Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:32, контрольная работа
Фрейдизм - одно из наиболее влиятельных направлений буржуазной мысли нашего века. Его воздействие далеко выходит за рамки психологии, простирается не только на сферу философских и социальных наук, литературу и искусство, но и на «массовую культуру», особенно в США. Буржуазная идеология и культура ассимилировали многие концепции и понятия фрейдизма, теория и практика психоанализа сыграли заметную роль в формировании самого интеллектуального «климата» в западных странах. Наряду с экзистенциализмом, неопозитивизмом, техницистско-индустриалистскими и некоторыми другими философскими и социальными концепциями фрейдизм превратился в первые десятилетия XX в. в одну из доминант буржуазного сознания.
Фрейдизм и социология……………………………………………………3
Основные идеи социальной доктрины 3. Фрейда……………………….6
Заключение………………………………………………………………..24
УНИВЕРСИТЕТ» В Г. АНАДЫРЕ
Контрольная работа
Дисциплина: Социология
Тема: Психоаналитическая социология З. Фрейда.
Выполнил студент Группа 3312 курс 1 Евлоева Тамара Ахметовна Проверил преподаватель Коломиец Оксана Петровна __________________________ (дата) __________________________ (подпись) |
2013 г
Содержание:
Фрейдизм - одно из наиболее влиятельных направлений
буржуазной мысли нашего века. Его воздействие
далеко выходит за рамки психологии, простирается
не только на сферу философских и социальных
наук, литературу и искусство, но и на «массовую
культуру», особенно в США. Буржуазная
идеология и культура ассимилировали
многие концепции и понятия фрейдизма,
теория и практика психоанализа сыграли
заметную роль в формировании самого интеллектуального
«климата» в западных странах. Наряду
с экзистенциализмом, неопозитивизмом,
техницистско-
Причины такого исключительного влияния
требуют специального исследования.
Несомненно, однако, что они самым
непосредственным образом связаны
с общей социальной и интеллектуальной
ситуацией буржуазного
Вопрос о психоаналитической социологии весьма запутан. Одни исследователи трактуют это понятие очень широко, включая в него многие течения, где можно в той или иной мере усмотреть влияние фрейдизма, другие, наоборот, отрицают саму возможность постановки вопроса о психоаналитической социологии.
В свое время, когда психоанализ вышел за рамки психологической теории и психотерапевтической практики, его основатели выражали убеждение, что в будущем он станет важнейшей составной частью, даже краеугольным камнем обществознания и внесет решающий вклад в изучение и понимание общества, общественных институтов и общественного развития. Эти надежды не оправдались, но влияние психоаналитических концепций на буржуазную социологию XX в. оказалось весьма значительным.
Существуют самые различные, иногда
диаметрально противоположные точки
зрения относительно того, в какой
мере «социологична» доктрина самого
3. Фрейда. Преобладает мнение, что она имеет
мало общего с собственно социологией
и что содержащиеся в ней социально-философские
спекуляции не представляют интереса
в профессионально-
Фрейд, конечно, не был социологом
и никогда не претендовал на это.
Однако в его работах, несмотря на
некоторые антифилософские
К психоаналитическим идеям и методике
наиболее восприимчивы социальная психология
и этнография, а также такие
сферы социологических
Однако многие западные социологи
с недоверием и предубеждением относились
и относятся к универсалистским
социально-философским
Но как бы то ни было, влияние
фрейдизма в буржуазной социологии
и социальной мысли вообще довольно
значительно. Это обусловлено их
единой идеологической природой, значением
открытых Фрейдом сфер и механизмов
человеческой психики для некоторых
областей социологических и социально-
Останавливаясь, на эволюции социально-философских и социологических взглядов Фрейда, отметим, что психоанализ возник как специфический психотерапевтический метод, затем была создана общепсихологическая теория, а «экспансия» в различные социальные сферы происходила в наибольшей мере в поздний период деятельности Фрейда.
Своеобразие психоаналитической концепции заключается в универсализации сферы бессознательного в человеческой психике и значения полового инстинкта. Причем, если бессознательное до Фрейда занимало фундаментальное место в доктринах Г. Лейбница, И. Гербарта в романтической и предэкзистенциалистской традиции у Ле Бона, концепция гиперсексуализма — в основном оригинальное создание Фрейда. Согласно Фрейду, половой инстинкт, либидинозная энергия определяют не только жизнь индивида, но в сублимированной, т. е. превращенной, форме лежит в основе общественных отношений и большинстве видов человеческой деятельности, культуры, искусства и т. д.
Социальная доктрина Фрейда базируется на: 1) биопсихологизме, индивидуальной психологии как модели большинства социологических конструкций; 2) идее бессознательного; 3) концепции Эдипова комплекса; 4) дуализме инстинктов жизни и смерти.
Бессознательное Фрейд понимает как основной, «глубинный» пласт структуры личности, который должен быть выявлен научными средствами по ряду косвенных признаков и проявлений, поскольку принципиально он непознаваем и прямое эмпирическое проникновение в него невозможно.
Возникновение развитых общественных форм, как и индивидуальное становление человеческой личности, Фрейд связывает, как известно, с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), разыгравшейся будто бы на заре человеческой истории и приведшей - дабы драма не повторилась - к возникновению своего рода «общественного договора», системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т. п. От этого «замечательного преступного деяния», говорит Фрейд, «многое взяло свое начало: социальная организация, нравственные ограничения и религия». Это - «великое событие, с которого началась культура».
Индивидуальное разрешение этой драматической ситуации, названной Фрейдом «Эдиповым комплексом» (суть его в сексуальном влечении мальчика к матери и «амбивалентном», т. е. двойственном, чувстве ненависти и преклонения перед отцом), во многом предопределяет судьбу каждого человека, характер будущего использования избыточной сексуальной энергии. «Общественное» разрешение этого конфликта обусловило ход исторического процесса.
Религия, мораль и социальные чувства,
по Фрейду, «вырабатывались
Обожествление отца на основе чувства вины и преклонения перед ним, согласно Фрейду, лежит в основе таких феноменов, как государство, власть и т. п. Государство, власть и бог, по его мнению, - не что иное, как идеализированный отец. «...Громадное большинство людей, - говорит Фрейд, - нуждаются во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними, а иногда даже плохо с ними обращается. Из психологии индивида мы узнали, откуда исходит эта потребность масс. Это - тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней...».
Мифологический характер Эдипова комплекса иногда признавался самим Фрейдом, называвшим его «научным мифом». Эта концепция подвергалась критике не только исследователями, далекими от психоанализа, но отчасти и учеными, находившимися под влиянием его концепций (Б. Малиновский, М. Мид и др.). Несостоятельна уже исходная идея фрейдовской гипотезы: идея существования первоначальной патриархальной орды. Неясен у Фрейда и сам характер постулируемой им праисторической драмы - должна ли она пониматься как единичный или многократно повторявшийся акт или может быть истолкована чисто символически. Впрочем, историческая реальность Эдиповой драмы признается разве что только наиболее догматически настроенными фрейдистами. К области мифотворчества относится также превращение Фрейдом этой драмы в исходный пункт истории культуры и общества. Сложнее вопрос об универсальности Эдипова комплекса в индивидуальном развитии человека. Даже если предположить, что этот комплекс действительно имеет место при существующей в современном обществе системе родства и семейно-брачных отношений, то как он возможен, скажем, в тех первобытных общественных формах, когда отец мог не быть известен? Универсальность Эдипова комплекса ставится под сомнение рядом этнографических исследований, проведенных среди отсталых народов. Так, в некоторых исследованиях Б. Малиновского показано, что существуют, например, в Меланезии общества, где система родства такова, что Эдипов комплекс невозможен, поскольку отец не имеет никакой реальной власти над своими детьми, которая принадлежит другим лицам.
С Эдиповым комплексом связан один из центральных постулатов фрейдовской доктрины — идея основополагающего значения сексуальности в жизни человечества. Это также едва ли не самый уязвимый пункт рассматриваемой доктрины, всегда вызывавший решительные возражения противников и отвергнутый многими последователями.
Впрочем, надо сказать, что Фрейду
без достаточных оснований
С точки зрения Фрейда, кроме Эроса, инстинкта жизни (представляющего собой некое довольно неопределенное виталистическое начало, основанное на сексуальном инстинкте, но не сводящееся к нему), существует другой, не менее мощный, извечный инстинкт - Танатос, инстинкт смерти, возвращения к изначальному, неорганическому состоянию. Иногда даже создается впечатление, что Фрейд склоняется к мысли о первичности именно этого, последнего инстинкта.
Постулирование инстинкта
Эрос и Танатос, согласно Фрейду, - не просто соположены, сосуществуют, они находятся в вечном конфликте, в непрекращающейся борьбе, которая лежит в самой основе как социального бытия, так и бытия вообще. Динамика общественного и культурного развития обусловливается во многом конфликтом этих инстинктов и цивилизации с ее системой норм и запретов. Последние через посредство семьи в той или иной степени интернализуются человеком, образуя так называемое «сверх-Я». Социально и нравственно неприемлемые импульсы и влечения вытесняются в глубины бессознательного, борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями и общественными запретами - одна из основных идей фрейдовской социальной теории.
Диалектика отношения
Информация о работе Психоаналитическая социология З. Фрейда.