Профессиональная концепция социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:36, реферат

Описание

Цель данной работы - принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.

Исходя из поставленной цели в данной работе поставлены и раскрыты следующие задачи:

- познакомиться с профессиональными требованиями предъявляемыми к социальному работнику;

- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;

Содержание

Введение

1. Профессиональные требования к социальному

работнику

2.Профессиональное воспитание и обучение специалистов по социальной работе

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ТСР.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

- что следует предпринять, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности;

- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.

Социальный работник должен формировать особые личностные качества.

Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.

В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.

Подготовка социальных работников включает определенные требования:

- возможность освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия.

- творческая направленность процесса обучения;

- вхождение в систему профессиональной деятельности «человек – человек»;

- обучение методам самоорганизации;

- создание условий для поощрения уникальности личности будущего социального работника, способного проявлять индивидуальный стиль работы;

- создание условий для формирования позитивной «Я – концепции» личности;

- организация учебного процесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности, воспитание души [2, с.249].

В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.

Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Цели и мотивы профессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.

Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:

- профессиональное становление будущего социального работника формирует его внешний и внутренний мир;

- через профессиональное воспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей, жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.

- признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентации на культурные традиции России;

- практическое освоение профессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношений с другими людьми;

Принципы профессионального воспитания:

- принцип творческого саморазвития личности, включающий:

а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;

в) распространение собственного опыта и знаний.

- принцип самопознания:

а) ориентация на рефлексивное мышление;

б) осознание своих сильных и слабых качеств;

в) использование сильных качеств личности;

г) анализ причины своих успехов и неудач.

- принцип приоритета практики:

а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;

б) практическая реализация своих идей;

в) изучение теории с целью последующего применения.

- принцип сотворчества преподавателей и обучающихся как творческих и саморазвивающихся личностей:

а) проявление доверия, терпимости;

б) решение общих задач.

- принцип историзма:

а) изучение истории социальной работы;

б) использование опыта прошлого с целью его применения.

Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.

Посреднический характер социальной работы раскрывается в следующих направлениях:

- между клиентом и различными социальными институтами;

- между клиентом и другими специалистами;

- между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;

- между клиентами [2, с.251].

Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.

Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.

Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.

Каждая профессиональная роль имеет свои специфические особенности и включает определенные функции. Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом.

Осуществление функций социального работника предполагает определенные условия:

- понимание социальным работником проблем клиента;

- способность социального работника адекватно воспринимать жизненные проблемы клиента;

- знание социальных ресурсов, которыми располагают учреждения и организации;

- знание возможностей смежных профессий, для привлечения их представителей;

- взаимопонимание различных специалистов при посредничестве социального работника;

- передача клиентом своих полномочий социальному работнику;

- доверие сторон посреднику.

Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.

- «Определитель клиента» – находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы;

- брокер – социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы;

- посредник (буфер) – социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия;

- адвокат (защитник) – социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;

- оцениватель – социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей;

- мобилизатор – социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем;

- учитель – социальный работник передает информацию, знания.

- корректор поведения – социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы;

- консультант – помогает решить клиенту проблемы;

- проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности;

- менеджер информации – социальный работник собирает информацию об окружающей среде;

- администратор – социальный работник, управляющий социальной службой;

- практик – конкретная помощь социального работника на местах.

Знание и использование функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника [2, с.253].

Основополагающими для будущего специалиста социальной работы являются такие гуманистические ценности, как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, социальная активность, зафиксированные в кодексе этики, принятых профессиональными объединениями социальных работников. Социальное действие специалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании, реабилитации, развитии клиента.

Таким образом, определяющим условием развитие личности специалиста как профессионала – специалиста социальной сферы – выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.

 

 


Заключение

 

Таким образом, делая вывод следует отметить, что особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.

Флоренский писал, что самое страшное для человека – бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. [2, с.101].

В соответствии с основными функциями профессии социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

 

 


Библиографический список

 

1.              Коваль С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №3. – С. 75-84.

2.              Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.

3.              Павленок П.Д. Непрофессиональные формы социальной работы как стадии формирования профессиональных видов деятельности // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №3. – С. 4-15.

4.              Павленок П.Д. Теория социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. - №2. – С. 3-6.

5.              Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – Изд. 6-е, доп. – М.: Дашков и К°, 2007. – 474 с.

6.              Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Холостовой Е.И.-М.: ИНФРА, 2000. с.503.

8. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И.

Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.


 



Информация о работе Профессиональная концепция социального работника