навсегда, или заблокированы на многие поколения. Каждый вид сохранился в ходе эволюции только благодаря закреплению положительных качеств. Поэтому следует предположить, что природа нашла способ выхода из подобного затруднения. Попытаемся разобраться в этом удивительном явлении природы, которое проявляется в неповторимом чувстве, называемом любовью...  

8 Анатомия любви 

    Анатомия  любви — не кощунство, как могут  подумать одни, а необходимость, позволяющая  нам глубже понять самих себя и, возможно, предотвратить роковые поступки и приобрести полноценное счастье для самих себя и для тех, кто рядом с нами. Вспомним, что качественный уровень развития каждого человека проявляется в качественной структуре сущности. Поэтому взаимодействие между мужчиной и женщиной проявляется, прежде всего, на уровне их сущностей. Прежде, чем продолжить этот анализ, необходимо обратить внимание на то, что мужская и женская сущности качественно отличаются друг от друга и при наличии полной гармонии, дополняют друг друга и вместе образуют одну цельную систему. При полной гармонии между мужской и женской сущностями возникает активный взаимообмен качествами. Мужчина при этом получает от женщины качества, которых у него нет и не может быть, в силу качественной структуры мужской сущности, но без которых невозможно его дальнейшее развитие. В свою очередь, женщина получает от мужчины, качества, которых у неё нет и не может быть, в силу качественной структуры женской сущности, но без которых невозможно её дальнейшее развитие. В состоянии гармонии, мужчина и женщина дополняют друг друга, как две половинки одного целого, и при этом между их сущностями на всех уровнях происходит активный взаимообмен качествами, который сопровождается неповторимыми ощущениями, называемыми любовью. В китайской философии эту гармонию называют равновесием между инь и ян... 

    Вспомним, что уровень эволюционного развития каждого человека проявляется в качественной структуре его сущности. А это, в свою очередь, означает, какие тела сущности наработал данный человек и какой уровень собственной мерности они имеют. О полной гармонии между мужчиной и женщиной можно говорить тогда, когда тела, образующие их сущности, имеют одинаковые или очень близкие друг к другу уровни собственной мерности (см. Рис.55). Поэтому гармония между мужским и женским началом может возникать на разных этапах развития каждого человека. Только состояние гармонии между мужчиной и женщиной может быть временным или постоянным. Чаще всего временная гармония возникает, когда встречаются люди, ещё не завершившие формирование направления своего развития (см. Рис.56). Состояние гармонии в этом случае определяется тем, что их эволюционные пути пересекаются в какой-то точке их развития, и оба — мужчина и женщина — оказываются в этот момент в поле зрения друг друга. Аналогией этому может служить ситуация на перекрёстке дорог, когда машины, управляемые мужчиной и женщиной, спешащие каждый по своим делам, оказались на одном и том же перекрёстке в одно и то же время и увидели друг друга в этот момент. Особенно часто это случается с молодёжью в силу того, что в возрасте 14-20 лет начинается активное развитие астрального тела и практически все имеют один и тот же качественный уровень. 

Информация о работе Природа любви и её сакральность