Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:29, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания.
Индуизм
очень серьезно относится к браку.
В Индии и сегодня женщина
ограничена в выборе партнера. Браки
заключаются родителями. Заключению
брачного союза предшествуют годы выбора
супруга; этот процесс требует мудрости
двух семей, старейшины общины, религиозных
лидеров. Сначала обязательно
Развод в православии - это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: "Не прелюбодействуй". Первоверховный апостол Павел учил: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей". Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо " смерть духовная" одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться. По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание - не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если Владыка не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить".
Католицизм
учит: "Разводы недопустимы!" Католицизм
считает, что против неверности нет лекарства
и поэтому развод бессмыслен. Однако брак
может быть аннулирован, то есть признан
недействительным. Если развод допустим
при нарушении одним из супругов каких-либо
правил поведения в семье (хотя в наше
время он часто происходит и без этого),
то аннулирование возможно в случае нарушения
правил вступления в брак, например, при
слишком близком родстве между супругами,
двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут
"вспомнить", что 10 лет тому назад
они обвенчались не по правилам, и попросить
аннулировать брак. Где бы они ни жили,
вопрос решается только в Риме. В большинстве
католических стран вопросы о разводе
регулируются светским, а не церковным
законодательством, но церковь не венчает
разведенных. [www.pravoslavie.ru]
Редкий развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы). [Силяева]
Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.
Семейные
конфликты подразделяются на конструктивные
и деструктивные. При конструктивном
конфликте в результате столкновения
разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое
решение вопроса, рождается ощущение
удовлетворённости, снижается напряжение,
раздражение. В случае деструктивного
конфликта возникает
Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среде их воспитания.
Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2) вопросы, связанные с воспитанием детей; 3) проявление супругами стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения в отношении к деньгам.
В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:
Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.[Погодина, с. 29]
В
качестве факторов, предотвращающих
возникновение и развитие деструктивных
конфликтов в брачно-семейных отношениях,
прежде всего можно назвать повышение
уровня коммуникативной компетентности
супругов, связанное, в первую очередь,
с изменением отношения к окружающему
миру, к людям, к себе. Не менее
важно и овладение супругами
специальной системой практических
приёмов бесконфликтного
Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:
Кроме этого существуют следующие факторы:
Процесс распада семьи начинается задолго до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной ситуации. Взаимоотношения в семье в этот период характеризуются высокой психологической напряжённостью и дисфункциональностью, которые могут сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время. [Шнейдер, c. 427]
Шнейдер выделяет следующие основные причины разводов (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):
Важным
условием исследования является принцип
нетождественности мотивов
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.