Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
условиях ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема востребованности молодых специалистов в современных условиях…………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная поддержка молодых специалистов ………………………..7
Глава 2. Способы решения проблем занятости и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов…………………………………………………………….....11
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………......21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Шапошниковой А. СР-062.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

    - развитие системы профессиональной ориентации молодежи;

    - организацию мониторинга трудоустройства и закрепляемости выпускников учреждений профессионального образования, в том числе по полученным специальностям и направлениям подготовки специалистов;

    - социально-профессиональную адаптацию выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

   2) разработка и утверждение двухстороннего договора между Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по труду и занятости об обеспечении занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

   3) разработка и согласование типового договора учреждений профессионального образования с региональными отделениями Федеральной службы по труду и занятости;

   4) разработка положения о конкурсе среди учреждений профессионального образования на лучшую модель трудоустройства выпускников и ежегодная организация указанного конкурса;

   5) создание электронной базы «Выпускников вузов России»;

   6) разработка программы проведения тренинг-курсов по поддержке молодежного предпринимательства.

    Как следует из приведенного  перечня введение каких-либо новых  положений законодательства, возлагающих  на работодателей дополнительные  обязанности с трудоустройством  молодых специалистов, не предусматривается.  Более того, законодатели собираются  скорректировать запрет на установление молодым специалистам испытания при приеме на работу. Так, проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ в первом чтении 20.06.2003 (№ 329663-3) планируется уточнить часть четвертую статьи 70 Трудового кодекса РФ, указав, что испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение года со дня окончания учебного заведения. Таким образом, после подписания Президентом РФ указанного законопроекта запрет установления испытания будет распространяться:

1) на  только окончивших образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (выпускники учебных заведений, не имеющих государственной аккредитации не смогут воспользоваться этой льготой);

2) только в течение 1 года со дня окончания учебного заведения (если выпускник будет впервые заключать трудовой договор по полученной специальности по истечении 1 года с момента получения документа об образовании, установление ему испытания при приеме на работу будет правомерным) [19].

  Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что такая  категория как «молодые специалисты», является одной из слабозащищенных  в Российской Федерации. Нормативная  база поддержки молодых специалистов требует существенных доработок со стороны Правительства.  И так как данная категория населения является наиболее производительной в сфере труда, то необходимо разрабатывать новые способы решения проблем занятости молодых специалистов.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы решения  проблем занятости и конкурентоспособности выпускников ВУЗов 
 

  2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда 
 

  Конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная  категория, характеризующая потенциальные  способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами [9, с.225].

  Первый  уровень способностей представляет собой на рынке потребительскую  стоимость товара «рабочая сила», характеризуется  она рядом более конкретных качеств. Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий:

  1. профессиональной компетентностью на уровне, достаточном для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний);
  2. набором специальных личностных качеств специалиста (активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимательность, самостоятельность.

  Второй  уровень конкурентоспособности  современного специалиста – умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Здесь речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте [3, с.15].

  К специфическим особенностям молодого поколения по степени возрастания  конкурентоспособности относят:

  1) в возрасте до 18 лет начальный  этап адаптации к трудовой  деятельности; как правило, молодые люди не имеют специальности, трудоустройство осуществляется в административном порядке через квоты;

  2) 19-21-летние, как правило, имеют  среднее образование и профессию,  во многих случаях специальность  оказывается невостребованной, и  в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения;

  3) молодежь 22-25 лет – впервые входящая  на рынок труда, где значительную  долю составляют выпускники ВУЗов;

  4) 26-29 лет – первоначальное освоение специальности закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя [20, с.26].

  Таким образом, существенная роль в развитии конкурентоспособности молодых  специалистов принадлежит системе  высшего образования [3, с.17].

  Основными направлениями деятельности ВУЗов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов являются:

    1. повышение качества обучения, как фундамента профессиональных компетенций специалиста;
    2. сбор, систематизация и анализ информации о потребности региона в выпускаемых специалистах;
    3. формирование базы данных вакансий по специальностям профессионального образования;
    4. формирование базы данных молодых специалистов;
    5. разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мер, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости;
    6. заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов;
    7. организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников [10, с.37].

      Также необходимо отметить ,что целесообразно создать в вузах учебно-консультационные центры, где силами преподавателей организовывать для студентов специальные занятия, консультации по современным методам и технологиям трудоустройства, подбора и найма персонала, обмен опытом работы в организациях работодателей; проводить воспитательную работу среди студентов с целью формирования определенных профессиональных и личностных качеств; проводить анкетирование среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам [15, с.214].

      Необходимо  повысить роль и значение руководителей  организаций в формировании и  развитии конкурентоспособности молодых специалистов. В организациях разрабатывать специальные программы производственной адаптации для молодых специалистов, что в свою очередь позволит не только сократить текучесть кадров в организации, но и уменьшить издержки молодых специалистов при первичной занятости [5, с.44].

      Большое значение в развитии конкурентоспособности  молодежи на рынке труда принадлежит  раннему, целенаправленному формированию деловой репутации выпускников  ВУЗов. Под деловой репутацией следует  понимать мнение о профессионально важных  и личностных качествах молодых специалистов, сформированное ВУЗом, работодателем, студенческим коллективом, профессиональными сообществами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами в ходе обучения студентов и их практической подготовки, опирающееся на научно обоснованную методику оценки [14, с.117].

      Существенная  роль в развитии конкурентоспособности  молодых специалистов принадлежит  системе высшего образования. 
     
     

2.2 Деятельность Центра  трудоустройства и маркетинга  образовательных услуг КемГУ,

как форма поддержки выпускников  
 

  Современная социально-экономическая ситуация в регионе и в целом в  стране предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалиста. Но кроме этого важного  показателя его конкурентоспособности, сегодня выпускникам вузов необходимы еще многие личностные качества: целеустремленность и мобильность, умение ориентироваться на рынке труда и правильного общения с работодателем, коллегами, подчиненными, которые можно сформировать в ходе воспитательно-образовательного процесса и внеаудиторной деятельности студентов [18, с.85].

  В целях комплексного решения задач  трудоустройства выпускников КемГУ  создается Центр содействия занятости  учащейся молодежи и трудоустройства  выпускников КемГУ (далее Центр).

  Основной  идеей Центра является формирование единой информационно-аналитической  базы по проблемам функционирования регионального рынка труда и  рынка образовательных услуг.

  В основу деятельности Центра положены систематические научные исследования и мониторинг состояния рынка труда и рынка образовательных услуг.

  Основными принципами деятельности Центра являются: комплексный подход к проблеме трудоустройства выпускников, содействие формированию в вузе целостной, практико-ориентированной системы мер продвижения выпускников на рынке труда, охватывающей весь цикл подготовки специалиста.

  Особое  внимание уделяется при этом подготовке выпускника к самостоятельному построению профессиональной карьеры и активному  поиску рабочего места, а также к расширению возможностей получения дополнительного образования студентам и выпускникам вуза, расширяющего возможности свободного выбора на современном рынке труда.

  Система мер, направленных на содействие трудоустройству  выпускников КемГУ, включает в себя:

  - изучения состояния и тенденций  рынка труда по профилю подготовки  КемГУ;

  - заключение договоров и соглашений  о сотрудничестве в сфере трудоустройства  выпускников КемГУ между Департаментом  труда и занятости населения  Кемеровской области, государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кемеровский Государственный Университет» и государственным учреждением Центр занятости населения города Кемерово, с ведущими кадровыми агентствами города Кемерово;

  - информирование студентов о наличии временных и постоянных рабочих мест в учреждениях и на предприятиях города, об имеющихся курсах повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке, а также о различных сопровождающих карьеру видах и формах обучения;

  - проведение семинаров для студентов  5-го курса: «Эффективное поведение на рынке труда».

  - создание и актуализация баз  данных «Студенты», «Выпускники», «Работодатели».

  - проведение презентаций работодателей  – основных потребителей выпускников  КемГУ;

  - проведение «Ярмарок выпускников» с привлечением представителей работодателей, служб занятости населения и кадровых агентств г. Кемерово и Кемеровской области;

  - проведение индивидуальных консультаций  по вопросам трудоустройства  для студентов старших курсов и выпускников, составление индивидуальных рекомендаций по планированию профессиональной деятельности;

  - изучение социальных и профессиональных  ориентаций студентов КемГУ с  целью совершенствования мероприятий  по профессиональной ориентации  студентов и выпускников КемГУ;

Информация о работе Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения