Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:29, курсовая работа
В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».[Силяева]
Выбор
направлений работы по предупреждению
разводов напрямую зависит от причин,
приводящих к этому явлению. Ведь
именно искореняя причины и мотивы,
разрушающие семью, мы можем говорить
об укреплении брака.
Нельзя забывать о многообразных социальных последствиях разводов.
В результате разводов нарушается репродуктивная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Ежегодно вследствие разводов к общему числу добавляется большое количество неполных семей, где ребёнок будет воспитываться только одним из родителей. Отрицательное влияние родителей на нравственно-психологическое развитие детей несомненно. Разрыв кровнородственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, передачи культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации, таких качеств и свойств, как альтруизм, гуманизм и другие.
Очевидно,
что нормы и стандарты
Многообразие факторов и эмоциональных состояний, сопровождающих распад семьи, позволяют рассматривать развод как очень сложный (в подавляющем большинстве негативный) социальный, психологический, педагогический феномен. Такое определение разводу можно дать потому, что в него вовлечены представители разных поколений (супруги, их дети, родители, другие родственники, друзья), каждый из которых имеет свои психологические особенности, ценностные установки и взгляды. При этом нарушаются система и механизмы взаимодействия между членами семьи, приводящие к существенным изменениям их личностных установок.
В
большинстве случаев люди, сочетающиеся
узами брака, сознают, что могут
развестись в любой момент. И в
этом есть определённая опасность, так
как о проблемах развода и
переживаниях, связанных с ним, знают
лишь те, кому пришлось с этим столкнуться.
А расторжение брака становится
по-настоящему трагическим событием,
ведь в распадающейся семье
Многие люди при разводе неожиданно сталкиваются с негативными реакциями в своем социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают последствия развода.
Для
многих людей развод проходит с очевидной
потерей привычных социальных отношений.
После первоначального
У
тех, кто во время супружества
почти не поддерживал собственных
независимых отношений с
Возможности вступления в повторный брак у мужчин выше, но немало разведенных не могут найти новую спутницу жизни (около 50% разведенных мужчин в СССР не вступали в повторные браки). После развода бюджет мужчины резко сокращается. Моральный ущерб — послеразводный стресс в связи с ограничением возможностей видеть своих детей. Потери роли мужчинами после развода могут быть не такими ярко выраженными, как женские. Хотя характер ролей и меняется, мужчинам больше нравится, когда их роль определяется не только работой; или в качестве супруга. Степень трудности выхода из роли, смены ролей зависят от спектра факторов: добровольность смены роли, степень выбора и контроля при выходе, длительность «исполнения» роли.
Женщины
при разводе сильно переживают ощущения:
«тебя больше не любят», «ты плохая
мать». Они воспринимают эмоциональные
трудности развода более
Глубина
переживаний разведенных
Пожилые люди и супруги с большим стажем брака получают большую травму, чем молодые (в большей мере есть что терять, им больше надо переучиваться для новой жизни).
Среди
недавно разведенных мужчин
Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998., с. 235].
Развод — обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия.
Несмотря на многообразие причин развода, его влияние на эмоциональное состояние детей и родителей различно. Так, развод для родителей – это осознанный поступок, который сопровождается, как правило, болезненными и драматическими переживаниями. Тем не менее это сознательный шаг в решении накопившихся проблем. Ребёнок в ситуации развода находится в совершенно другом положении. Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Он воспринимает полную семью как данность. Поэтому принятие родителями решения развестись застаёт ребёнка врасплох, как стихийное бедствие, сравнимое с землетрясением. Но главное открытие для ребёнка в ситуации развода – любовь не вечна. «Значит, и меня могут разлюбить!»- мучительно думает ребёнок. Ситуация усугубляется тем, что постепенно он начинает осознавать, что не может изменить ситуацию в семье.
Семья для ребёнка имеет огромное значение, она удовлетворяет его главные потребности: в безопасности, любви, защищённости. Именно поэтому разрушение семьи так сильно влияет на эмоционально-личностное развитие. Дети дошкольного возраста перестают играть в детском саду, чаще ссорятся со сверстниками, агрессивно реагируют на замечания воспитателя, жалуются, начинают болеть. Понимание психического состояния ребёнка позволяет подобрать более эффективные методы коррекции. [Шаграева, с. 144-145]
Если
ребенку до полугода, он практически
не замечает перемен и забывает отсутствующего
родителя за несколько дней при условии
внимания со стороны остальных
В
возрасте от полугода до двух с половиной
лет у него может часто и
резко меняться настроение в связи
с отсутствием одного из родителей.
Ребенок двух с половиной - шести лет испытывает
тяжелое эмоциональное потрясение. Он
не понимает причин развода, может считать
себя виновным в случившемся, обещает
исправиться, если родители помирятся.
У ребенка шести - девяти лет утрата одного из родителей может вызвать продолжительную депрессию. Он растерян, чувствует себя беззащитным, испытывает постоянную тревогу, ведет себя нервозно. В школе появляются проблемы с успеваемостью и дисциплиной. Он может начать грубить, обманывать, настраивать родителей друг против друга, требовать от них подарков. К родителю, ушедшему из семьи, нередко испытывает ненависть, становится агрессивным и непокорным. Обычно сильно привязывается к родителю, с которым живет, но иногда агрессия может распространяться и на этого родителя.
Девяти-десятилетние девочки перестают доверять взрослым, ищут опору в подругах. Мальчиков этого возраста покидает их обычная самоуверенность, они стремятся к близости с отцом. Нередко отношение ребенка к "воскресному родителю" становится корыстным.
В 11-16 лет мальчики в большинстве случаев испытывают негативные чувства к отцу и сильно привязываются к матери. Но если у нее появится партнер, ревнивый сын ей этого не простит. В отношении девочек к матери появляются критические нотки: "Растолстела, за собой не следит, понятно, почему отец ушел к молодой и красивой". Порой они даже склонны восхищаться его новой подругой.
И все же очевидно, что развод родителей - серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка. Даже если он совсем мал. Или если это подросток, внешне критичный или безразличный по отношению к родителям
Реакция
ребёнка на развод родителей может быть
различной. Выделяют три типа поведения
детей, переживающих посттравматический
стресс. [http://adalin.mospsy.ru/l_03_
Экспрессивный тип – ребёнок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться, дрожать, раскачиваться и не может сдерживать своих действий.
Контролирующий тип – ребёнок успешно сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребёнка, чем в обычном состоянии. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным на первый взгляд болезням.
Шоковый тип – ребёнок подавлен, оглушён, трудно понять, что с ним произошло, не зная ситуации в семье. Он как бы отсутствует, пребывает «в другом мире».
Признаки посттравматического шока разнообразны. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце (его вещи, любимый запах одеколона, любимое блюдо, любимая песня и т. п.). Однако возможна и противоположная реакция. Ребёнок стремится вытеснить всё, что связано с отцом: избегает смотреть фотографии отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т. п.