Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:32, контрольная работа
Фрейдизм - одно из наиболее влиятельных направлений буржуазной мысли нашего века. Его воздействие далеко выходит за рамки психологии, простирается не только на сферу философских и социальных наук, литературу и искусство, но и на «массовую культуру», особенно в США. Буржуазная идеология и культура ассимилировали многие концепции и понятия фрейдизма, теория и практика психоанализа сыграли заметную роль в формировании самого интеллектуального «климата» в западных странах. Наряду с экзистенциализмом, неопозитивизмом, техницистско-индустриалистскими и некоторыми другими философскими и социальными концепциями фрейдизм превратился в первые десятилетия XX в. в одну из доминант буржуазного сознания.
Фрейдизм и социология……………………………………………………3
Основные идеи социальной доктрины 3. Фрейда……………………….6
Заключение………………………………………………………………..24
Таким образом, по Фрейду, оказывается,
что в социальном смысле разграничение
нужно проводить не столько между
Эросом и Танатосом, сколько между
сублимированной и
Несмотря на всю запутанность этой картины, которая не была, по-видимому, достаточно ясной и для самого ее создателя, несомненно одно: дуализм инстинктов, который принимал различные формы в учении Фрейда, есть одно из внешних выражений его глубокой внутренней двойственности, «амбивалентности», если пользоваться фрейдовской терминологией.
Двойственность, противоречивость, «амбивалентность», как уже отмечалось, есть фундаментальная черта фрейдизма вообще и его социологических аспектов в частности. Этим во многом объясняется исключительное разнообразие трактовок идейного наследия Фрейда. В нем каждый видел то, что хотел увидеть. Фрейда считали великим революционером в науке и псевдоученым, сциентистом-рационалистом и антиинтеллектуалистом, гуманистом и антигуманистом, поборником интересов простых людей и элитаристом, пессимистом и оптимистом, консерватором и нонконформистом и т. д. Конечно, всегда идеи крупных мыслителей вызывают разнообразные трактовки, но в случае Фрейда различие интерпретаций имеет очень серьезные объективные основания.
Стиль Фрейда (в духе одного из источников
его доктрины - романтико-иррационалистической традиции
XIX в.) часто имеет скорее художественно-
Однако гораздо более
Двойственны и истоки учения Фрейда.
С одной стороны, оно восходит
к рационалистическо-
Однако в работах Фрейда определенно преобладают идеи противоположного характера - идеи могущества бессознательных инстинктов и влечений, которые в основном и определяют человеческие поступки, человеческую историю и общественную жизнь. Сознательный и разумный элемент в человеке, по Фрейду, - это только небольшой поверхностный слой, входящий в наше Я, являющееся, кстати, сказать, лишь модифицированной частью бессознательного Оно. Задача Я, руководствуясь «принципом реальности», - осуществлять посредничество между Оно с его могущественными бессознательными влечениями (слепоследующему «принципу удовольствия»), реальным миром и совестью, интернализованной системой моральных норм, запретов и социальных ценностей - сверх-Я.
Эти два ряда идей в учении Фрейда,
рационалистический и иррационалистический,
находят разрешение (и объяснение)
в другой дихотомии фрейдовского
учения, в гуманистической и
С одной стороны, очевидно, что Фрейд - продолжатель гуманистической традиции ранней буржуазной идеологии (некоторые западные авторы называют его даже «последним великим гуманистом»). Это находит выражение не только в вере в конечное торжество разума и науки, но и в постоянной озабоченности судьбами простого человека, несчастного и отчужденного в тяжелых и патологических условиях окружающего его общества. Собственно говоря, центральная идея Фрейда-клинициста, а отчасти и социального мыслителя и состоит в том, чтобы найти, если это возможно, выход из такого положения, найти путь к формированию гармонической личности. Реализовать этот идеал, по мнению Фрейда, возможно только в том случае, если воспитание, культура и психоанализ совместными усилиями смогут сформировать человека, в котором доминирующее место займет разумное начало, сильное, сознательное Я, в котором бессознательные инстинкты и влечения будут отчасти освобождены, отчасти сублимированы настолько, чтобы сделать человека в достаточной мере счастливым и творческим. «Психоанализ, - говорит Фрейд, - есть орудие, которое дает Я возможность постепенно овладеть Оно». Таким образом, не полное высвобождение инстинктов и влечений, но также и неполное их подавление, а разумное управление страстями, таков идеал Фрейда.
Итак, подчинение интеллекта аффективной жизни - это лишь наличная ситуация. Логические аргументы для подавляющего большинства людей пока бессильны против аффективных интересов они применяются чаще всего лишь для «рационализации» последних. Задача заключается в том, чтобы изменить это положение и освободить интеллект от слишком сильных аффективных влияний. Только в таком случае он может эффективно работать.
Однако сомнения в осуществимости этого постоянно возникают у Фрейда. «Конечно, - говорит он, - идеальным состоянием было бы общество людей, которые подчинили бы жизнь своих влечений диктатуре разума... Но в высшей степени вероятно, что это - утопическая надежда».
Таким образом, гуманистические идеалы Фрейда выступают чаще всего в просветительской форме, но в отличие от просветителей XVIII в, его предположения относительно будущего «разъедаются» изрядной долей неуверенности и скептицизма.
Кроме того, у Фрейда, как было сказано,
сильны и антигуманистические, элитаристские
мотивы, причудливо переплетающиеся
с туманными демократическими иллюзиями.
Он неоднократно самым уничтожительным
образом высказывался о народных
массах и о человеке массы; массы
руководствуются исключительно
инстинктами, они враждебны культуре,
нуждаются в иллюзиях и иррациональных
верованиях, стремятся к подчинению
сильному лидеру, ими должна руководить
интеллектуальная элита. Впрочем, и
к единоличным лидерам, начиная
с мифического отца первобытной
орды, Фрейд относится достаточно
скептически, поскольку они не принадлежат
к интеллектуальной элите, а именно
на нее Фрейдом возлагаются
Сказанное позволяет понять кажущийся парадокс сосуществования во фрейдовской доктрине двух столь далеких культов - разума и бессознательного. Разум, сознательное обуздание инстинктов, высшие формы сублимации и (как следствие этого) развитие цивилизации - удел интеллектуальной элиты; власть темных, бессознательных влечений (сексуальных и агрессивных), враждебность к разуму и культуре, иррациональные верования и иллюзии, слепое подчинение вождям - удел масс.
Что касается будущего, то нужно надеяться,
подчеркивает Фрейд, что все изменится,
масса поднимется до уровня лидеров,
все превратятся в людей
Многие (вероятно, большинство) исследователи
учения Фрейда квалифицируют его
как социального пессимиста. Для
этого есть, конечно, серьезные основания.
Во-первых, декларировав неправомерность
ценностного подхода к
С проблемами смерти, агрессивных импульсов связано отношение Фрейда к войне, отношение также глубоко амбивалентное. Горячий противник войны, выражавший надежду, что в будущем все станут пацифистами и удастся устранить войны из жизни человечества. Решение этой кардинальной проблемы человечества Фрейд видит не столько в социально-политической, сколько в социально-психологической сфере. Во время войны происходит массовая регрессия к импульсам первобытного человека, отпадают все искусно созданные преграды социальности и цивилизованности. Иногда, как уже сказано, создается впечатление, что хотя Фрейд сравнительно поздно ввел в свою теорию понятие «инстинкт смерти» и уделял ему гораздо меньше внимания, чем сексуальному инстинкту, он трактует его как первичный. «Принцип удовольствия, - говорит он, - находится в подчинении у влечения к смерти». Само удовольствие, которое, согласно трактовке Фрейда, есть снятие напряжения, в своем высшем выражении превращается в нирвану, т. е. граничит со смертью. Все это дает основание для некоторых весьма крайних и, по-видимому, сильно преувеличенных выводов, будто Фрейд пришел от сексуального монизма к монизму смерти. «Дуализм смерти и секса, - читаем мы в одной из недавних американских работ о Фрейде, - заменяет монизм сексуального инстинкта...
И наконец, третье основание для трактовки взглядов Фрейда как фундаментально пессимистических вытекает из его представлений о динамике взаимоотношений индивида и общества, взаимодействия психологии и культуры, о социопсихологических конфликтах. Требования индивида и общества находятся в глубоком конфликте. Цивилизация с ее запретами и санкциями, с одной стороны, - великое благо и необходимость, иначе человечество, полностью подчинившись сексуальным и летальным инстинктам, не смогло бы выжить; но, с другой стороны, она - бремя и опасность для человека, поскольку все большее вытеснение влечений ведет к прогрессирующему развитию неврозов, к растущей неудовлетворенности, тревоге, деформации характеров, отчуждению, бессознательнрму лицемерию и т. п. Человечество находится между Сциллой социальной репрессивности, которая делает жизнь крайне тяжкой, представляя собой покушение на основной принцип бессознательного - «принцип удовольствия», и Харибдой полного освобождения инстинктов, что привело бы человека и общество к самоуничтожению.
В сущности, и Фрейд, как мы увидим, признает иногда изменяемость первичных инстинктов и влечений, даже возлагает основные надежды на их социальную трансформацию. Он говорит также о социальных чувствах, которые должны прийти на смену эгоистическим. Однако, во-первых, представление обо всем этом имеет у него крайне туманный, абстрактный, неисторический характер. Во-вторых, соотношение биологического и социального у большинства людей в настоящее время, а возможно, и всегда останется, по его мнению, как раз обратным тому, какое устанавливает Маркс. Иначе говоря, он считает, что господствует в человеке и, видимо, вечно будет господствовать биопсихологическое начало.
Фрейд считал, что социальное в
индивиде – лишь тонкий поверхностный
слой, налагаемый на очень консервативную
и фундаментальную
Фиксация на жестоком и животном как естественном - это не что иное, как превращенная форма обыденных буржуазных представлений, согласно которым раздираемое антагонистическими противоречиями общество есть «нормальное», «естественное» общество, а его «средний» представитель - эталон человека как такового. В тех аспектах, в каких социальные построения Фрейда имеют пессимистический характер, они представляют собой в известной мере теоретическое выражение пессимизма обыденного буржуазного сознания,
Путь к новому обществу лежит
через трансформацию этих устремлений,
которая представляется Фрейду как
превращение эгоистических
Информация о работе Психоаналитическая социология З. Фрейда.