Профилактика супружеского развода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

     Введение

     В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.

     Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и      сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство.

     Положение о разводе как факторе, оказывающем  сильное, воздействие на детей, среди  ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений. Нельзя не признать во многих случаях травмирующего характера предразводной ситуации, самого процесса развода и, зачастую, постразводного периода для супругов. Для кого- то развод – это благо, возможность пересмотреть свою жизнь, ценности, завести новые знакомства и избавиться от постоянных стрессовых детерминант; для кого-то – конец привычной жизни, потеря связи с близкими людьми и, как следствие, повышенная подверженность депрессии и деадаптирующим факторам.

     Во  всяком случае, чем бы ни был развод для супругов, несомненно, предпочтительно избежание, а конкретнее, предупреждение развода путём гармонизации внутрисемейных отношений. Воздействию факторов, сопутствующих разводу, подвергаются множество мужчин и женщин ежегодно. Не все они могут преодолеть возникшие трудности самостоятельно.

     В случае невозможности налаживания  гармонии в супружеском взаимодействии силами мужа и жены, на наш взгляд, целесообразно использование помощи специалистов, а именно психологов, специалистов по социальной работе и  по планированию семьи. Обращение к  квалифицированным специалистам может  помочь избежать непоправимых ошибок, дать новые знания по построению семейной жизни, выявить на ранней стадии нарастание напряжённости в отношениях и  просто понять друг друга.

     Нами  выявлена проблема содержания профилактических мер по предотвращению супружеских разводов. Хотя отношения между людьми в браке личны и сугубо индивидуальны, но вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях кроется будущее государства, что должно представлять особенный интерес и служить предметом заботы со стороны государства и общества. Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует о непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может рассматриваться как явление положительное.

     Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая  сторона.

     Официальная статистика говорит о том, что  в январе-октябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных браков увеличилось на 4,1%, количество разводов сократилось – на 4,7%. (belstat) Эти цифры дают основание говорить об отрицательной динамике числа разводов, что, несомненно, имеет положительное значение для общества и каждой семье в отдельности. Однако необходимо учитывать и следующие данные:

     Таблица 1

     Статистика  брачности и разводимости в РБ

  январь-октябрь 2009 г. январь-октябрь 2008 г.
всего,

человек

на 1000 человек  населения всего,

человек

на 1000 человек  населения
Число браков 69234 8,6 66532 8,2
Число разводов 28377 3,5 29788 3,7
 

     То  есть, существует вероятность, что из 69234 браков 40% будет расторгнуто. Данная статистика доказывает, что в современном  белорусском обществе присутствует потребность возрождения ценностной значимости семьи и  родительства. Таким образом, из вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для исследования, актуальна и позволяет сформулировать тему работы: «Социально-педагогическая профилактика разводов».

     Объектом исследования является процесс развода.

     Предметом исследования являются социально-педагогические меры, направленные на предотвращение разводов.

     Цель исследования – разработать систему социально-педагогических мер по предотвращению супружеских разводов.

     Исходя  из цели данной работы, были выявлены следующие  задачи:

    • Провести теоретический анализ проблемы содержания профилактических мер по предотвращению супружеских разводов;
    • Изучить историческое и конфессиональное состояние проблемы разводов;
    • Изучить последствия разводов на индивидов и общество;
    • Теоретически обосновать необходимость профилактики разводов;
    • Разработать систему социально-педагогических  профилактических мер по предотвращению разводов и гармонизации семейных отношений.

     Нами  была выдвинута следующая гипотеза: существует объективная потребность в организации профилактики супружеских разводов.

     В данной курсовой работе нами будут  использованы следующие методы исследования: анализ литературы по заявленной проблеме и разновидность опросного метода – анкетирование. 
 

     ЛИТЕРАТУРА  УЧЁНЫЕ

 

     Глава I. Понятие развод. Причины и последствия развода. 

    1. Понятие развод. Исторический и культурный генезис понятия
 

       Для более детального изучения предмета исследования следует подробно рассмотреть  понятие развода юридического и  развода как социального явления, определить особенности бракоразводного  процесса с нормативной точки  зрения, а также с психологической  и морально-нравственной сторон.

       Следует отметить, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие  развода в привычном для обывателя  смысле. Для обозначения данного  процесса используется такой термин, как расторжение брака. В соответствии с Кодексом  Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. при жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращённым со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака. Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребёнком возраста трёх лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребёнком и осуществляет родительскую заботу о нём, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребёнку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребёнка исключены из записи акта о рождении ребёнка.

       Расторжение брака производится судом в порядке  искового производства. [КОДЕКС]

       Развод — формальное окончание (расторжение) брака, кроме случаев, когда брак прекращается в случае кончины одного из супругов. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке. [ВИКИПЕДИЯ]

     С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую  и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность  брачно-семейными отношениями, а  также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, –  проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также  стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера). [СИЛЯЕВА]

     В Древнем Египте после воцарения  династии Птолемеев развод осуществлялся  свободно для обеих сторон. Это  означает, что стать инициатором  разрыва супружеской связи мог  стать и муж, могла стать также  и супруга.[Венгер, 6]

    В Междуречье замужняя женщина могла  иметь своё имущество, сохраняла  право на приданное, имела право  на развод. [Венгер, 8]

    В Древних Афинах девушек выдавали замуж строго по решению родителей, и мужа они видели непосредственно  на церемонии. [Венгер, 11]Соответственно, и права на развод женщина не имела.

     Современный развод очень отличается от развода  в средние века. Впрочем, как и  брак. В те далекие времена любовь для заключения брака не имела  никакого значения. Женить сына или  выдать дочь замуж означало для родителей  улучшить свое материальное состояние. А для «сильных мира его» - королей, лордов, знати – укрепить династию. Брачный договор составлялся за спиной молодых. А священность брачных уз всячески подчеркивалась христианской церковью. Особенно нетерпимо к разводам относились католики. До сих пор в некоторых католических странах, чтобы развестись, супругам надо обращаться в Ватикан. Не считалась и измена у католиков достаточным поводом к разводу. И все же церкви приходилось идти на уступки в виде аннулирования неудачных браков. Неудачными же в те времена считались те браки, когда супруги по независящим от них причинам не могли выполнить брачный договор – женщина была бесплодной, муж – психологически болен или импотент. Брак объявлялся недействительным, если супруги были кумом и кумою. [http://newlife-spb.narod.ru/fan4.html]

           Расторжение брака  было весьма затруднительным. Уже в  раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой  в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения  в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

     Отношение к разводу менялось не только с  ходом времени, оно отлично и  у представителей разных религий.

    Например, ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство “лечения”. Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это — одна из причин, обусловивших Исламскую модель “устроенного” брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака.

    Право разорвать семейные узы в мусульманском  мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине  достаточно произнести так называемые «слова развода». Мужчина троекратно говорит «талак» и с этого  момента считается свободным. Развод, который таким образом инициирует супруг так и называется — «талак».

    Впрочем, для женщины мусульманское право  также оставляет возможность  избавиться от неустравиющих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о  расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин. Такое аннулирование брака  через суд называется «фисх». А  веские причины для расторжения  семейного союза могут показаться европейскому человеку и не такими серьезными.

    Например, поводом к разводу может послужить  неспособность мужа материально  обеспечить свою жену. На основании  этого судья примет решение о  том, что такая семья не имеет  право на существование. Несмотря на внешне бесправное положение женщин в мусульманских семьях, на мужчине  также лежит большая ответственность. В его обязанности входит материальная поддержка семьи. В противном  случае семейные отношения расторгаются. Из прочих нетипичных для европейского мира причин расторжения брака —  вероотступничество, совершенное каким-либо супругом. Прелюбодеяние супругов —  одна из безусловных причин расторжения  брака. Правда, для мусульман большее  значение имеет именно неверность супруги.

    Еще одной причиной для расторжения  мусульманского брака могут стать  физические недостатки или психические  заболевания одного из супругов, которые  были скрыты перед вступлением в  брак.

    Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины —  крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой  и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи. [razvodimsya.ru]

    К вопросу распада брака в иудаизме относятся следующим образом: существует выражение: «Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи.» (Талмуд)

    Ценность  брака в системе иудаизма очень  велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что  в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания  и вручения гета – документа о  разводе. Гет – это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо “оснований” для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в конце концов решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он – чтобы вручить гет, она – чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем. [www.bait-talmud.ru]

Информация о работе Профилактика супружеского развода