Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: выявление основных проблем занятости, трудоустройства выпускников ВУЗов и нахождение существующих путей решения данных проблем.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение молодых специалистов в современных
условиях ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема востребованности молодых специалистов в современных условиях…………………………………………………………………………5
1.2 Законодательная поддержка молодых специалистов ………………………..7
Глава 2. Способы решения проблем занятости и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов…………………………………………………………….....11
2.1 Развитие конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда….11
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ, как форма поддержки выпускников……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………......21
- развитие системы профессиональной ориентации молодежи;
- организацию мониторинга трудоустройства и закрепляемости выпускников учреждений профессионального образования, в том числе по полученным специальностям и направлениям подготовки специалистов;
- социально-профессиональную адаптацию выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
2) разработка и утверждение двухстороннего договора между Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по труду и занятости об обеспечении занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
3) разработка и согласование типового договора учреждений профессионального образования с региональными отделениями Федеральной службы по труду и занятости;
4) разработка положения о конкурсе среди учреждений профессионального образования на лучшую модель трудоустройства выпускников и ежегодная организация указанного конкурса;
5) создание электронной базы «Выпускников вузов России»;
6) разработка программы проведения тренинг-курсов по поддержке молодежного предпринимательства.
Как следует из приведенного
перечня введение каких-либо
1) на только окончивших образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (выпускники учебных заведений, не имеющих государственной аккредитации не смогут воспользоваться этой льготой);
2) только в течение 1 года со дня окончания учебного заведения (если выпускник будет впервые заключать трудовой договор по полученной специальности по истечении 1 года с момента получения документа об образовании, установление ему испытания при приеме на работу будет правомерным) [19].
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что такая
категория как «молодые специалисты»,
является одной из слабозащищенных
в Российской Федерации. Нормативная
база поддержки молодых специалистов
требует существенных доработок со
стороны Правительства. И так как данная
категория населения является наиболее
производительной в сфере труда, то необходимо
разрабатывать новые способы решения
проблем занятости молодых специалистов.
Глава
2. Способы решения
проблем занятости
и конкурентоспособности
выпускников ВУЗов
2.1
Развитие конкурентоспособности
выпускников ВУЗов на
рынке труда
Конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами [9, с.225].
Первый
уровень способностей представляет
собой на рынке потребительскую
стоимость товара «рабочая сила», характеризуется
она рядом более конкретных качеств.
Конкурентоспособным в
Второй уровень конкурентоспособности современного специалиста – умение находить рабочее место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Здесь речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте [3, с.15].
К специфическим особенностям молодого поколения по степени возрастания конкурентоспособности относят:
1) в возрасте до 18 лет начальный этап адаптации к трудовой деятельности; как правило, молодые люди не имеют специальности, трудоустройство осуществляется в административном порядке через квоты;
2)
19-21-летние, как правило, имеют
среднее образование и
3)
молодежь 22-25 лет – впервые входящая
на рынок труда, где
4) 26-29 лет – первоначальное освоение специальности закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя [20, с.26].
Таким образом, существенная роль в развитии конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе высшего образования [3, с.17].
Основными
направлениями деятельности ВУЗов,
по которым целесообразно
Также необходимо отметить ,что целесообразно создать в вузах учебно-консультационные центры, где силами преподавателей организовывать для студентов специальные занятия, консультации по современным методам и технологиям трудоустройства, подбора и найма персонала, обмен опытом работы в организациях работодателей; проводить воспитательную работу среди студентов с целью формирования определенных профессиональных и личностных качеств; проводить анкетирование среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам [15, с.214].
Необходимо повысить роль и значение руководителей организаций в формировании и развитии конкурентоспособности молодых специалистов. В организациях разрабатывать специальные программы производственной адаптации для молодых специалистов, что в свою очередь позволит не только сократить текучесть кадров в организации, но и уменьшить издержки молодых специалистов при первичной занятости [5, с.44].
Большое значение в развитии конкурентоспособности молодежи на рынке труда принадлежит раннему, целенаправленному формированию деловой репутации выпускников ВУЗов. Под деловой репутацией следует понимать мнение о профессионально важных и личностных качествах молодых специалистов, сформированное ВУЗом, работодателем, студенческим коллективом, профессиональными сообществами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами в ходе обучения студентов и их практической подготовки, опирающееся на научно обоснованную методику оценки [14, с.117].
Существенная
роль в развитии конкурентоспособности
молодых специалистов принадлежит
системе высшего образования.
2.2 Деятельность Центра трудоустройства и маркетинга образовательных услуг КемГУ,
как
форма поддержки выпускников
Современная
социально-экономическая
В
целях комплексного решения задач
трудоустройства выпускников
Основной идеей Центра является формирование единой информационно-аналитической базы по проблемам функционирования регионального рынка труда и рынка образовательных услуг.
В основу деятельности Центра положены систематические научные исследования и мониторинг состояния рынка труда и рынка образовательных услуг.
Основными принципами деятельности Центра являются: комплексный подход к проблеме трудоустройства выпускников, содействие формированию в вузе целостной, практико-ориентированной системы мер продвижения выпускников на рынке труда, охватывающей весь цикл подготовки специалиста.
Особое внимание уделяется при этом подготовке выпускника к самостоятельному построению профессиональной карьеры и активному поиску рабочего места, а также к расширению возможностей получения дополнительного образования студентам и выпускникам вуза, расширяющего возможности свободного выбора на современном рынке труда.
Система мер, направленных на содействие трудоустройству выпускников КемГУ, включает в себя:
-
изучения состояния и
-
заключение договоров и
- информирование студентов о наличии временных и постоянных рабочих мест в учреждениях и на предприятиях города, об имеющихся курсах повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке, а также о различных сопровождающих карьеру видах и формах обучения;
-
проведение семинаров для
- создание и актуализация баз данных «Студенты», «Выпускники», «Работодатели».
-
проведение презентаций
- проведение «Ярмарок выпускников» с привлечением представителей работодателей, служб занятости населения и кадровых агентств г. Кемерово и Кемеровской области;
-
проведение индивидуальных
-
изучение социальных и
Информация о работе Проблемы занятости выпускников высших учебных заведений и пути их решения