Профессиональная концепция социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:36, реферат

Описание

Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:

- познакомиться с профессиональными требованиями предъявляемыми к социальному работнику;

- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;

Содержание

Введение

1. Профессиональные требования к социальному

работнику

2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ТСР.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)


3

 

Содержание

 

Введение

1. Профессиональные требования к социальному

работнику

2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе

Заключение

Библиографический список

 

 


Введение

 

Актуальность работы заключается в том, что профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.

Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельности осуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенные знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердца и души.

Прежде чем рассматривать поставленные ниже задачи, необходимо определиться, что такое социальная работа, и кто такие социальные работники.

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.

Социальный работник – человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем [6, с.264].

Разноплановость социальной работы предполагает, что социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, социальный медицинский работник, психолог, юрист, социолог. Объектами деятельности социального работника являются: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сфера образования, здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.

Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:

- познакомиться с профессиональными требованиями  предъявляемыми к социальному работнику;

-  рассмотреть процесс подготовки социальных работников;

Объектом исследования данной реферативной работы выступает система социального образования, профессионального обучения социального работника.

Предметом исследования является процесс формирования и развития личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой подготовки.

 

 

 

1.Профессиональные требования к социальному

работнику

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в

1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе

наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на

предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в

социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической,

материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и

психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и

взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и

учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-

бытовой и иной помощи; организует общественную защиту

несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.

Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации

лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе

вытекает из его основных функций:

диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности,

степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный

диагноз»;

прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы,

происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на

оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

организационная способствует организации социальных служб на

предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая приводит в действие различные

механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и

др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний,

способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи,

содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в

разных видах деятельности(культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений,

способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и

поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого

возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует

обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия,

восприятия и понимания другого человека.

Социальные работники приисполнении своих профессиональных

функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется

тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта,

эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в

преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник

выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или

группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли

адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в

себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации,

подборе документально обоснованных обвинений.

Социальный работник играет активную роль в структурировании,

программировании и координации действий различных систем социальной

помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или

группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной

деятельности социального работника. В широком смысле слова термин

«влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития

личности или системы. В практике социальной работы это означает

обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи

соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний

процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное

воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента

способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него

воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот

процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные

качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и

потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента

социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его

отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать

это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и

репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение

информацией и др.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе

учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой

его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти

способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных

интересов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях.

В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как

интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству,

установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на

достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника —

дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание

потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути,

кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника —

управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и

применение необходимых технологий.

Важное место отводится специализации социального работника в

оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам. Особая сфера применения знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, сообществ.

Информация о работе Профессиональная концепция социального работника