Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
условиях ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема востребованности молодых специалистов в современных условиях…………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная поддержка молодых специалистов ………………………..7
Глава 2. Способы решения проблем занятости и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов…………………………………………………………….....11
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………......21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
социальной работы и
менеджмента социальной
сферы
по
дисциплине специализации
Тема:
Проблемы занятости
выпускников высших
учебных заведений и
пути их решения
Выполнил:
студентка 4 курса СР-062
Шапошникова А.С.
направление бакалавр «Социальная работа»
Научный руководитель:
ст. пр. Кривцова Е. В.
Кемерово 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
условиях ……………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная
поддержка молодых
Глава
2. Способы решения проблем
выпускников
ВУЗов……………………………………………………………..
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Для регионов Сибири общее снижение темпов экономического развития привело к тому, что в конце 1990-х гг. показатель интенсивности сокращения занятости во многих районах более чем в два раза превысил показатель данного процесса в России. В начале ХХ в. безработица продолжает оставаться одним из важнейших факторов усугубляющих непростое положение российской экономики. В особенности опасна высокая доля безработицы среди молодых специалистов. Молодые специалисты относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности, приводит к значительным потерям национальной экономики за счет неполного использования трудового потенциала страны.
На протяжении последних 10-12 лет выпускники ВУЗов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учет в службе занятости или же сам, используя свои способности, ищет работу; нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.
Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе и ведет к развитию конкурентоспособности молодых специалистов.
Цель исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.
Объект исследования: проблемы занятости выпускников ВУЗов и пути их решения.
Предмет исследования: выпускники ВУЗов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть положение молодых специалистов в современных условиях России;
-
выявить существующую
-
рассмотреть некоторые способы
решения проблем занятости и
конкурентоспособности выпускников ВУЗов.
Глава
1. Положение молодых
специалистов в современных
условиях России
1.1 Проблема востребованности молодых специалистов
в
современных условиях
До
принятия Трудового кодекса РФ молодыми
специалистами именовались
Современная развивающаяся экономика предъявляет к уровню образования, к компетентности молодых специалистов и выпускников ВУЗов довольно высокие требования. Эти требования касаются как теоретических знаний по определенной специальности, так и практических навыков. Каждый человек уникален в сочетании своих профессиональных и личностных качеств [12, с.134]. Уровень профессиональной компетенции определяется способностями человека, приобретенными знаниями, умениями и опытом, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности, а также личностными качествами. Способные, активные, трудолюбивые, получившие хорошее образование и востребованную специальность, имеют отличный «стартовый капитал» для успешной карьеры. Поэтому востребованность выпускников и их конкурентоспособность во многом определяются качеством обучения, которое напрямую связано с уровнем преподавания, с наличием профессиональных преподавателей-практиков и солидной научной базы в ВУЗе. Следует также подчеркнуть, что переход на двухуровневую систему подготовки хоть и труден и пока неоднозначен с точки зрения восприятия работодателя, позволяет сделать конвертируемыми дипломы российских ВУЗов. Вхождение России в Болонский процесс также может положительно сказаться на развитии российского образования и роста востребованности специалистов в дальнейшем [7, с.23].
Рынок трудоустройства ежегодно пополняется выпускниками ВУЗов, которые встают практически на первую ступень своей карьеры. Молодой специалист, прежде чем пойти на интервью, всегда размышляет о перспективе предлагаемой позиции. На формирование его мнения влияют размеры компании, узнаваемость ее на рынке [2, с.90].
Чтобы
избежать неприятных последствий при
приеме на работу молодых специалистов,
работодатели проводят довольно жесткий
предварительный отбор для
На мой взгляд, определенный интерес, с точки зрения размышления над проблемой востребованности специалистов, представляют данные исследования, посвященные изучению преимуществ и недостатков процесса найма для молодых специалистов. Основным методом сбора данных был опрос следующих целевых групп: студенты 4-5 курсов КемГУ (100 человек); работодатели (21).
Опрос студентов 4-го курса показал, что после окончания ВУЗа 85% студентов планируют пойти работать, 4% - поступить в аспирантуру, процент «неопределившихся» составил 11%. Данные опроса студентов 5-го курса показали, что основными путями поиска рабочего места являются: знакомые (85%), агентства по трудоустройству (29%), сайты поиска работы (29%), пресса (11%), ярмарки вакансий (18%). По данным молодежной биржи труда процент трудоустройства обратившихся студентов ежегодно составляет 54-58%, 15% - процент трудоустройства молодых специалистов [6, с.95].
Как работодателями, так и молодыми специалистами были отмечены следующие важные личностные качества при трудоустройстве:
- ответственность;
- целеустремленность;
- опыт работы.
Из этого следует, что студенты понимают требования, которые предъявляет работодатель. Наиболее важными преимуществами при привлечении молодых специалистов работодатели считают энергичность и активность молодых специалистов [4, с.205].
Среди главных причин отказа в трудоустройстве молодых специалистов работодатели называют отсутствие опыта работы (более 90%), отсутствие вакансий (48%), недостаток личностных и деловых качеств (43%), плохая самопрезентация (41%), плохая теоретическая подготовка и даже несоответствующий внешний вид (7%) [11, с.134].
Таким
образом, необходим комплексный подход
к решению проблемы востребованности
и трудоустройства молодых специалистов.
Он заключается в проведении специализированных
программ работы со студентами ВУЗов,
в развитии каналов коммуникаций для поиска
работы, в проведении тренингов, ярмарок
вакансий, поддержки стажеров в период
адаптации.
1.2
Законодательная поддержка
молодых специалистов
До
принятия Трудового кодекса РФ молодыми
специалистами именовались
Ранее действовавший КЗоТ РФ отдельно оговаривал ряд правовых мер, направленных на повышение социальной защищенности при поступлении на работу указанной категории лиц по окончании учебных заведений. К их числу относились, в частности, положения, согласно которым лица, окончившие указанные образовательные учреждения, обеспечивались работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями (часть первая статьи 182 КЗоТ РФ), а отказ работодателя в приеме на работу выпускникам данных образовательных учреждений в соответствии с указанными договорами мог быть обжалован непосредственно в суд (часть четвертая статьи 182 КЗоТ РФ, часть третья статьи 210 КЗоТ РФ).
Кроме того, согласно части третьей статьи 21 КЗоТ РФ не устанавливалось испытание при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений [19].
Что касается действующего правового регулирования, то в Трудовом кодексе РФ больше не содержится само понятие «молодой специалист». При этом данным Кодексом фактически сохранено правило о том, что испытание при приеме на работу не устанавливается, в частности, для лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности (часть четвертая статьи 70). За этим исключением каких-либо иных особенностей правового положения указанной категории лиц Трудовой кодекс РФ не устанавливает.
Поскольку
в настоящее время в сфере
занятости выпускников
В числе таких мер необходимо отметить следующие:
1) разработка межведомственной программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов с учетом основных направлений проекта программы «Содействие трудоустройству выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования на 2005—2007 годы», разработанного Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов. В указанной программе особое внимание было обращено на следующие направления:
Информация о работе Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения