Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности………………………………………………………………………….5
2 Взаимоотношение личности и общества……………………………14
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

соц.docx

— 43.08 Кб (Скачать документ)

Модель личности, созданная  Фрейдом, представляет собой трёхуровневое  образование: низший слой (Оно или  Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний  слой (Сверх-Я или Супер-Эго) –  нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и  воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют»  психику человека, порождая невротический  тип поведения. Эта модель личности,  постоянно обороняющейся от общественного  давления и находящейся в конфликте  с социальным окружением. Поскольку  по мере развития общества верхний  слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и  тяжёлым, то и вся человеческая история  рассматривается Фрейдом как  история нарастающего психоза.

3. Поведенческая концепцияещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс,  К.Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения личности - общение. Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же, определением социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость  человека от внешнего мира, от социальной среды.

Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

1. Естественные - это нужды человека как биологического существа (потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

2. Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности (потребности в духовной культуре, общении, трудовой деятельности и т.д.).

Потребности характеризуют  условия жизнедеятельности. Неудовлетворенность  условиями жизни определяет деятельность человека, который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся  у него возможности. Здесь проявляется  и интерес личности, который складывается из следующих элементов:

- положение человека в обществе;

- содержательная характеристика его зависимости от деятельности других людей;

- пути и способы использования сложившихся социальных отношений (институтов), для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной  основой ее деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними побудительными мотивами.

Однако осознание потребностей и интересов личностью никогда  не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые непосредственно, ситуационно определяют поведение  людей.

Мотивы - отражения в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности человека, если станет субъективно  значимым для нее.

 Мотивы бывают материальные  и духовные, а также в зависимости  от значимости - доминирующие и  фоновые. Наиболее распространенными  мотивами являются материальная  заинтересованность, желание сделать  карьеру, стремление самореализовать  себя в творчестве, чувство долга,  боязнь наказания и т.д.

 Мотивы обуславливают  выработку человеком целей деятельности, в результате чего осуществляется  переход интересов через деятельность, опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы  У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог).

Ценностные ориентации выступают  социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются  как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

Целостные ориентации формируются  при усвоении индивидом социального  опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов  и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену  социальной общности. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.

В качестве стимулов может  использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и  распоряжается общество. Чем более  ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать  соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом  человек испытывал вознаграждающее  воздействие со стороны других, тем  менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее  действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений  делается вывод, что добровольное воздействие  между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что  его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Деятельностный подход в рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности.

В основе личности лежит богатство  связей человека с миром, проявляющееся  в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Социальную деятельность составляет система  проявления поведения личности, в  пределах которой осуществляется целесообразное изменение и преобразование его  социальной сферы.

Деятельность рассматривается  при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:  определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;  выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;

Изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;  исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности. Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

 

           2 Взаимоотношение личности и общества

2.1. Социализация  личности.

Социология личности оперирует  категориями, которые нередко  рассматриваются  как синонимы, формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа. 

Когда употребляется  понятие  “формирование личности”, то имеется  в виду единство объективных и  субъективных условий, определяющих процесс  становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей  совокупности общественных отношений  в сочетании с субъективной деятельностью  классов, общественных  организаций  и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать  ее развитие.

Понятие “развитие личности”  характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако, оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты. 

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные  им, не говорят о том, что процесс  социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения  педагогической культуры родителей, о  выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. 

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения  и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным  стадиям:

1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. 

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального  взаимодействия.

Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от  рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12  до 15).

Многие психологи и  социологи подчеркивают, что процесс  социализации продолжается в течение  всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими  моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация  детей  формирует ценностные ориентации.

Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в  детстве  в большей мере имеет  дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в  которой социализация взрослых  рассматривается не как продолжение  детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические  приметы детства: отказ от детских  мифов.

Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологическиемеханизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для  подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация — способ осознания  принадлежности  к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения  как свои собственные.  

Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения.

Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так  как они подавляют или запрещают  некоторые образцы поведения. З.Фрейд  отмечает, что чувства стыда, и  вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы.

Однако между ними имеются  определенные различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что  вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими  людьми.

Ощущение же вины связано  с внутренними переживаниями, с  самооценкой человеком своих  поступков. Наказание здесь совершается  самим собой, контролирующей формой выступает совесть.   Т.Парсонс  и С.Бейлз применяли понятия, введенные  З.Фрейдом к теории социального  действия и социальных систем. Они  определяют имитацию как процесс, с  помощью которого усваиваются специфические  элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного  отношения с “моделью”.  Идентификация  же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального наущения.

Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности  в семье, постольку она считается  основной формой социализации.

Информация о работе Проблема личности в социологии