Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать представление об опросе и изучить познавательные возможности метода опроса в социальной работе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить специфику проведения опроса в социальной работе.
2. Показать роль проведения опроса в социальной работе
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы проведения опроса в социальной работе…………………………………………………………………………….4
1.1 Роль проведения опроса в социальной работе…………………………..4
1.2 Специфика проведения опроса в социальной работе…….……………6
Глава 2. Организация опроса в социальной работе…………………...8
2.1 Анкетирование, виды и функции анкетного опроса……………….…...8
2.2 Методология и технология интервью…………………………………...15
Глава 3. Пример проведения опроса в социальной работе……………20
3.1. Проведение опроса в центре социального обслуживания г. Казани……20
Заключение……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...25
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ
Инженерно – экономический
Кафедра социального
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу:
«Методика исследования в социальной работе».
на тему:
«Проведение
опроса в социальной
работе».
Выполнила:
Ст. гр. 769 И.Э.Ф
Меркелова
И. В.
Проверила:
доцент кафедры СУПП
Серебрякова
Н. Н.
Рязань 2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретические основы
проведения опроса в
социальной работе………………………………………………………………
1.1 Роль проведения опроса в социальной работе…………………………..4
1.2 Специфика проведения опроса в социальной работе…….……………6
Глава 2. Организация опроса в социальной работе…………………...8
2.1 Анкетирование, виды и функции анкетного опроса……………….…...8
2.2 Методология и технология интервью…………………………………...15
Глава 3. Пример проведения опроса в социальной работе……………20
3.1.
Проведение опроса в центре социального
обслуживания г. Казани……20
Заключение……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
В области социальной работы допустимы различные виды опроса. Однако их использование не должно негативным образом отражаться на состоянии клиентов.
Опрос — метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного анкетирование или непосредственного интервью, социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого респондента путем регистрации ответов на вопросы, соответствующие целям и задачам исследования.
Основное назначение опроса — получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также информацию, отраженную в сознании опрашиваемых о фактах, событиях, и оценку их жизнедеятельности.
Особенно
важен опрос при исследовании
социальных явлений и процессов,
малодоступных
Актуальность темы - процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения в социальной сфере общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи использование в настоящее время одного из основных методов социологии — опроса, приобретают особую актуальность. В обществе, где второе десятилетие проводятся реформы, только в последние годы стало со всей отчетливостью осознаваться положение, которое определяло успех фактически всех реформаторов, содержащееся в формуле: "Если хочешь повести за собой людей, — иди за ними". Общественное мнение населения, вектор его направленности, многие другие аспекты жизни общества преимущественно исследуются именно путем использования различных видов опросов.
Объект курсовой работы – опрос как инструмент изучения общественного мнения населения в социальной работе.
Предмет – специфика применения опроса в изучении общественного мнения населения в социальной работе.
Цель курсовой работы – дать представление об опросе и изучить познавательные возможности метода опроса в социальной работе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Глава 1.Теоретические основы проведения опроса в социальной работе.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.1
Социальная
работа связанна с большим спектром
знаний как об отдельной личности,
так и обо всем обществе и функционировании
его социальных институтов. Социальную
работу можно рассматривать как
личностную службу помощи людям, которая
направлена на своевременное выявление
и эффективное решение
Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытии возможностей личности человека, семьи, общества.
Объектами профессиональной деятельности являются отдельные личности, семьи, группы населения и сообщества, которые требуют социальной поддержки.
К функциям специалиста относят: социальное планирование и социальное прогнозирование трудовых коллективов, разных социальных явлений; системно-экологическое, инициативное и глобальное моделирование; проведения социологических исследований.
Исследования могут, касаются
различных аспектов социальной
сферы, которые оказывают
Подобную
же многообразность можно
Главную
роль при социальном исследовании – это
играет зависимость данного процесса
от тех целей и задач, которые ставят перед
собой исследователи, когда пытаются определить
методы изучения, отдавая предпочтение
тем или иным видам опроса.
Способ
решения исследовательской
Вопрос
о специфике методов
Теория и практика социальной работы для познания своих проблем используют методологический и методический исследовательский потенциал социологии. Во многом это объясняется близостью объекта и предмета социологии и социальной работы, а также тем, что теоретическое обоснование социальной работы генетически вырастало и вырастает из социологии, психологии и психотерапии. И теория социальной работы, и социология в основном используют исторические, экономические, социологические, философские, статистические, демографичекие работы и монографии, научные и научно-методические труды, а также методы сбора и обработки информации.
Социальная
работа как новая научная дисциплина,
опираясь на междисциплинарные методы
исследования, исследовательский потенциал
смежных наук, формирует собственный
методический и методологический инструментарий.
Довольно часто исследования в области
социальной работы опираются на социологические
методы анализа социальной реальности.
В исследованиях по проблемам
социальной работы, при написании
социальных биографий клиентов из числа
представителей групп риска, используются
данные стандартизированных интервью,
контент-анализа различного рода документов
(автобиографий), наблюдений, т. е. таких
методов сбора информации, которые
традиционно имеют место в
социологии.
Глава 2. Организация опроса в социальной работе.
2.1 Анкетирование, виды и функции анкетного опроса.
Начинать проведение эмпирического исследования методом анкетирования в социальной работе следует с грамотно сформулированного программного (исследовательского) вопроса. Иначе говоря, это такой вопрос, который определят то, ради чего проводится анкетирование. Например, вопрос "Как трудоустраиваются беженцы на новом месте?" может стать программным и служить отправной точкой для социального исследования. В отличие от программных вопросов анкетные вопросы более конкретны. Совокупность ответов на конкретные вопросы анкеты и дадут исчерпывающий ответ на программный вопрос.2
Прежде чем перейти к формулировке анкетного вопроса, надо для себя выяснить: все ли аспекты проблемы учтены, нет ли лишних вопросов, кому адресована анкета. Следующий этап – формулировка вопросов, установление последовательности вопросов в анкете.
У анкетного вопроса три функции – индикаторная, коммуникативная и инструментальная. Это "должностные обязанности" анкетного опроса.
Индикаторная функция вопроса анкеты состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой.
Коммуникативная функция вопроса обусловлена социально-психологической природой общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это путём перевода познавательной задачи вопроса на уровень обыденной лексики респондента. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.