Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности………………………………………………………………………….5
2 Взаимоотношение личности и общества……………………………14
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

соц.docx

— 43.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

                             Центр дистанционного образования

 

 

 

                           Контрольная работа

                 По дисциплине: «Социология»

      На тему: «Проблема личности в социологии»

 

 

                                                                        

                                                                         Исполнитель: студентка

                                                                         Группа: ЭПБ п-11 КФ

                                                                         Ф.И.О: Маклецова Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Екатеренбург 

                                           2012г.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………2

           1Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности………………………………………………………………………….5

2  Взаимоотношение личности  и общества……………………………14

            Заключение………………………………………………………………24

            Библиографический список…………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально  отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как  совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.

Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности,благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:  один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;  второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его  жизнедеятельности, то есть свойства и  качества, которые человек реализует  в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Понятие «личность». Особенности  социологического изучения личности.

Личность – выражение  социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как  носитель общих и специфических  социальных свойств человека, характеризующих  его национальную и классовую  принадлежность, профессию и вид  деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В  процессе своей жизнедеятельности  в обществе личность играет различные  социальные роли.

 Существует 4 концепции  понимания личности: 1. Ролевая концепция  Ролевая концепция личности возникла  в американской социальной психологии  в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и  получила широкое распространение  в различных социологических  течениях, прежде всего, в структурно-функциональном  анализе. Т.  Парсонс и его  последователи рассматривают личность  как функцию от того множества  социальных ролей, которые присущи  любому индивиду в том или  ином обществе.

Социальная роль – это  модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе  общественных и межличностных отношений. Шибутанивводит 2 понятия: "играние  роли" и "принятие роли".

Играние роли - это организация  поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно  всегда представляло себя на месте  другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело  бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник  и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель.

Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей  и юношества. Некоторые роли, а  их большинство, являются личностно  незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек  воспринимает незаметно, не вкладывая  в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения,  соответствующего данной роли.

2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе  определенную позицию или должность,  а с ней непременно связана  совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика,  отца и сына). Исходя из этого,  общество можно представить как  систему взаимодействующих должностей  и позиций, а позицию как  структурно оформленную единицу  общества. Роль в такой интерпретации  означает совокупность действий, которые производит субъект для  реализации занимаемой им позиции  (требований должности). Позиция  связана не только с системой  действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или  иную позицию, окружающие ждут  соответствующих действий. И сам  человек рассчитывает на определенное  к себе отношение. 

3. Оценка выполнения предписанной  роли. От человека требуют определенных  действий, да и сам он оценивает  себя в зависимости от того, какую роль играет и какую  роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4. Санкции, т.е. социальные  последствия того или иного  действия в рамках требований  социальной системы. Такие санкции  могут быть моральными, реализуемыми  непосредственно социальной группой  через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими,  экологическими и т.д., реализуемыми  через деятельность конкретных  социальных институтов. Смысл санкции  - побудить человека к определенному  типу поведения. 

Т. Парсонсом была впервые  предпринята попытка систематизации ролей. Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками:

1.  эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2. способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4.  формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное;

5. мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д.

И.С. Кон выделяет 3 понимания  роли: в обыденном сознании, где  «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие  для «описания повторяющихся, стандартизированных  форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой  обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении  человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное.

Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение  элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим  собой, а кем-то другим, и это порождает  у него внутреннюю напряженность, чувство  неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят).

И.С Кон отмечает, что  прежде чем реагировать на внешний  символ, человек должен согласовывать  свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные  социальные роли и составление своей  ролевой системы, где человек  идентифицирует себя с различными ролями. С одними - личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм.

Если степень идентификации  личности с ролью высока, то они  могут срастись, и роль может стать  неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Социальная роль распадается  на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или  иной роли, на ролевое поведение  – то, что человек реально выполняет  в рамках своей роли.  Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек  более или менее чётко представляет связанные с ней права и  обязанности, приблизительно знает  схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций –  от порицания, осуждения до насильственного  пресечения.

Границы ролевого поведения  достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению  равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора  фирмы предполагает реализацию функций  руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство  может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора  фирмы не накладывает никах ограничений. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих  непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для  социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек  также занимает определённое место  и в соответствии с ним выполняет  определённые функции. Этот слой отношений  описывается понятием  межличностная  роль. Как и социальные роли, межличностные  роли тоже могут быть различными и  даже совершенно противоположными в  разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать  в своём поведении эту разнообразную  палитру ожиданий, предъявляемых  к нему, ориентироваться не на одну,  а на несколько групп сразу.

Социальные роли различаются  по степени из важности для нормального  функционирования всего общественного  организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для  поддержания её стабильности.

Интегративным показателем  положения социальной группы и отдельной  личности в системе общественных отношений является социальный статус.

В любом обществе и в  любой сфере общественной жизни  существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство. Теория ролей хорошо описывает адаптационную  сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку  она оставляет в тени активное, творческое личностное начало. 2. Концепция  личности Фрейда.

Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию  её действия. В силу невозможности  удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Информация о работе Проблема личности в социологии