Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:29, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Введение
В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на детей, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений. Нельзя не признать во многих случаях травмирующего характера предразводной ситуации, самого процесса развода и, зачастую, постразводного периода для супругов. Для кого- то развод – это благо, возможность пересмотреть свою жизнь, ценности, завести новые знакомства и избавиться от постоянных стрессовых детерминант; для кого-то – конец привычной жизни, потеря связи с близкими людьми и, как следствие, повышенная подверженность депрессии и деадаптирующим факторам.
Во всяком случае, чем бы ни был развод для супругов, несомненно, предпочтительно избежание, а конкретнее, предупреждение развода путём гармонизации внутрисемейных отношений. Воздействию факторов, сопутствующих разводу, подвергаются множество мужчин и женщин ежегодно. Не все они могут преодолеть возникшие трудности самостоятельно.
В
случае невозможности налаживания
гармонии в супружеском взаимодействии
силами мужа и жены, на наш взгляд,
целесообразно использование
Нами выявлена проблема содержания профилактических мер по предотвращению супружеских разводов. Хотя отношения между людьми в браке личны и сугубо индивидуальны, но вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях кроется будущее государства, что должно представлять особенный интерес и служить предметом заботы со стороны государства и общества. Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует о непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может рассматриваться как явление положительное.
Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона.
Официальная статистика говорит о том, что в январе-октябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных браков увеличилось на 4,1%, количество разводов сократилось – на 4,7%. (belstat) Эти цифры дают основание говорить об отрицательной динамике числа разводов, что, несомненно, имеет положительное значение для общества и каждой семье в отдельности. Однако необходимо учитывать и следующие данные:
Таблица 1
Статистика брачности и разводимости в РБ
январь-октябрь 2009 г. | январь-октябрь 2008 г. | |||
всего,
человек |
на 1000 человек населения | всего,
человек |
на 1000 человек населения | |
Число браков | 69234 | 8,6 | 66532 | 8,2 |
Число разводов | 28377 | 3,5 | 29788 | 3,7 |
То есть, существует вероятность, что из 69234 браков 40% будет расторгнуто. Данная статистика доказывает, что в современном белорусском обществе присутствует потребность возрождения ценностной значимости семьи и родительства. Таким образом, из вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для исследования, актуальна и позволяет сформулировать тему работы: «Социально-педагогическая профилактика разводов».
Объектом исследования является процесс развода.
Предметом исследования являются социально-педагогические меры, направленные на предотвращение разводов.
Цель исследования – разработать систему социально-педагогических мер по предотвращению супружеских разводов.
Исходя из цели данной работы, были выявлены следующие задачи:
Нами была выдвинута следующая гипотеза: существует объективная потребность в организации профилактики супружеских разводов.
В
данной курсовой работе нами будут
использованы следующие методы исследования:
анализ литературы по заявленной проблеме
и разновидность опросного
ЛИТЕРАТУРА УЧЁНЫЕ
Глава
I. Понятие развод. Причины
и последствия развода.
Для
более детального изучения предмета
исследования следует подробно рассмотреть
понятие развода юридического и
развода как социального
Следует
отметить, что в законодательстве
Республики Беларусь отсутствует понятие
развода в привычном для
Расторжение брака производится судом в порядке искового производства. [КОДЕКС]
Развод — формальное окончание (расторжение) брака, кроме случаев, когда брак прекращается в случае кончины одного из супругов. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке. [ВИКИПЕДИЯ]
С
психологической точки зрения развод
есть изменение баланса сил, поддерживающих
и разрушающих брак. К поддерживающим
факторам можно отнести морально-
В Древнем Египте после воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Это означает, что стать инициатором разрыва супружеской связи мог стать и муж, могла стать также и супруга.[Венгер, 6]
В Междуречье замужняя женщина могла иметь своё имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод. [Венгер, 8]
В Древних Афинах девушек выдавали замуж строго по решению родителей, и мужа они видели непосредственно на церемонии. [Венгер, 11]Соответственно, и права на развод женщина не имела.
Современный
развод очень отличается от развода
в средние века. Впрочем, как и
брак. В те далекие времена любовь
для заключения брака не имела
никакого значения. Женить сына или
выдать дочь замуж означало для родителей
улучшить свое материальное состояние.
А для «сильных мира его» - королей,
лордов, знати – укрепить династию. Брачный
договор составлялся за спиной молодых.
А священность брачных уз всячески подчеркивалась
христианской церковью. Особенно нетерпимо
к разводам относились католики. До сих
пор в некоторых католических странах,
чтобы развестись, супругам надо обращаться
в Ватикан. Не считалась и измена у католиков
достаточным поводом к разводу. И все же
церкви приходилось идти на уступки в
виде аннулирования неудачных браков.
Неудачными же в те времена считались
те браки, когда супруги по независящим
от них причинам не могли выполнить брачный
договор – женщина была бесплодной, муж
– психологически болен или импотент.
Брак объявлялся недействительным, если
супруги были кумом и кумою. [http://newlife-spb.narod.ru/
Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.
Отношение к разводу менялось не только с ходом времени, оно отлично и у представителей разных религий.
Например, ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство “лечения”. Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это — одна из причин, обусловивших Исламскую модель “устроенного” брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака.
Право
разорвать семейные узы в мусульманском
мире имеет только мужчина. Для того,
чтобы расторгнуть брак, мужчине
достаточно произнести так называемые
«слова развода». Мужчина троекратно
говорит «талак» и с этого
момента считается свободным. Развод,
который таким образом
Впрочем,
для женщины мусульманское
Например,
поводом к разводу может
Еще одной причиной для расторжения мусульманского брака могут стать физические недостатки или психические заболевания одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.
Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины — крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи. [razvodimsya.ru]
К
вопросу распада брака в
Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета – документа о разводе. Гет – это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо “оснований” для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в конце концов решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он – чтобы вручить гет, она – чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем. [www.bait-talmud.ru]