Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа
Цель: рассмотреть этимологию слова «любовь», истоки зарождения и эволюцию понятия любви. Понять в чем состоит её сакральность.
1 Введение …………………………………………………………………………3 2 Любовь – это……………………………………………………………………..4 2.1 Этимология слова любовь …………………………………………….5
2.2 Истоки зарождения и эволюция развития понятия любви………….6 3 Сакральность любви…………………………………………………………….7 3.1 Сакральная сущность любви ………………………………………….9 3.2 Вера и сакральный феномен любви ………………………………….11 4 Заключение ……………………………………………………………………..23
5 Список литературы……………………………………………………………..25
Нормы-запреты
постепенно заменялись нормами-рамками,
в пределах которых индивид обретал некую
свободу выбора. Понятно, что такого рода
ответственность основывалась на чувстве
как всеобщей, так и индивидуальной любви
к Творцу, воспитываемой церковными организациями,
духовной литературой, музыкой, живописью,
повседневными молитвами; в ходе последних
происходит «медитация», сосредоточение
духовных усилий человека на общении с
Высшим существом. Уход от повседневности,
от ее суеты способствует самоотождествлению
человека с миром сакрального — миром
Творца.
6.1
Сакральная сущность
любви
Теоцентрический мир (сформированная религиями картина мира) был целостным со своей логикой объяснения всего сущего, там были и есть свои порядки, всеобъемлющая иерархия и нравственность. По религиозным представлениям, борьба между Добром и Злом в таком мире в перспективе должна закончиться окончательной победой Добра. Характерно, как толкуется этот вопрос в «Молоте ведьм»: «Бог дает свободу воли человеку и не мешает полному проявлению злобы демонов и следит, чтобы из этих двух сил получилось возможно больше добра для Вселенной». Таким образом, Зло постепенно переходит в Добро, и наоборот.
Одной из задач социального знания в истории мысли являлось примирение Знания с Добродетелью. В основе Знания лежит скепсис, сомнение как стимулятор любознательности, без чего нет, как известно, научного поиска. В основе же Добродетели — любовь, в том числе и к человеку как к венцу творения. Сущностью любви является саморастворение любящего в своем объекте, т.е. полное отсутствие сомнения. Здесь находится водораздел между наукой и верой. Первая серьезная попытка их примирения была сделана Сократом. Ядром его учения был девиз «Познай самого себя!», знание он отождествил с благом, добродетелью, настойчиво утверждая, что нет ничего сильнее знания, оно управляет человеком, зло же совершается «по недостатку знания». Он утверждал также, что знание о себе и окружающем приближает человека к мудрости и делает добродетельным его поведение, а недостаток знания ведет к поступкам глупым и потому — дурным.
XX век, однако, показал, что знание по своей природе амбивалентно, что это сила, которую можно использовать и во имя добра, и во имя зла. Встал вопрос о степени универсальности понятий добра и зла. Действительно, по отношению к какой группе людей добро есть Добро, а зло есть Зло? Еще в античном мире одни софисты доказывали, что право, мораль, справедливость — это заговор слабых против сильных, ибо запреты, сковывая одаренного и смелого, подчиняют его интересам бескрылого большинства. Другие же, напротив, утверждали, что это заговор сильных против слабых — хитрые и могущественные манипулируют простодушным большинством, которое под влиянием моральных предрассудков вынуждено заботиться о чужих интересах, как о своих.
Позже первая позиция была ясно выражена в формуле Ницше, согласно которой человеку надо стать сильным, а для этого необходимо находиться «по ту сторону добра и зла» (германский нацизм использовал этот девиз, фальсифицировав его, для формирования своего идеала личности — «белокурой бестии»). Вторая линия софистов была творчески продолжена большевизмом, объявившим «буржуазные мораль и право» лживыми, лицемерными, а потому являющимися орудиями классового господства: противоположностью этим ценностям и нормам должны были стать пролетарская мораль и революционная законность.
Результатом
в обоих случаях явилось
Но спасает ли религиозно-сакральный мир от зла в поведении людей? К сожалению, столкновения, участившиеся на уровне конфессий, говорят, что причины конфликтов все больше уходят в ментальные миры («борьба богов»). Однако влияние верований, т.е. устойчивых представлений о сверхъестественном вмешательстве в жизнь людей, о божественной предопределенности их судеб, представлений, за которыми скрываются потребности в защите, благосостоянии, бессмертии, на сознание и поведение людей, вопреки надеждам мыслителей античности и эпохи Просвещения, не ослабевает. Во всем мире религиозность растет. Эта тенденция характерна и для России.
|
Вывод:
мы выявили, что сущностью любви является
саморастворение любящего в своем объекте.
6.2
Вера и сакральный феномен
любви
Понятие «верование» обычно связано со словом «вера», т.е. некритическим восприятием чьего-либо суждения, убеждений, картины мира, взглядов на жизнь. Верование связано с трансцендентальными объяснениями фактов социальной и индивидуальной жизни, с отнесением их к воле Высшего существа. В менталитете любого народа существуют устойчивые представления (архетипы), например, о жизни после смерти, переселении душ, Страшном суде, посмертной судьбе человека и т.д. Верования оживляются бурно особенно в периоды общественной дестабилизации, ломки устоявшихся ценностно-нормативных координат поведения и социокультурных образцов. Духовная дезориентация людей, происходящая при этом, ведет к повышенной нужде людей в наставничестве извне, ориентации на «вечные» нормы и ценности, в укреплении духа за счет повышающегося доверия к авторитету Высшего существа. Социолог и антрополог профессионально обязан, не прибегая к шкале ценностей и норм того или иного вероучения и не сравнивая их, отыскивать социальные причины их существования. В этой области истинно то, что дано жизнью.
От этих описаний и размышлений, лежащих на поверхности, перейдем к выявлению внутренней причины верований.
Все верования связаны с феноменом любви. Любовь есть, если ее взять в социальном аспекте, процесс самоотождествления субъекта с объектом, приобретшим исключительную значимость в глазах субъекта.
Объект любви обретает статус смысловой ценности или сверхценности. Любовь есть отношение к ценности, ради которой порой приносится в жертву даже такая фундаментальная ценность, как земная, «плотская» жизнь. Любовь в ее высшем значении есть саморастворение человека в другом человеке, группе или символическом образе. Саморастворение есть процесс, имеющий начало, расцвет и конец. Этому процессу содействует практика сакрализации — освящения кого-либо или чего-либо, придание ему «священности», авторитетности, сверхценности; влечение к сакрализации приобретает порой фанатичные формы. Ритуалы, церемонии, молебны и молитвы, эстетически выразительные храмы, торжественные празднества — все эти социокультурные средства служат одному: породить и углубить чувство уважения, почтения, любви прежде всего к высшему существу в лице Бога, вождя, святого героя. Сакрализации подвергаются и исторические события (дни Революции, Независимости, Победы и т.д.). Поэтому можно говорить о сакрализации повседневности и о сакральных мирах. Самоидентификация личности с сакрализованными существами и объектами содействует совершению поступков «по подобию», выработке соответствующих этому миру качеств личности (преданности, доверчивости, послушности, способности к самоотдаче, бескорыстия). Христианство, например, специально выделяет положение о том, что человек испорчен и полностью греховен. Весьма точно схвачена природа качеств человека — именно в борьбе, в том числе и с собой, формируются его социально-приемлемые качества. В данном случае убежденность человека в своей греховности, с одной стороны, и формирование культурного образца — образа Бога — с другой, побуждают индивида к систематической работе над своей личностью.
Всякая канонизация (великомучеников, героев, царей и т.д.) ведет к формированию «эталонных существ» (референтных групп), с нормами и ценностями которых субъект отождествляет свои ценностно-нормативные координаты поведения и мыслей (убеждений), причем происходит добровольная ориентация на них. Особенно это характерно для молодости — времени поиска своих героев ввиду актуализации способностей к подражанию. Почитание связано с любовным отношением, доходящим порой до состояния экстаза. Обожание, например, национального героя естественно — оно повышает жизнеспособность общности, связано со спасением, избавлением от опасного, страшного, жестокого и служит привлечению последователей.
Кроме
эмоций и чувств, связанных с сохранением
жизни каждого индивидуума в борьбе за
существование, природа наделила живые
существа эмоциями и чувствами для продолжения
рода, без которых жизнь в целом не могла
бы сохраниться. Причём, эти эмоции и чувства
избирательны не только у человека, но
практически и у всех многоклеточных организмов.
Какова природа этой избирательности
у животных? Всё очень просто и сложно,
в то же самое время... В ходе эволюции жизни
на нашей планете выжили и сохранились
те виды живых организмов, которые смогли
адаптироваться к изменениям внешней
среды и передать положительные мутации
следующим поколениям. Приоритет для продолжения
рода получают особи с положительными
мутациями в силу того, что максимальная
адаптация этих особей к окружающей среде
делает их сильнее, здоровее, быстрее и
внешне максимально соответствующими
экологической нише, ими занимаемой. Именно
брачные игры и поединки между самцами
и выявляют сильнейших и лучших. Победители
получают возможность передать свои новые
качества потомству. Именно благодаря
этому соперничеству между самцами за
право продолжить свой род, новые поколения
получали положительные качества, закреплённые
в их генетике. Внешний облик самцов большинства
видов имеет важную роль для самок во время
брачного периода, так как он (внешний
вид) отражает степень приспособления
данной особи к условиям существования
в экологической нише, занимаемой данным
видом живых организмов. Таким образом,
в животном мире сексуальная активность
определяется внешними и внутренними
качествами самцов, в то время, как самки,
в большинстве случаев, занимают пассивную
позицию в брачных играх и только благосклонно
принимают сексуальные ухаживания самца-победителя.
7
Человек как новая ступень
развития жизни
Человек,
как вид живой природы, безусловно
играет по тем же правилам, созданным
природой, в ходе эволюции жизни на Земле.
Но кроме животного начала, человек имеет
духовное, и это духовное резко выделяет
его из всего животного мира. И если в начале
эволюции человека, как вида, его сексуальное
поведение мало отличалось от соответствующего
поведения большинства других высокоорганизованных
животных, то по мере развития цивилизации,
зарождения и развития духовного начала,
человек стал всё более и более выделяться
из первобытной природы в проявлении своей
сексуальности. В чём же эти особенности,
позволяющие выделять человека в вопросе
сексуальности из всего многообразия
живых организмов?! Давайте попытаемся
в этом разобраться и понять, что же даёт
нам право считать Homo Sapiens качественно
новой ступенью развития жизни и в плане
проявления его сексуальности, кроме нашего
самомнения. Может быть только наше самомнение,
желание создать несуществующий мираж
нашей собственной исключительности толкает
нас думать о себе, как об уникальном явлении
природы и в том, что касается одного из
основных инстинктов природы? Так, что
же это — самообман или действительно
качественная новая ступень во взаимоотношениях
между самкой и самцом, или, как красиво
мы называем — между мужчиной и женщиной...
Человек является социальным существом,
т.е. рождение, развитие, жизнь до последнего
дыхания проходят среди людей, в человеческом
обществе. С первого мгновения нашей жизни
мы начинаем впитывать информацию, накопленную
предыдущими поколениями, через общение
с другими. Информация, впитываемая мозгом,
преображает как сам мозг, так и его обладателя
— человека. Когда качество и количество
впитанной мозгом информации достигает
критического объёма, происходит обыкновенное
чудо — появляется сознание. Причём, это
чудо может произойти только в социальной
среде, так как необходимый объём информации
может быть накоплен только предыдущими
поколениями и в виде опыта передан новому
поколению, а они, в свою очередь, добавив
к этому свой опыт, передают своим потомкам
и т.д. Как результат появления и развития
сознания, у человека качественно изменяется
и развивается структура сущности. Для
человеческого общества именно степень
и качество развития мозга, интеллекта
становятся теми эволюционными приобретениями,
без которых последующие поколения не
способны развиваться. Таким образом у
человека, в отличие от всех других живых
организмов, положительными эволюционными
приобретениями, становятся не только
положительные мутации, проявляющиеся
в максимальной адаптации физического
тела к условиям экологической ниши и
в физической силе индивидуума (что, безусловно,
продолжает играть значительную роль
в определении взаимоотношений между
мужчиной и женщиной), но и степень развития
мозга, и, как следствие, степень духовного
развития человека. При этом уровень духовного
развития каждого человека проявляется
в качественной структуре сущности. Поэтому
взаимоотношения между мужчиной и женщиной
определяются не только внешней красотой
физического тела, но и внутренней красотой
и богатством души. Внешняя красота приобретает
статус первичного стимула при сближении
мужчины и женщины, в то время, как внутренняя,
духовная красота становится основным
фактором, на основании которого эти взаимоотношения
поддерживаются. Основная задача природы
состоит в передаче лучших качеств от
одного поколения другому через слияние
генетики как со стороны матери, так и
со стороны отца. Мужское начало должно
соответствовать, быть в максимально возможной
гармонии с женским началом, они должны
дополнять друг друга. Только в этом случае
положительные качества смогут закрепиться
в следующих поколениях. Это становится
понятно, если вспомнить, что потомство
получает в наследство половину хромосом
со стороны матери, а другую — со стороны
отца. Новые качества не смогут максимально
проявиться в потомстве, если парные хромосомы,
одна с материнской, другая с отцовской
линий не будут находиться в максимальном
балансе, гармонии между собой. Если качественный
уровень «отцовской» хромосомы не будет
в гармонии с качественным уровнем «материнской»
хромосомы, новые качества могут быть
потеряны навсегда, или заблокированы
на многие поколения. Каждый вид сохранился
в ходе эволюции только благодаря закреплению
положительных качеств. Поэтому следует
предположить, что природа нашла способ
выхода из подобного затруднения. Попытаемся
разобраться в этом удивительном явлении
природы, которое проявляется в неповторимом
чувстве, называемом любовью...
8
Анатомия любви
Анатомия любви — не кощунство, как могут подумать одни, а необходимость, позволяющая нам глубже понять самих себя и, возможно, предотвратить роковые поступки и приобрести полноценное счастье для самих себя и для тех, кто рядом с нами. Вспомним, что качественный уровень развития каждого человека проявляется в качественной структуре сущности. Поэтому взаимодействие между мужчиной и женщиной проявляется, прежде всего, на уровне их сущностей. Прежде, чем продолжить этот анализ, необходимо обратить внимание на то, что мужская и женская сущности качественно отличаются друг от друга и при наличии полной гармонии, дополняют друг друга и вместе образуют одну цельную систему. При полной гармонии между мужской и женской сущностями возникает активный взаимообмен качествами. Мужчина при этом получает от женщины качества, которых у него нет и не может быть, в силу качественной структуры мужской сущности, но без которых невозможно его дальнейшее развитие. В свою очередь, женщина получает от мужчины, качества, которых у неё нет и не может быть, в силу качественной структуры женской сущности, но без которых невозможно её дальнейшее развитие. В состоянии гармонии, мужчина и женщина дополняют друг друга, как две половинки одного целого, и при этом между их сущностями на всех уровнях происходит активный взаимообмен качествами, который сопровождается неповторимыми ощущениями, называемыми любовью. В китайской философии эту гармонию называют равновесием между инь и ян...
Вспомним,
что уровень эволюционного