Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать представление об опросе и изучить познавательные возможности метода опроса в социальной работе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить специфику проведения опроса в социальной работе.
2. Показать роль проведения опроса в социальной работе
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы проведения опроса в социальной работе…………………………………………………………………………….4
1.1 Роль проведения опроса в социальной работе…………………………..4
1.2 Специфика проведения опроса в социальной работе…….……………6
Глава 2. Организация опроса в социальной работе…………………...8
2.1 Анкетирование, виды и функции анкетного опроса……………….…...8
2.2 Методология и технология интервью…………………………………...15
Глава 3. Пример проведения опроса в социальной работе……………20
3.1. Проведение опроса в центре социального обслуживания г. Казани……20
Заключение……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...25
Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формулируемых на основе блока вопросов.
Логическая структура вопроса определяется наличием в нём двух обязательных элементов:
Требования к базисной части вопроса:
Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов).
Третья
группа логических ошибок связана с
адресатом, т. е. вопрос может быть задан
тому, кто информацией не располагает.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо
выполнять следующие
Возможность уклониться от ответа является требованием принципиальным: оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя некомпетентным в данном вопросе.
Все вопросы анкеты обычно разделяют:
По
своей форме и технике
Закрытыми
считаются такие вопросы, в которых
перечислены все возможные
Дихотомические вопросы предполагают ответы: да, нет, не знаю.
Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предложенных.
Неальтернативные
вопросы (их ещё иногда называют "вопросы-меню")
предусматривают возможность
Вопросы-меню являются наиболее распространёнными среди закрытого типа вопросов.
Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить своё мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым.
Закрытый альтернативный вопрос может строиться не только в дихотомической форме (да, нет, не знаю), но и в шкальной, и в табличной формах. В этом случае он отображает не наличие у респондента того или иного признака, а интенсивность проявления конкретного качества.
Вопросы-фильтры. Функция вопросов-фильтров – отсекать тех, кто не может отвечать, т. е. тех, кто не имеет отношения к данному вопросу ("чужой"). Такие вопросы относятся к неосновным, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемой социальной проблемы (явления, факта и т. д.), а установление адресата вопроса. Отсутствие вопросов-фильтров в анкете может привести к искажению информации. Сходную функцию выполняют контрольные вопросы, которые могут быть как прямыми, так и косвенными.
Старайтесь придерживаться следующих правил:
Существует взаимосвязь между количеством вопросов анкеты и числом опрашиваемых. На практике применяется три варианта:
Чем больше респондентов, тем меньше вопросов.
Чем меньше респондентов, тем больше вопросов.
Оптимальное количество респондентов и вопросов (выборочное исследование).
Композиция анкеты
В строгом смысле слова анкета – средство одноразового использования, обладающее свойством уникальности:
Общая композиция анкеты:
Введение, реквизитная часть, информативная часть, классификационная часть, заключение.
Части
1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий,
вспомогательный аппарат
Важнейшие принципы композиции анкеты
Предварительное замечание: не следует смешивать программную логику вопроса с логикой построения анкеты.
Первый принцип – вопросник должен строиться с учётом психологии опрашиваемых.
Пример: при изучении отношения клиентов к какой-то услуге надо вначале сформулировать вопросы, предназначенные для всех, затем только для тех, кто этой услугой пользуется, потом для тех, кто от этой услуги отказывается, и в заключении – снова для всех респондентов. Распределение по названным группам вопросов проводится с помощью вопросов-фильтров. Например: "Вопросы с 5-го по 9-й относятся только к тем, кто пользуется данной услугой"; "На вопросы 10-14 мы просим ответить тех, кто подобной услугой не пользуется"; "Последние шесть вопросов относятся ко всем опрашиваемым".
Второй принцип – от общего к конкретному. Однако этот принцип целесообразен не во всех ситуациях. Например, если сначала поставить общий вопрос о степени удовлетворённости клиентов работой отделения ЦСО, а затем вопросы по оценке отдельных сторон его работы, то общие оценки повлияют на частные. В этом случае первыми размещают частные вопросы, обобщающий вопрос следует ставить в конце блока частных вопросов, касающихся конкретной проблемы. Пример: "А теперь мы попросили бы Вас оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены работой данного отделения ЦСО".
Третий принцип – вопросы следует располагать по степени их трудности: от простого к сложному.
Четвёртый принцип – вопросы, определяющие уровень компетенции респондента в области проводимого исследования, следует задавать сначала, затем – "разминочные" вопросы, наиболее трудные вопросы рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты.
При разработке анкеты источником для её составления обычно служат:
чужие анкеты;
литература;
интуиция и опыт.
Заимствовать лучше всего апробированный инструментарий.
Основные правила формулировки вопросов:
Предпочтение
следует отдавать письменному опросу
респондентов. В настоящее время
разработан ряд универсальных анкет,
помогающих социальным работникам собирать
и обрабатывать полученные данные о
клиенте. Однако эти анкеты имеют
определённые недостатки. Главный недостаток
универсальных анкет обусловлен
именно их универсальностью – социальный
работник не может их использовать
в каждом конкретном случае. Следовательно,
наряду с имеющимися универсальными
средствами сбора и обработки
информации, социальный работник должен
уметь разрабатывать свои, отвечающие
узким (конкретным) задачам и специфике
работы в данной социальной службе.
2.2. Методология и технология интервью
Интервью – это беседа, проводимая по заранее разработанному плану и предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом (опрашиваемым).
Интервью – это обязательно целенаправленное общение. Научное интервью представляет собой метод получения информации в ходе живого диалога, подчинённого определённой исследовательской цели. Термины беседа и интервью имеют близкий смысл. Этому способствует тот факт, что второй термин заимствован из английского языка, где он является полным синонимом нашего слова беседа. Однако в социологии предпочитают термин "интервью", в психологии – "беседа". В социальной работе более уместен термин "беседа".3
Интервью по отношению к анкетированию имеет ряд преимуществ: в нём практически не бывает вопросов без ответов; неопределённые и противоречивые вопросы можно уточнить; есть возможность зафиксировать не только вербальную, но и невербальную реакцию респондента; получаемая информация полнее, глубже и достовернее. Следует учитывать особенности российских респондентов: их нетерпеливость, страх перед опросом, степень скрытности, эмоциональность. Кроме того, могут возникнуть семантические трудности, связанные с неадекватным пониманием слов, употребляемых в ходе опроса.
Интервью различаются:
по степени стандартизации вопросов;
по числу обсуждаемых тем;
по количеству опрашиваемых.
Формализованное интервью – это беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов с вариантами ответов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми.