Психологические основы профессиональной социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание

Психологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации.

Работа состоит из  1 файл

реферат биекенов2222222.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

  В Декларации, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. психотерапия определяется как особая дисциплина из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию [10]. Отмечается междисциплинарный характер психотерапии, которая вот уже несколько десятков лет как вышла за пределы клинического опыта. Психотерапевтические подходы широко используются не только в профессиональной работе врачей, но и в деятельности учителей, социальных педагогов, социальных работников и работников любой профессии, реализующих свои возможности в системе «человек – человек». В широком смысле психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера [11]. Многоплановость психотерапевтической деятельности проявляется в том, что она может выступать в виде метода оказания влияния или воздействия, актуализирующего процесс научения; в виде комплекса явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей; в виде метода инструментальной манипуляции, служащего целям социального контроля. Проведение психотерапевтических методик предполагает опору на психологические средства изменения личности, связанных с использованием основ психологии.

  В трудах Э. Берна [12] социальная работа рассматривается как смежная с психотерапией профессия, представители которой обязаны выполнять следующие функции: изучать напряжения, вызываемые средой (связанные с бедностью, безработицей, предрассудками и т. д.); изучать эмоциональные трудности и пути их преодоления; знать различные общественные учреждения (различные консультационные центры, центры реабилитации и т. д.) и поддерживать с ними связь; выступать в качестве посредников между клиентами и различными общественными учреждениями; работать совместно с клиническими психотерапевтами.

  В теории и практике социальной работы наиболее часто используются три основных направления психотерапевтических исследований: социокультурное, гуманистическое (изучение сущности и факторов самоактуализации личности), когнитивно-эмотивное.

  Социокультурные теории связаны с проблемой конфликта человека и общества, который возникает в меняющихся социально-экономических условиях. Чем выше развито общество, тем более неоднородным оно становится, представляя собой совокупность различных жизненных миров. Индивиду демонстрируются различные нормы, ценности, модели эталонного поведения. Их противоположная направленность содержит в себе угрозу невротического конфликта для субъекта, который интериоризировал разнонаправленные ценности. Представители социокультурных психотерапевтических теорий – К. Хорни, Э. Фромм полагают, что отношения конкуренции, доминирующие в рыночном обществе, негативно влияют на психологическое состояние и развитие личности. Конкуренция пронизывает все аспекты жизнедеятельности человека, начиная с самого детства. Человек в таких условиях находится перед выбором: много иметь или «быть многим». Ориентация на успех начинает приобретать навязчивый характер. Многие люди стремятся достигнуть идеала преуспевания любой ценой. При этом непомерно развивается честолюбие, потребность в триумфе, стремление к внешним проявлениям статуса и успеха, презрение к слабым и зависть к сильным. Возникает феномен двойной морали. Неразрешимость проблемы заключается в том, что человека побуждает к успеху не столько его богатая одаренность и развитые способности, сколько навязанный обществом шаблон, стереотип поведения. Претензии личности нередко значительно превышают весьма скромный результат его деятельности. В таких условиях люди болезненно реагируют на неудачи, отсутствие признания со стороны других. Формируются непродуктивные стратегии взаимодействия с другими. Стратегия «прилипания» к людям с бессознательной целью заслужить их одобрение и симпатию; стратегия агрессивного поведения, вызванная тем, что окружающие не подтверждают идеализированный образ «Я»; стратегия дистанцирования от людей для сохранения собственной автономии.

  Психотерапевтическая работа в этих условиях должна быть направлена на идентификацию собственного «Я» клиента. Обычно идентичность личности, не справляющейся с ситуацией, характеризуется некоторой диффузностью, поскольку зависит от спроса. Позицию «рыночного» типа Э. Фромм выражает в положении – «я тот, кого вы изволите» [13]. Поскольку центристская самонаправленность личности мешает ей преодолевать трудности (а порой сама и создает эти трудности), необходимо переключать внимание на внешние объекты, постепенно развивая интенциональность личности. Следует отметить, что появление социокультурных психотерапевтических теорий было обусловлено влиянием на психическое состояние человека социально-экономических кризисов, сопровождающихся «неврозами безработицы» и потерей смысла жизни, описанных Фроммом и Франклом. В целом, в рамках социокультурных психотерапевтических теорий исследовались проблемы невротических состояний и конфликтов личности, их истоки, динамика развития и результат.

Гуманистические теории (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) отличаются тем, что нацелены на исследование психологически здоровой и полноценно функционирующей личности. Ключевой проблемой гуманистических теорий является изучение феномена самоактуализации. Под самоактуализацией понимается высшая потребность человека, которая реализуется в условиях его всестороннего развития. А. Маслоу разработал одну из наиболее популярных классификаций потребностей человека. Все человеческие стремления он разделил на дефицитарные (потребности нужды) и потребности роста, развития, реализации высших ценностей. Маслоу выстроил иерархию человеческих потребностей в зависимости от значимости их удовлетворения. Всего было выделено семь групп потребностей от низших к высшим: физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.); потребности в безопасности и защите (стремление избавиться от страха и жизненных неудач); потребности в принадлежности и любви (стремление принадлежать к определенной общности, находиться рядом с людьми, быть признанным ими и т. д.); потребности в уважении и самоуважении (стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению признанию и авторитету); познавательные потребности (стремление постигать сущность явлений окружающего мира); эстетические потребности (стремление к гармонии, красоте, порядку, идеалу). Высшей потребностью Маслоу назвал потребность в самоактуализации – стремлению к максимальной реализации своих способностей, к развитию собственной личности. Феномен самоактуализации рассматривался как мотив, цель, процесс, результат и даже эпизод жизнедеятельности. Для социального работника представляет интерес мотив и процесс самоактуализации.

  В рамках гуманистического направления исследований впервые был, выдвинут тезис о методе психотерапии творческим самовыражением. Поскольку реализация подлинных способностей является одним из источником энергии, для человека весьма важно заниматься делом, которое ему действительно нравится и в котором он может достигнуть значительных успехов. Такая деятельность является призванием, и сама по себе служит мощной движущей силой, способной вывести человека из кризиса.

  Когнитивно-эмотивные теории (А. Эллис, А. Бек) нацелены на исследование сознания, особенностей восприятия и интерпретации событий людьми, которые воспринимают себя как жертву ситуации. Различные эмоциональные нарушения вызываются у человека не только сами событиями и ситуациями, но опосредующими восприятие нерациональными убеждениями или идеями. В структуре восприятия этих людей информационные аспекты сознания всегда связаны с оценочными суждениями негативного характера. Так Эллис выделял четыре группы иррациональных установок таких клиентов: катастрофические установки, установки долженствования, установки обязательной реализации своих потребностей, оценочные установки [14]. Катастрофические установки способствуют оцениванию любого неприятного события в жизни человека как ужасного, неисправимого, чудовищного. Установки долженствования формируют убеждения в том, что мир держится на универсальных позитивных принципах, которые не могут быть изменены. Установки обязательной реализации своих потребностей определяют идеализированный образ «Я», с которым субъект постоянно сравнивает себя и которого никогда не достигает. При оценочных установках человек генерализирует оценку какой-либо одной черты или свойства другого на личность в целом (чрезмерное обобщение). Все эти установки вызывают различные эмоциональные нарушения, которые, в свою очередь, провоцируют или усиливают дезадаптивное социальное поведение.

  Кроме иррациональных установок, влияющих на эмоциональную сферу личности, адекватное восприятие действительности блокируется когнитивными искажениями (от англ. cognition – знание). Наиболее распространенным когнитивным искажением является персонализация – склонность интерпретировать все события действительности с позиций личной значимости. Так, неприветливый вид случайного прохожего индивид может интерпретировать как негативное отношение лично к нему. Другим когнитивным искажением является выборочное абстрагирование, когда субъект интерпретирует событие только на основе какой-то одно детали, наиболее значимой для него. Третье когнитивное искажение – дихотомическое мышление – склонность мыслить крайностями. В этом случае все события трактуются либо как прекрасные, либо – ужасные. К когнитивным искажениям относятся также и произвольные заключения, которые не подтверждаются фактами и даже противоречат им. И, наконец, сверхгенерализация, при которой широкое обобщение производится на основе лишь единичного случая.

Любопытным  является тот факт, что по результатам  исследований Бека и Эллиса, многие люди, не страдающие эмоциональными расстройствами, склонны к иррациональным установкам и когнитивным искажениям в сложных социальных ситуациях. Это наиболее часто встречающиеся феномены. Однако далеко не все субъекты, попадая в сложную ситуацию, проявляют себя подобным образом, а лишь те, кто предрасположен к тому, чтобы чувствовать себя в её качестве жертвы.

В связи  с повсеместным развитием профессиональной социальной работы, её психотерапевтические аспекты привлекают к себе все  большее внимание ведущих отечественных  психотерапевтов, многие из которых уже разработали свои собственные уникальные методы коррекции и реабилитации человека в сложных жизненных условиях (Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов, Б.Е. Литвак, Б.Д. Карвасарский, В.В. Макаров и др.). 

 1.3. Социальная работа как фасилитация

Социальный работник активизирует способности людей решать проблемы и выходить из затруднительных ситуаций; налаживает связи людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами, услугами и возможностями; способствует эффективному и гуманному функционированию этих систем; развивает социальную политику и выполняет множество других функций, облегчающих или делающих возможной актуализацию собственных личностных, индивидуальных и социальных ресурсов субъектов социализации. Поэтому основной психологической функцией социальной работы является фасилитирующая функция. Фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать) – обусловленное социальным контактом взаимовлияние людей, повышающее их активность [15]. Фасилитация проявляется в улучшении результатов деятельности человека, облегчении его реакций в условиях, когда он взаимодействует с другими людьми. Однако профессиональная направленность социального работника на решение проблем клиента не во всех случаях сопровождается фасилитацией. При нарушении социальным работником этических норм, игнорировании основных принципов профессиональной деятельности, может произойти обратный процесс – социальная ингибиция (от англ. inhibition – торможение, подавление, сдерживание активности субъекта).

 Следует иметь в виду, что люди, нуждающиеся в социальной помощи, довольно часто воспринимают себя в качестве жертв социальной ситуации. А.В. Мудрик выделил целое направление в социальной педагогике – социально-педагогическую виктимологию, определив её как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Он определил два основных направления развития данной отрасли: изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации [16].

  Комплекс жертвы может развиться у каждого человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Этот комплекс проявляется в снижении или утрате чувства собственного достоинства, ощущение своей неспособности предпринять какие-либо активные действия, чувство бесполезности собственных усилий и т. д. Социальный работник может способствовать изменению виктимогенных установок клиента, а может, напротив, провоцировать их дальнейшее развитие. В первом случае он будет выступать как фасилитатор социальной адаптации, во втором как субъект, вызывающий социальную ингибицию. Неподходящие и непродуманные действия социального работника могут причинить вред. Профилактика социальной ингибиции заложена в реализации психологических принципов деятельности социального работника и его профессиональной гуманистической позиции по отношению к клиенту. К психологическим принципам социальной работы относятся: принцип конгруэнтности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности. Характер системы труда профессионального социального работника определяется многими требованиями. Данные принципы выступают в качестве основополагающих моментов долженствования психологического аспекта его деятельности.

  Принцип конгруэнтности предполагает единство выдвигаемых социальным работником целей, задач и направлений деятельности, связанных с решением проблем клиента. Профессиональная компетентность социального работника является необходимым условием реализации данного принципа. В каждом конкретном случае социальный работник должен относительно объективно оценивать возможности и потребности индивидов и социальных групп, с которыми он взаимодействует.

  Принцип беспристрастности требует не допускать предвзятого отношения к любому человеку или организации. Отношение социального работника не может зависеть от субъективного мнения или требования третьих лиц. Социальный работник проявляет интерес к клиенту без личной заинтересованности в нем. Беспристрастность не противоречит гуманистическому подходу, но предполагает возможность его реализации. Социальная дистанция (т. е. степень психологической близости) между социальным работником и клиентом должна быть средней. Отношения не должны быть чрезмерно формализованы (большая социальная дистанция) и, в то же время не могут быть фамильярными (отсутствие социального дистанцирования). Средний уровень социальной дистанции обусловливает этикетные отношения и позволяет клиенту поддерживать уровень собственного достоинства и не чувствовать себя в роли жертвы, как это может произойти, если социальный работник ведет себя слишком авторитарно или фамильярно.

Информация о работе Психологические основы профессиональной социальной работы