Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:36, реферат
Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
- познакомиться с профессиональными требованиями предъявляемыми к социальному работнику;
- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;
Введение
1. Профессиональные требования к социальному
работнику
2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе
Заключение
Библиографический список
3
Содержание
Введение
1. Профессиональные требования к социальному
работнику
2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность работы заключается в том, что профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельности осуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенные знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердца и души.
Прежде чем рассматривать поставленные ниже задачи, необходимо определиться, что такое социальная работа, и кто такие социальные работники.
Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.
Социальный работник – человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем [6, с.264].
Разноплановость социальной работы предполагает, что социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, социальный медицинский работник, психолог, юрист, социолог. Объектами деятельности социального работника являются: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сфера образования, здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.
Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
- познакомиться с профессиональными требованиями предъявляемыми к социальному работнику;
- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;
Объектом исследования данной реферативной работы выступает система социального образования, профессионального обучения социального работника.
Предметом исследования является процесс формирования и развития личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой подготовки.
1.Профессиональные требования к социальному
работнику
Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в
1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе
наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на
предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в
социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и
психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.
Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и
взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и
учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-
бытовой и иной помощи; организует общественную защиту
несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.
Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации
лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе
вытекает из его основных функций:
диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности,
степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный
диагноз»;
прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы,
происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на
оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
организационная способствует организации социальных служб на
предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-
механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и
др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний,
способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи,
содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в
разных видах деятельности(культурно-
психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений,
способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и
поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого
возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует
обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека.
Социальные работники приисполнении своих профессиональных
функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется
тремя подходами при решении проблемы:
воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в
преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник
выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или
группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли
адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в
себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации,
подборе документально обоснованных обвинений.
Социальный работник играет активную роль в структурировании,
программировании и координации действий различных систем социальной
помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или
группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной
деятельности социального работника. В широком смысле слова термин
«влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития
личности или системы. В практике социальной работы это означает
обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи
соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний
процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное
воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента
способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него
воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот
процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные
качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и
потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента
социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его
отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать
это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и
репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение
информацией и др.
Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе
учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой
его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти
способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных
интересов, талантов.
Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях.
В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как
интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству,
установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на
достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.
Другая сфера применения знаний и умений социального работника —
дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание
потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути,
кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.
Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника —
управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и
применение необходимых технологий.
Важное место отводится специализации социального работника в
оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам. Особая сфера применения знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, сообществ.
Информация о работе Профессиональная концепция социального работника