Проведение опроса в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать представление об опросе и изучить познавательные возможности метода опроса в социальной работе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить специфику проведения опроса в социальной работе.
2. Показать роль проведения опроса в социальной работе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы проведения опроса в социальной работе…………………………………………………………………………….4
1.1 Роль проведения опроса в социальной работе…………………………..4
1.2 Специфика проведения опроса в социальной работе…….……………6
Глава 2. Организация опроса в социальной работе…………………...8
2.1 Анкетирование, виды и функции анкетного опроса……………….…...8
2.2 Методология и технология интервью…………………………………...15
Глава 3. Пример проведения опроса в социальной работе……………20
3.1. Проведение опроса в центре социального обслуживания г. Казани……20
Заключение……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

главная КУРСОВАЯ.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

                      Инженерно – экономический факультет

               Кафедра социального управления  права и политологии. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу:

«Методика исследования в социальной работе».

на тему:

«Проведение опроса в социальной работе». 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Ст. гр. 769  И.Э.Ф

Меркелова И. В. 
 

Проверила:

доцент  кафедры СУПП

Серебрякова  Н. Н. 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2010 год

  
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1.    Теоретические основы  проведения опроса в  социальной работе…………………………………………………………………………….4

1.1    Роль проведения опроса в социальной работе…………………………..4

1.2    Специфика проведения опроса в социальной работе…….……………6

Глава 2.    Организация   опроса  в социальной работе…………………...8

2.1    Анкетирование, виды и функции анкетного опроса……………….…...8

2.2    Методология и технология интервью…………………………………...15

Глава 3. Пример проведения опроса в социальной работе……………20

3.1. Проведение опроса в центре социального обслуживания г. Казани……20 

Заключение……………………………………………………………………..23 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...25        

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В области социальной работы допустимы  различные виды опроса. Однако их использование  не должно негативным образом отражаться на состоянии клиентов.

       Опрос — метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного анкетирование или непосредственного интервью, социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого респондента путем регистрации ответов на вопросы, соответствующие целям и задачам исследования.

     Основное  назначение опроса — получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального  мнения, а также информацию, отраженную в сознании опрашиваемых о фактах, событиях, и оценку их жизнедеятельности.

     Особенно  важен опрос при исследовании социальных явлений и процессов, малодоступных непосредственному  наблюдению, а также в случаях, когда социальная сфера в том  числе проблематика социальной работы слабо обеспечена документальной информацией. Получение качественных данных в ходе опроса зависит от наличия надежного инструментария, прогнозирования поведения респондентов при ответе на вопросы, подготовки интервьюеров, места и обстановки проведения опроса дома, на улице, на рабочем месте и т.д.

     Актуальность  темы - процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения в социальной сфере общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи использование в настоящее время одного из основных методов социологии — опроса, приобретают особую актуальность. В обществе, где второе десятилетие проводятся реформы, только в последние годы стало со всей отчетливостью осознаваться положение, которое определяло успех фактически всех реформаторов, содержащееся в формуле: "Если хочешь повести за собой людей, — иди за ними". Общественное мнение населения, вектор его направленности, многие другие аспекты жизни общества преимущественно исследуются именно путем использования различных видов опросов.

     Объект  курсовой работы – опрос как инструмент изучения общественного мнения населения в социальной работе.

     Предмет – специфика применения опроса в изучении общественного мнения населения в социальной работе.

     Цель  курсовой работы  – дать представление об опросе и изучить познавательные возможности метода опроса в социальной работе.

     Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. Выявить специфику проведения опроса в социальной работе.
  2. Показать роль проведения опроса в социальной работе
  3. Описать виды опроса, используемые в социальной работе.
  4. Определить основные познавательные возможности метода опроса в социальной работе.
  5. Привести пример проведения опроса в социальной работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Теоретические основы проведения опроса в  социальной работе.

    1. Роль проведения опроса в социальной работе.

     Социальная  работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.1

     Социальная  работа связанна с большим спектром знаний как об отдельной личности, так и обо всем обществе и функционировании его социальных институтов. Социальную работу можно рассматривать как  личностную службу помощи людям, которая  направлена на своевременное выявление  и эффективное решение социальных проблем, которые возникают у  конкретного клиента, семьи, в обществе в целом

     Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается  забота о качестве жизни и раскрытии  возможностей личности человека, семьи, общества.

     Объектами профессиональной деятельности являются отдельные личности, семьи, группы населения  и сообщества, которые требуют  социальной поддержки.

     К функциям специалиста относят: социальное планирование и социальное прогнозирование  трудовых коллективов, разных социальных явлений; системно-экологическое, инициативное и глобальное моделирование; проведения социологических исследований.

       Исследования   могут, касаются  различных аспектов социальной  сферы, которые оказывают влияние  на жизнедеятельность человека. К таким проблемам следует  отнести: проблемы сохранения  и развития семьи, проблемы  демографии, молодежные проблемы, проблемы  охраны здоровья, образования, экологии, жилья и т.д. Примером подобной  разносторонности социального исследования  может быть сфера медицинского  обслуживания. Здесь можно исследовать  и прогнозировать такие аспекты,  как: эффективность системы здравоохранения,  качество медицинских услуг, разработанность  системы материального стимулирования  медработников, рациональность структуры  и размещения медицинских кадров, организация лечебного процесса  и др.

     Подобную  же многообразность можно рассматривать  при исследовании всех других сфер человеческой деятельности. Роль исследования в сфере жилищного хозяйства предполагает изучение таких сторон, как уровень обеспеченности населения жильем в различные этапы развития государства, анализ потенциальных возможностей и условий получения нового жилья, улучшение сложившихся жилищных условий, использование жилья различными социальными группами, уровень соответствия демографической структуре региона наличного и вводимого жилья и т.д. В сфере образования и просвещения исследование может обратиться к рассмотрению тенденций их развития, к проблеме обеспеченности кадрами, выявлять степень потребности в них, анализировать динамику расходов на образование; притока молодежи в институты, характерные тенденции этих процессов и т.д.

     Главную роль при социальном исследовании – это играет зависимость данного процесса от тех целей и задач, которые ставят перед собой исследователи, когда пытаются определить методы изучения, отдавая предпочтение тем или иным видам опроса. 
 
 
 
 

    1. Специфика проведения опроса в  социальной работе.

     Способ  решения исследовательской задачи в науке принято называть методом. Выбор метода исследования в социальной работе определяется поставленной задачей. Для решения каждой из задач требуются особые методы. От выбора метода познавательной деятельности зависит достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании.

     Вопрос  о специфике методов исследования, используемых социальными работниками, а также вопрос о том, есть ли у  теории социальной работы собственные  методы исследования, – это до сих  пор является предметом дискуссий. В настоящее время почти все  методы социальных наук являются междисциплинарными. Естественно, специфика теории социальной работы, её задачи и место в системе  социальных наук влияют на особенности  использования существующих методов. Основной специфический признак  исследовательских методов, применяемых  в социальной работе, – их интегративный  характер.

     Теория  и практика социальной работы для  познания своих проблем используют методологический и методический исследовательский  потенциал социологии. Во многом это  объясняется близостью объекта  и предмета социологии и социальной работы, а также тем, что теоретическое  обоснование социальной работы генетически  вырастало и вырастает из социологии, психологии и психотерапии. И теория социальной работы, и социология в  основном используют исторические, экономические, социологические, философские, статистические, демографичекие работы и монографии, научные и научно-методические труды, а также методы сбора и обработки  информации.

     Социальная  работа как новая научная дисциплина, опираясь на междисциплинарные методы исследования, исследовательский потенциал  смежных наук, формирует собственный  методический и методологический инструментарий. Довольно часто исследования в области  социальной работы опираются на социологические  методы анализа социальной реальности. В исследованиях по проблемам  социальной работы, при написании  социальных биографий клиентов из числа  представителей групп риска, используются данные стандартизированных интервью, контент-анализа различного рода документов (автобиографий), наблюдений, т. е. таких  методов сбора информации, которые  традиционно имеют место в  социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.    Организация  опроса  в социальной работе.

     2.1    Анкетирование, виды и функции анкетного опроса.

     Начинать  проведение эмпирического исследования методом анкетирования в социальной работе следует с грамотно сформулированного программного (исследовательского) вопроса. Иначе говоря, это такой вопрос, который определят то, ради чего проводится анкетирование. Например, вопрос "Как трудоустраиваются беженцы на новом месте?" может стать программным и служить отправной точкой для социального исследования. В отличие от программных вопросов анкетные вопросы более конкретны. Совокупность ответов на конкретные вопросы анкеты и дадут исчерпывающий ответ на программный вопрос.2

     Прежде  чем перейти к формулировке анкетного  вопроса, надо для себя выяснить: все  ли аспекты проблемы учтены, нет  ли лишних вопросов, кому адресована анкета. Следующий этап – формулировка вопросов, установление последовательности вопросов в анкете.

     У анкетного вопроса  три функции – индикаторная, коммуникативная и инструментальная. Это "должностные обязанности" анкетного опроса.

     Индикаторная  функция вопроса анкеты состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой.

     Коммуникативная функция вопроса обусловлена социально-психологической природой общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это путём перевода познавательной задачи вопроса на уровень обыденной лексики респондента. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Информация о работе Проведение опроса в социальной работе