Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:36, реферат
Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
- познакомиться с профессиональными требованиями предъявляемыми к социальному работнику;
- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;
Введение
1. Профессиональные требования к социальному
работнику
2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе
Заключение
Библиографический список
Здесь требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на
процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на
коммуникативные функции, на ролевые позиции.
И наконец, социальный работник располагает знаниями социальных
источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы.
Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое
влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы,
которые регламентируют их деятельность и т.д.
Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его
легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.
Статус и репутация. Статус социального работника является
отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация
социального работника складывается в процессе взаимодействия его с
окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его
глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его
благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости,
коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус
социального работника во многом зависит от политики государства, его
правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.
Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые
социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты
располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активноеучастие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его
личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.
Владение информацией. Восприятие людьми окружающего мира, а
также их поведение в определенной степени зависит от уровня
информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному
работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности,
который способствует расположению и доверительности к нему со стороны
клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана
соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:
иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных
областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации
производства, законодательства, информатики и математической статистики;
обладать достаточно высокой общей культурой, быть
высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;
владеть информацией о современных политических, социальных и
экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о
различных социальных группах населения;
обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не
попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;
обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с
разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;
иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у
окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех
вопросах, затрагивающих интимные стороны жизничеловека;
обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим
нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и
действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу,
отказы...) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным,
доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.
Этот перечень требований можно продолжить, но важно отметить, что
все они более подробно изложены в профессиограмме, где дается описание
психологических характеристик, соблюдение которых необходимо при
исполнении профессиональных обязанностей социального работника общего
профиля. В ней также подчеркивается, что социальный работник должен
поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть
преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности
социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять
следующее:
1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется
начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между
людьми и социальными институтами;
2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении
достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с
целью улучшения благосостояния человека;
3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении
стрессов;
4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей)
ресурсами, услугами и возможностями;
5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых
членов сообществ;
6) способствовать эффективному и гуманному действию систем,
обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
7) активно участвовать в создании новых, модифицированных или
усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые
являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;
8) оценить эффективность проделанной работы;
9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу
профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы
профессии;
10) содействовать совершенствованию службы.
Сформулированные обязанности социального работника оказали влияние
на построение программ обучения социальных работников в США.
Социальный работник общего профиля является профессионалом, который
занимается решением проблем, собирая и оценивая максимально возможное
количество данных о проблеме. Когда данные из разных источников собраны
(от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т.д.),
социальный работник пытается определить проблему более точно, составляет
план действий, направленный на решение проблемы. План может включать
работу с одним человеком, с семьей, с группой или с общиной. В план может
быть включена работа с инвалидом, семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действий, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.
После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен
сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию.
Процесс решения проблемы социальным работником включает:
1) сбор информации из всех относящихся к делу источников,
2) оценку информации,
3) определение проблемы,
4) планирование действий,
5) составление подробного четкого плана действий,
6) осуществление плана действий,
7) оценку результатов.
Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с
автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки
информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сенситивной манере, характерной для работы с людьми.
Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение
проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до
непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в
качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником,
профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.
2. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине двадцатого века.
Специалист по социальной работе – специалист в области социальной работы, обладающим высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических и социально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты, поддержки реабилитации и других видов социальной работы, применения различных социальных технологий [6, с.265].
Остановимся на значении вопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма:
- оптация (желание) – это осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности;
- профессиональная адаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;
- профессионализация – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
- профессиональное мастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональной деятельности.
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
- формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность;
- формирование профессионально-личностной «Я – концепции»; [2, с.248].
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
- чего человек ожидает от своей профессии;
Информация о работе Профессиональная концепция социального работника