Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
условиях ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема востребованности молодых специалистов в современных условиях…………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная поддержка молодых специалистов ………………………..7
Глава 2. Способы решения проблем занятости и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов…………………………………………………………….....11
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………......21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Шапошниковой А. СР-062.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

  - проведение мониторинга эффективности  трудоустройства выпускников КемГУ  на постоянные рабочие места  и их адаптации на рабочем  месте. 

  В рамках реализации этих направлений  Центр трудоустройства и маркетинга  образовательных услуг  КемГУ активно сотрудничает с:

  - учебно-методическим управлением – по организационно-методическим вопросам;

  - ЦНО КемГУ – по организации  профориентационной работы;

  - заместителями деканов факультетов – по организации работы со студентами и выпускниками факультетов;

  - приемной комиссией университета – по организации и проведению целевого набора в КемГУ;

  - планово-финансовым управлением и бухгалтерией – по всем планово-экономическим вопросам деятельности Центра;

  - департаментом ФГСЗН по Кемеровской области;

  - департаментом образования по Кемеровской области;

  - департаментом науки и профессионального образования Кемеровской области;

  - городским центром занятости населения;

  - Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения;

  - предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности г. Кемерово и Кемеровской области.

  В заключении хотелось бы отметить перспективы  реализации работы по содействию в  трудоустройстве студентов и  выпускников КемГУ.

  Во-первых, это вовлечение студентов и выпускников  в систему дополнительного образования  еще во время обучения в КемГУ  – ведь наличие дополнительной квалификации является существенным конкурентным преимуществом  на рынке труда (например, для студентов  экономического факультета – обучение программам 1С).

  Во-вторых, усиление партнерства с руководителями предприятий, учреждений, организаций  в сфере трудоустройства выпускников, проведение совместных совещаний, круглых  столов в целях совместной разработки образовательных программ и профессиональных требований к выпускникам.

  В-третьих, это организация ассоциаций (объединений) выпускников КемГУ, занимающих ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях региона с целью поддержки в трудоустройстве будущих выпускников КемГУ.

  Таким образом, деятельность Центра трудоустройства и маркетинга  образовательных услуг  КемГУ оказывает существенную поддержку в решении проблем как выпускников, то есть оказывает содействие в их трудоустройстве, так и студентам старших курсов, организуя для них различные семинары по обзору современного рынка труда, а также предлагает открытие дополнительных специализаций на факультетах для повышения конкурентоспособности выпускников КемГУ.

     
 
 

  Заключение 
 

  Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.

  Целью данной курсовой работы являлось выявление  существующих проблем занятости выпускников ВУЗов и нахождение основных путей решения данных проблем.

  На  наш взгляд, все проблемы, стоящие перед выпускниками вузов, можно подразделить на два вида.

  К первому виду можно отнести проблемы, обусловленные социально-психологическими факторами. Эти проблемы связаны с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированности о различных ее аспектах.

  Социальная  незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению в рынок труда приводит к формированию стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей, многие из которых изначально негативно оценивают их профессиональные возможности.

  Ко  второму блоку проблем можно  отнести относительную незащищенность со стороны законодательной базы данной категории, а также слабую заинтересованность работодателей в молодых специалистах, у которых нет опыта работы по полученной специальности и определенных практических навыков поведения на рынке труда.

  Требования, которые предъявляются к подготовке кадров, находятся в непосредственной связи с потребностями, существующими в обществе. Начавший создаваться в России рынок труда, наметил потребность в квалифицированных, хорошо обученных специалистах.

  Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.

  Серьезного  внимания в настоящее время заслуживают  задачи в сфере образования. В  постиндустриальном информационном обществе оно становится  необходимым фактором жизненного успеха и значимым ресурсом развития страны. Образование является одним из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии. Кроме того, по мере совершенствования технологий, рынок труда отдает предпочтение все более квалифицированным специалистам, в результате постоянно повышаются требования к самой системе образования.

  Рассматривая  рынок труда и рынок образования  как вполне самостоятельные секторы  экономики, следует четко понимать, что каждый из них не просто самостоятельно формируется и развивается, но они  находятся в тесной взаимной связи друг с другом. Конечно, каждый из них имеет свои цели, задачи, приоритеты, но структура, формируемая в обществе, не просто объединяет их, а делает взаимозависимыми. Рынок образования может рассматриваться и как часть рынка труда, и как самостоятельный элемент, и, в зависимости от того, как мы воспринимаем рынок образования, происходит воздействие на его структуру.

  В современных условиях Россия испытывает нехватку специалистов, ориентированных  на практику. Главной задачей современного учебного заведения высшего профессионального образования является воспитание конкурентоспособного специалиста, готового к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

  Таким образом, с точки зрения инновационности, российская высшая школа, опираясь на научное знание и человеческий капитал, должна создать условия для развития эффективной системы взаимодействия образования с рынком труда.

  Система образования должна более пристально наблюдать за переменами в характере  занятости, изменениями в сфере  ее приложения, образовательными и квалификационными требованиями работодателей. Для проведения адекватной кадровой политики, снижения напряженности на рынке труда молодых специалистов важной задачей становится разработка системы прогнозирования потребности в специалистах.

    Решение проблем занятости среди выпускников высших учебных заведений должно быть комплексным. Необходимо тесное взаимодействие между вузами и рынком труда (потенциальными работодателями), который, в свою очередь, весьма заинтересован в высококвалифицированных кадрах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Васильев, Я. Т. Региональная занятость и рынок  труда. Основы теории, функционирования и прогнозирования.- Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2004. – с. 110-115. ISBN 5-02-032254-7
  2. Высшее образование в России [Текст]: Стат. сб. / Л. М. Гохберг, Л. Э. Миндели.- М.: ЦИСН, 2006.- с. 87-93. ISBN 5-7602-0041-0
  3. Занятость, безработица, трудоустройство / отв. ред. А. С. Пашков [Текст] / А. С. Пашков.- Спб.: СКФ «Россия-Нева», 2005.- с. 15-20. ISBN 5-88336-012-2
  4. Иудин М. М. Повышение конкурентоспособности выпускников региональных вузов на рынке труда // Возможности регионального вуза в решении проблем востребованности выпускников: Сб. статей / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ИП Олейник О. А., 2008.- с. 77.
  5. Мышко, Ф. Г. Трудовое право [Текст] / Ф. Г. Мышко // Интернет: www. rusmolod. ru
  6. Поляков, В. А. Технология карьеры.- М.: Дело, 2006.- с. 44-48. ISBN 5-86461-167-0
  7. Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях [Текст]: материалы науч.-практич. конф. / ред. С. Н. Чистякова.- Кемерово: Б.и., 2004.- с. 94-98. ISBN 5-7148-0084-2
  8. Профессиональная ориентация молодежи [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Захаров, Т. Н. Новикова, Н. Н. Чистяков.- Кемерово: Изд-во КемГУ, 2003.- с. 23-26. ISBN 5-7156-0080-1
  9. Региональная система высшего образования и рынок труда [Текст] / отв. ред. А. Ю. Рыкун.- Томск: Изд-во Томского университета, 2007.- с. 114. ISBN 5-7511-1942-8
  10. Рынок труда [Текст]: учебник / под ред. В. С. Буланова.- М.: Экзамен, 2006.- с. 225-228. ISBN 5-8212-0060-1
  11. Рынок труда Кемеровской области. Равные права! Равные возможности? [Текст]: монография / Л. Н. Тешукова, Е. В. Исакова.- Новокузнецк: «Принт-Сервис», 2006.- с. 36-38. ISBN 5-02311-345-02
  12. Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / ред. В. А. Шабашев.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- с. 134-137. ISBN 5-202-00344
  13. Свинтицких О. С. Новое поколение специалистов и рынок труда // Вестник Сибири (Новосибирск). 2008. № 7. с. 20
  14. Смирнова Т. Л. Модернизация системы профессионального образования и рынка рабочей силы в России  // Вестник Сибири (Новосибирск). 2008. № 5. с. 13
  15. Социальная работа: история, теория и технологии [Текст]: монография / под ред. И. Ф. Албегова, В. В. Козлова.- Ярославль: ООО «ДиА-пресс», 1997.- с. 117-121. ISBN 5-00234-321-01
  16. Социальная работа с молодежью [Текст]: учеб. пособие / ред. Н. Ф. Басов.- М.: «Дашков и Ко», 2009.- с. 214-216. ISBN 978-5-394-00052-2
  17. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии [Текст]: учеб. пособие / ред. Е. И. Холостова.- М: ИНФРА-М, 1998.- с. 114. ISBN 5-50032-766-8
  18. Тимошенко С. А. Некоторые проблемы системы образования России в контексте глобализации // Возможности регионального вуза в решении проблем востребованности выпускников: Сб. статей / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ИП Олейник О. А., 2008.- с. 120.
  19. Чередниченко, Г. А. Молодежь вступает в жизнь.- М.: Мысль, 2005.- 25-30. 
 
 
 
 

 

 

  

Информация о работе Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения