Процесс влияния телевидения на формирование общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание

В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
• определить методологические основы общественного мнения как социокультурного явления;
• выявить специфику современного телевидения в формировании общественного мнения, функционирующего в новых экономических условиях;
• установить психолого-педагогическую природу воздействия телевидения на общественные суждения личности;
• систематизировать социально-культурные средства телевидения, влияющие на общественное мнение;
• разработать методику формирования общественного мнения средствами телевидения;
• создать социально-культурную модель управления процессом формирования общественного мнения.
Объектом исследования выступает общественное мнение как социокультурное явление.

Содержание

Введение
Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§1. Историко-философский анализ общественного мнения.
§2. Специфика формирования общественного мнения.
§3. Система отечественного телевизионного вещания как социокультурный параметр детерминации общественного мнения.
Глава И. ПРОЦЕСС ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
§1. Механизм формирования общественного мнения в социокультурной практике современного телевещания
§2. Социально-культурные технологии управления процессом формирования общественного мнения через каналы телевещания
§3. Социально-культурные средства воздействия телевещания на общественное мнение. 124 Заключение 143 Список использованной литературы 147 Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Диссертация может  быть использована в качестве учебного пособия при подготовке или повышении  квалификации работников телевидения и ПР-технологов.

Достоверность и обоснованность исследования определяются его организацией, объектами источниковой и эмпирической базы. Последними выступают  телевизионные проекты программ, осуществленные на телевещательных  каналах ОРТ, TV-6 и ТВ-Центр.

В работе использовались данные независимых исследований рейтинга телевизионных социокультурных  программ и их просмотровые показатели. Диссертантом осуществлено опытно-экспериментальное  исследование на телеканале ТВ-Центр  и в рамках программы «Деловая Москва».

В диссертации  используются материалы включенного  наблюдения автора при съемках и  демонстрации в эфире сюжетов  социокультурных программ, осуществляемых в течение десяти лет.

В работе анализировались  данные периодики телевещательных  каналов, нормативные документы, специальная (корпоративного пользования) литература.

Апробация работы осуществлялась по ряду направлений  путем:

• опубликования  результатов исследования в печати;

• разработки и  создания социокультурных программ, сюжетов на телеканалах ОРТ, TV-6, ТВ-Центр;

• выступлений  на научно-практических конференциях: «Социум и ' культура: голоса молодых» - Москва, МГУК, 25-26 марта 1997 г.;

Современная Россия - горизонты культуры» - Москва, МГУК, 20 апреля 1998г.;

• преподавания курсов «Моделирование телевизионных программ», «Режиссура телевизионных шоу-программ» в Московском государственном университете культуры и искусств, в Институте дополнительного профессионального образования МГУКИ. Положения, выносимые на защиту:

1. Общественное  мнение не является исключительно философской проблемой. Это социокультурное явление, имеющее психолого-педагогические составляющие, его формирование - это противоречивый многоступенчатый управляемый процесс, каждая ступень которого содержит свои требования, условия и целевые задачи;

2. Социально-культурные  факторы являются важнейшим условием  формирования общественного мнения. К ним относятся: социально-культурное  пространство общества; социокультурный  статус телезрителей, их ценностные  установки и ориентации; социокультурные средства, используемые TV;

3. Эффект социокультурного  воздействия на общественное  мнение находится в прямой  зависимости от ценностных ориентаций, установок специалиста телевидения  и воспринимающей среды;

4. В основе  механизма формирования общественного мнения лежит процесс воздействия на сознание людей. Телевещание осуществляет это воздействие через «информационную операцию», важной составной частью которой выступает манипуляционное влияние;

5. Социокультурная  модель управления процессом  формирования общественного мнения - важнейшая составляющая оптимизации этого процесса.

Заключение  диссертациинаучная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Заключение

Основное назначение телевизионных программ - это приобщение телеаудитории к общечеловеческим идеалам и ценностям, к культуре в самом широком смысле этого слова. Что бы это осуществить, телевизионные программы должны обращаться не только к разуму человека, но и к его чувству, воздействовать на него не только рационально, но и эмоционально. Однако в результате исследования выяснилось, что большинство программ как на зарубежном, так и на российском телевидении не могут претендовать на звание "гуманистических", несущих истинные духовные ценности. К сожалению, они представляют собой типичную продукцию "массовой культуры" со всеми своими достоинствами и недостатками.

В ходе исследования была подтверждена первоначальная гипотеза о том, что телевизионные программы  в процессе воздействия на личность оказывают нейролингвис гическое программирование сознания, формируют установки суждений, ориентируют в системе социально-культурных ценностей.

Однако внедрение  на TV социально-культурных (в том  числе, гуманистических) принципов  и критериев отбора материала, использование  средств и технологий не всегда приводили нас к результатам, на которые мы рассчитывали в начале исследования.

Важнейшим фактором, корректирующем опытно-экспериментальную  работу, стало функционирование современного TV в коммерческих условиях.

В результате слияния в телевизионных программах искусства,

Ф зрелищности  и массовой коммуникации получается продукция, которая отвечает характеристикам "массовой культуры": массовость, товарность, в определенной степени  примитивность смыслов, великолепие  формы. Все это позволяет управлять информацией, а следовательно, и общественным мнением.

Рассматривая  условия формирования общественного  мнения, мы выделяли основное - манипуляцию  сознанием.

Так как TV - самостоятельная  индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, то первоочередной и наиболее важной задачей TV является доведение в неискаженном виде до всех представителей общества всех проблем, вопросов, нововведений и требований, которые волнуют широкую общественность.

Телевидение - самое  значимое средство связи с общественностью, способное выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку и эффективно доносящее до общества информацию самым доступным массовому сознанию путем.

Исследовав методологическую природу общественного мнения, мы пришли к выводу, что общественное мнение не является исключительно философской  проблемой. Это социокультурное  явление, имеющее психолого-педагогические составляющие, его формирование - это противоречивый многоступенчатый управляемый процесс, каждая ступень которого содержит свои требования, условия и целевые задачи.

При этом социально-культурные факторы являются важнейшим условием формирования общественного мнения. К ним относятся: социально-культурное пространство общества; социокультурный статус телезрителей, их ценностные установки и ориентации; социокультурные средства, используемые TV.

Эффект социокультурного воздействия на общественное мнение находится в прямой зависимости от ценностных ориентаций, установок специалиста телевидения и воспринимающей среды.

В основе механизма  формирования общественного мнения лежит процесс воздействия на сознание людей. Телевещание осуществляет это воздействие через "информационную операцию", важной составной частью которой выступает мунипуляционное влияние.

Социокультурная модель управления процессом формирования общественного мнения - важнейшая  составляющая оптимизации этого  процесса.

В результате исследования удалось установить, что качество телевизионных программ может быть существенно улучшено путем:

- внедрения символических  и мифологических условий коммуникативного  пространства;

- введения наряду  с этим визуального, событийного и коммуникативного компонентов;

- правильной  постановки вопросов при интерактивных  опросах, интервью и других  методах изучения общественного  мнения;

- резонансно-мозаичного  построения телевизионных программ.

Телевизионные программы призваны сформировать у зрителя образ при помощи своих специфических средств: использования новейших технических средств, доступной эмблемы, символа, экспрессивно-динамичной формы, эффектной подачи материала.

Следовательно, работа на TV требует квалифицированного не только технического, но и психолого-педагогического подхода к подаваемой информации и телеаудитории, воспринимающей данную информацию.

Следует отметить, что данное исследование не может  принципиально изменить направленность отечественного телевещания. Работа проводилась на региональном уровне и охватывала полчаса эфирного времени в сутки по будним дням. Вместе с тем, наш эксперимент позволил программе "Деловая Москва'1 успешно просуществовать на телеканале ТВЦ более 6 лет. Что в телевизионной практике является значительным сроком.

TV пронизывает  все сферы жизни общества. Телевидение  и человек в современном мире - это единое целое.

Исследование  показало, что при учете социально-культурных аспектов проблемы формирования общественного  мнения средствами TV, возможно эффективное продвижение к цивилизованному демократическому гуманистическому обществу.

Список  литературы диссертацииавтор научной работы: кандидат педагогических наук , Кузьменко, Сергей Валентинович, Москва

1. Адамьянц Т.З.  Телекоммуникация в социальном  проектировании информационной среды. Диссертация. доктора социологических наук. М., 1998.

2. Азаров Ю.П.  Педагогика любви и свободы.  М., 1994.

3. Азаров Ю.П.  Методика воспитательной работы. М., 1989.

4. Александрова  А.А. Современная психотерапия. СПб, 1997.

5. Алешина И. «Паблик рилейшнз» для менеджеров и маркетологов. М., 1997.

6. Алиев Ю.Б.  Основы эстетического воспитания. М., 1986.

7. Аль-Улюфи Фадль  Али-Абдельазиз. Роль культурных  программ телевидения в духовной  жизни общества. Диссертация. кандидата  философских наук. М., 1997.

8. Англо-русский  словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1970.

9. Аристотель. Афинская  полития. Государственное устройство  афинян. М.: «Соцэкгиз», 1937.

10. Асафьев Б.В.  Музыкальная форма как процесс.  София: «Музика», 1984.

11. Ашин Г.К. Элитарная и массовая культура.//Общественные науки № 6, 1985.

12. Багиров Э.Г. Очерки  теории телевидения. М.: «Искусство», 1978.

13. Багиров Э.Г. Телевидение  США. Сборник статей. М.: «Искусство», 1976.

14. Баскин Ю.Я. Кант. М.: «Юридическая  лит-ра», 1984.

15. Батищев Г.С. Введение  в диалектику творчества. СПб.: Русский  христианский гуманитарный ин-т, 1997.16

 
 
Библиотека авторефератов  и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-formirovanie-obschestvennogo-mneniya-sredstvami-televideniya-sotsialno-kulturnyy-aspekt#ixzz2Mqpqk2QF


Информация о работе Процесс влияния телевидения на формирование общественного мнения