Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:40, курсовая работа
В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
• определить методологические основы общественного мнения как социокультурного явления;
• выявить специфику современного телевидения в формировании общественного мнения, функционирующего в новых экономических условиях;
• установить психолого-педагогическую природу воздействия телевидения на общественные суждения личности;
• систематизировать социально-культурные средства телевидения, влияющие на общественное мнение;
• разработать методику формирования общественного мнения средствами телевидения;
• создать социально-культурную модель управления процессом формирования общественного мнения.
Объектом исследования выступает общественное мнение как социокультурное явление.
Введение
Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§1. Историко-философский анализ общественного мнения.
§2. Специфика формирования общественного мнения.
§3. Система отечественного телевизионного вещания как социокультурный параметр детерминации общественного мнения.
Глава И. ПРОЦЕСС ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
§1. Механизм формирования общественного мнения в социокультурной практике современного телевещания
§2. Социально-культурные технологии управления процессом формирования общественного мнения через каналы телевещания
§3. Социально-культурные средства воздействия телевещания на общественное мнение. 124 Заключение 143 Список использованной литературы 147 Приложения
Введение
Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§1. Историко-философский анализ общественного мнения.
§2. Специфика формирования общественного мнения.
§3. Система отечественного телевизионного вещания как социокультурный параметр детерминации общественного мнения.
Глава И. ПРОЦЕСС ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
§1. Механизм формирования общественного мнения в социокультурной практике современного телевещания
§2. Социально-культурные технологии управления процессом формирования общественного мнения через каналы телевещания
§3. Социально-культурные средства воздействия телевещания на общественное мнение. 124 Заключение 143 Список использованной литературы 147 Приложения
Введение диссертациипо педагогике, на тему "Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект"
Усиление роли электронных средств массовой информации (СМИ), в особенности телевидения (TV), в современном обществе очевидно. Его роль в воздействии на массовое сознание трудно переоценить, поскольку практически в каждом доме, каждой квартире есть телевизор, который является наиболее доступным способом связи с внешним миром и средством получения оперативной информации, а также самым влиятельным из СМИ, доносящим до человека не только звук, текст, изображение, но и создающим эффект присутствия, личного общения с каждым в отдельности, психологическое ощущение сопричастности зрителя к происходящим событиям. В нашей стране телевидение обрело особый статус. Здесь сложились стереотипы правдивости TV и безоговорочного доверия к нему. Все это «запускает» при восприятии телевизионной общественной информации известный механизм суггестии (внушение), когда информация не подвергается сомнению и сознательной переработке.
Вместе с тем
современное телевидение
При этом общественное мнение понимается как состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Другими словами - это оценочное суждение различных социальных групп по общественно значимым проблемам (153, С. 185).
Формирование общественного мнения сегодня стало самостоятельной индустрией, нацеленной на формирование оценочных позиций с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
Как известно, именно коммуникация является одной из основ социальной жизни. Она позволяет человеку сформировать общую картину мира, получить представление об обществе, в котором он живет, расширить круг общения независимо от расстояний. Потребность людей в активном взаимодействии породила систему средств массовой информации, являющихся приметой цивилизованного государства, составляющих один из его культурных пластов.
Телевидение относится к наиболее эффективным каналам доставки информации. Оно способно выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку, формируя художественно-эстетические стороны информации. Оно создает самые доступные массовому сознанию и эффективные рекламные ПР-обращения. Это самое значимое средство связи с широкой общественностью, наиболее актуальное для крупных компаний, государственных структур при проведении политических кампаний. TV быстро формирует отношение публики к герою передачи и его высказываниям, способно оперативно создавать имидж персоны или организации, строить либо разрушать репутации. Эффект присутствия на TV обладает самым сильным воздействием. Телеинтервью превращается в сеанс создания психологического портрета, а телевизионная речь, близкая к формам межличностного общения, повышает эффективность передаваемой информации. Все это позволяет сделать вывод о насущной необходимости научной разработки вопросов формирования общественного мнения средствами телевидения (TV) именно в аспекте социально-культурного анализа.
Степень разработанности проблемы. Теория и практика формирования общественного мнения в нашей стране является вполне обозначенной проблемой.
Наиболее значительным исследованием общих вопросов методологии формирования общественного мнения в советский период является диссертация Б.А.Грушина. Среди других публикаций доперестроечного периода следует назвать исследование Ю.В.Воронцова о роли средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения и работы Е.И.Пронина.
Наиболее интересными для представляемого исследования являются работы, посвященные воздействию телевидения и средств культурно-просветительной работы на формирование общественного мнения.
Последнее десятилетие характеризуется возрастанием научного интереса к проблемам формирования общественного мнения. Так, исследуется роль политической агитации в этом процессе (А.И. Ветров), демократическая ценность общественного мнения (В.Б. Житенев).
Среди работ, непосредственно
посвященных телевидению, можно
выделить те, в которых исследуются лексико-
Особый интерес вызывают работы психолого-педагогической направленности (Серый А.В.). Таким образом, темы общественного мнения, взаимосвязи общественного мнения и телевещания имеют уже определенную теоретическую данность.
Вместе с тем анализ отмеченных научных разработок показывает, что исследований, посвященных социокультурным факторам формирования общественного мнения средствами телевидения, пока еще не было.
Определение проблемы
позволило сформировать цель исследования,
которая заключается в
В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
• определить методологические основы общественного мнения как социокультурного явления;
• выявить специфику современного телевидения в формировании общественного мнения, функционирующего в новых экономических условиях;
• установить психолого-педагогическую
природу воздействия
• систематизировать социально-
• разработать методику формирования общественного мнения средствами телевидения;
• создать социально-культурную модель управления процессом формирования общественного мнения.
Объектом исследования выступает общественное мнение как социокультурное явление.
Предметом исследования является процесс формирования общественного мнения в социально-культурной практике телевидения.
В диссертации выдвинута гипотеза:
Телевизионные программы в процессе прямого и опосредованного воздействия на личность оказывают социокультурное программирование подсознания; формируют установки суждений; ориентируют людей в системе социокультурных ценностей. В связи с этим необходимо способствовать созданию на TV системы социально-культурных методик, средств и технологий по формированию общественного мнения. Реализация такого подхода невозможна без специалистов, обладающих навыками деятельности в области телевещания, имеющих психолого-педагогическую и специальную социокультурную подготовку.
Методологические основы исследования
В решении общих задач работы автор исходит из основных положений дидактики. При этом базовыми служат научные принципы объективности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от частного к общему, единства исторического и логического в познании явлений.
Для решения специальных задач исследование опирается на данные психологии, социальной психологии, социопедагогики, социологии, культурологии, искусствоведения, а также на теории функционирования духовного мира личности, который имеет многоуровневую разветвленную структуру и проявляется в общественных позициях индивида; в деятельности, преобразующей окружающую действительность; в продуктах созидательного труда.
Теоретическими основами исследования выступают концепции развития личности, ее «творческого потенциала», «ценностных ориентацию), содержащиеся в работах русских философов конца XIX - первой половины XX в. - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова и др.; в трудах современных отечественных философов, посвященных проблеме формирования личности через восприятие и усвоение духовных ценностей, - В.В. Журавлева, Л.А. Зеленова, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н. Когана, Н.Л. Лейзерова, В.А. Разумного, В.А. Ремизова, Л.Н. Столовича, Е.Ф. Сулимова, Б.М. Сапунова и др.
Исследование активно опиралось на работы по психологии и педагогике, в которых анализировались вопросы эстетического и нравственного воспитания личности, А.Г. Асмолова, Ю.П. Азарова, Ю.Б. Алиева, Г.С. Батищева, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой.
Методы исследования: автор решает поставленные задачи и цели, опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез, изучение и обработка данных эмпирики; построение научных гипотез; моделирование выводов исследования, их классификация. Основу исследования составляет опытно-экспериментальная работа, проведенная автором на базе телевизионной программы «Деловая Москва».
Этапы исследования: исследование проводилось в течение 10 лет, с 1991 г. по 2002 г., и имело 4 этапа:
• Первый этап исследования (1991-1993 гг.) - подготовительный.
Он включает изучение философской, культурологической, педагогической, этнографической литературы, законодательных, директивных, нормативных, программно-методических документов по проблеме исследования, обработку и систематизацию теоретических источников. Изучался американский опыт СМИ по формированию общественного мнения. Разрабатывалась концепция исследования, формировался научный аппарат, выстраивался инструментарий исследования.
• На втором этапе исследования (1993-1996 гг.) анализировалось состояние телевидения в современной социокультурной среде. Разрабатывались концептуальные подходы к созданию теоретической модели работы, определялись критерии и показатели эффективности телевизионных программ; механизмы взаимодействия и функционирования основных компонентов; методики диагностирования. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.
• На третьем этапе исследования (1996-2001 гг.) осуществлено комплексное исследование второго уровня, целью которого было выявление рейтинга программы «Деловая Москва». Разработана и экспериментально апробирована практическая модель телевидения регионального канала ТВ-Центр. Одновременно обосновывались и формулировались административно-управленческие механизмы ее функционирования, а также научно-методические, материально-технические и кадровые основы обеспечения данной модели.
• Четвертый этап (2001-2002 гг.) - обобщающий. На этом этапе обрабатывались, обобщались и внедрялись в практику результаты исследования; уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации; апробировались полученные научные данные в лекциях, учебных программах, публикациях, других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал также оформление результатов исследования в виде диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
- решается важная
теоретико-практическая задача
- обосновывается
и разрабатывается
Практическая
значимость исследования заключается
в разработанных автором
Материалы, полученные в ходе исследования, используются в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств, в Институте дополнительного профессионального образования при преподавании дисциплин: «Моделирование телевизионных программ», «Режиссура телевизионных шоу-программ».
Выводы и рекомендации диссертационного исследования позволяют осуществлять процесс создания телевизионных социальнои культурных программ более продуктивно, не «калькируя» зарубежные аналоги.
Информация о работе Процесс влияния телевидения на формирование общественного мнения