Профилактика супружеского развода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

    Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением  между людьми, а не духовным или  религиозным союзом. Поэтому в  буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским  актом, не имеющим отношения к  духовному миру. Нет и религиозных  текстов соответствующего содержания.

    Индуизм очень серьезно относится к браку. В Индии и сегодня женщина  ограничена в выборе партнера. Браки  заключаются родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных  лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости  будущих супругов. Целью брака  в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь  несколько жен.   Брак становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды. Ранее в Индии был широко распространен обряд "Сати" - добровольного самосожжения жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, пошедшая на это, считалась "Сати" (доброй, хорошей) и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд запрещался английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в 19 веке.   Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или "нийогой", то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича. [razvodimsya.ru] 

       Развод в православии - это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: "Не прелюбодействуй". Первоверховный апостол Павел учил: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей". Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо " смерть духовная" одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться.   По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание - не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если Владыка не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить".  

    Католицизм  учит: "Разводы недопустимы!" Католицизм считает, что против неверности нет лекарства и поэтому развод бессмыслен. Однако брак может быть аннулирован, то есть признан недействительным. Если развод допустим при нарушении одним из супругов каких-либо правил поведения в семье (хотя в наше время он часто происходит и без этого), то аннулирование возможно в случае нарушения правил вступления в брак, например, при слишком близком родстве между супругами, двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут "вспомнить", что 10 лет тому назад они обвенчались не по правилам, и попросить аннулировать брак. Где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме.   В большинстве католических стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным законодательством, но церковь не венчает разведенных. [www.pravoslavie.ru] 
 

 

    1. Специфика супружеского конфликта. Причины нарушения семейного взаимодействия

     Редкий  развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы). [Силяева]

    Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.

    Семейные  конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворённости, снижается напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое  обычно не связано с нахождением  взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых  подобных столкновений, эмоциональное  напряжение, раздражение, досада.

    Существенное  значение в возникновении конфликта  имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей  будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной  среде их воспитания.

    Специалисты по проблемам психологии семьи указывают  на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками  супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и  друзьями; 2) вопросы, связанные с  воспитанием детей; 3) проявление супругами  стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения  в отношении к деньгам.

    В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие  источники конфликтов в супружеском  взаимодействии:

  1. Систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т. п. )
  2. Недостаточная удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я-концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка, взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствует осознанию значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;
  3. Расхождения в представлении супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особо остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;
  4. Особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение;
  5. Конфликтность в семье связана с особенностями моральной мотивации супругов: чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семье. Мотивационная структура высшего типа характеризуется преобладанием у человека ориентации на самооценку как ведущего мотива поведения (вместо ориентации на оценку окружающих). Супруги с высоким уровнем моральной мотивации в значительной степени осознают себя субъектами собственной деятельности, руководствуются в своих действиях совестью, как главным регулятором поведения. [Погодина, с. 26-28]

    Стабильность  брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических  потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность  в положительных эмоциональных  чувствах. Брак стабилен лишь в том  случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и  психического одиночества.[Погодина, с. 29]

    В качестве факторов, предотвращающих  возникновение и развитие деструктивных  конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение  уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное, в первую очередь, с изменением отношения к окружающему  миру, к людям, к себе. Не менее  важно и овладение супругами  специальной системой практических приёмов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуально стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи. [Погодина, с. 32]

    Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи  невозможно, однако не все причины  ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:

    1. Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьёзная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно пытаться уделить внимание всему сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, воспитывать детей, обустраивать быт и заниматься бизнесом. Зачастую молодые пары так и поступают. Вследствие моральных и физических сил начинает недоставать. Ситуация наиболее чревата конфликтами в случае, если супруг занят на работе, а супруга посвящает себя воспитанию детей и ведению дома. Первоначально накапливаются обида и горечь, что в последствии ведёт к конфликтам.
    2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.
    3. Эгоистичность.
    4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети – взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.
    5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: ничем не нарушаемой идиллии. Неизбежное разочарование – это эмоциональная ловушка.
    6. Пьянство и наркотики. Они убивают не только браки, но и людей.
    7. Всё, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и др.).
    8. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще.

    Кроме этого существуют следующие факторы: 

  • укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин;
  • либерализация взглядов на развод;
  • освобождение от классовых, расовых и национальных предрассудков;
  • рост продолжительности жизни;
  • снижение влияния родителей на выбор супругов;
  • неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнёров.

    Процесс распада семьи начинается задолго  до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной  ситуации. Взаимоотношения в семье  в этот период характеризуются высокой  психологической напряжённостью и  дисфункциональностью, которые могут  сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время. [Шнейдер, c. 427]

    Шнейдер выделяет следующие основные причины  разводов (в процентах к числу  опрошенных людей разного возраста):

  • материальные, бытовые проблемы – 55;
  • пьянство одного из супругов – 39;
  • ослабление ценности семьи для нынешнего поколения – 27;
  • супружеская неверность – 19;
  • психологическая несовместимость – 17;
  • однообразие и скука семейной жизни – 12;
  • новая любовь – 11;
  • отсутствие детей – 7;
  • другое – 2;
  • затрудняюсь ответить – 6. [Шнейдер,436]

    Важным  условием исследования является принцип  нетождественности мотивов развода  его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в  том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение  к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство  родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая  неудовлетворенность.

    Под мотивом развода понимается обоснование  решения о том, что потребности  в браке не могут быть удовлетворены  в данном брачном союзе.

Информация о работе Профилактика супружеского развода