Психологические основы профессиональной социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание

Психологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации.

Работа состоит из  1 файл

реферат биекенов2222222.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

  Принцип конфиденциальности означает, что информация о социальной поддержке не может быть разглашена, если объект социальной помощи испытывает некоторые психологические затруднения в связи с этим. Несмотря на то, что в современном обществе большинство людей не испытывают неловкости от того, что им оказывают помощь государственные или общественные организации, принцип конфиденциальности остается в силе. Он нацелен на то, чтобы уважать чувства людей, которые в определенный период своей жизни вынуждены принимать помощь со стороны. Ни процесс, ни результаты социальной работы не должны наносить ущерба пользователю, его репутации, психологическому состоянию, интересам, здоровью и т. д. Социальная работа предполагает безопасность применяемых методов и технологий профессиональной деятельности для клиента.

  Принцип позитивно ориентированной активности ориентирован на целенаправленное участие социального работника в жизнедеятельности клиента, понимание положительных и отрицательных факторов его социальной адаптации. Как компетентное лицо, социальный работник обладает соответствующей информацией, определенными данными, на которые он опирается в решении некоторых проблем клиентов. Социальный работник реализует в своей деятельности консультационные, просветительские, организационные, профилактические, коррекционные и многие другие функции, которые определяют уровень его активности. В любом случае, эта активность предполагает инициирование собственный действий объекта его заботы.

  В совокупности реализация данных принципов в социальной работе конкретного человека, свидетельствует о его профессиональной компетентности в психологическом аспекте деятельности. Вполне ясно, что деятельность социального работника имеет много других аспектов: правовую, педагогическую, технологическую и т. д. Каждый аспект предполагает реализацию тех или иных принципов, которые обеспечивают достаточно высокий уровень профессиональной деятельности работника – уровень профессиональной зрелости. Следует иметь в виду, что проблема профессионализации социальной работы в России еще не решена полностью. До сих пор идут споры о том, является ли социальная работа профессией, достигла ли она профессионального статуса. Эти споры вызваны недостаточной подготовленностью специалистов, работающих в социальной сфере, низким уровнем их профессиональной компетенции, наличием большого количества «случайных людей», и многими другими обстоятельствами.

  Психологическая позиция социального работника по отношению к клиенту, также как и реализация принципов, обеспечивает процесс фасилитации социальной работы. Взаимодействие социального работника с клиентом строится на основе диалога, предполагающего следующие особенности общения: равенство сущностных позиций общающихся (субъект-субъектные отношения); доверительную взаимную открытость обеих сторон;  отсутствие оценочного, «измеряющего» отношения к каким бы то ни было сторонам индивидуальности партнера; принятие другого как неповторимого и ценного человека.

  Особенности гуманистической психологической позиции профессионала, работающего в системе «человек – человек» были изучены в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). В определенном смысле эти особенности можно рассматривать как правила, требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к личности социального работника.

  Во-первых, социальный работник должен вызывать доверие со стороны тех, кому он оказывает помощь. Одним из основных условий для того, чтобы вызвать доверие других людей является естественное поведение. Быть естественным – это, значит, быть самим собой, не играть в игры и не позировать. Поведение не должно быть слишком обусловленным, иначе оно будет провоцировать формальные отношения. Социальный работник не обладает какими-то особыми личностными достоинствами, возвышающими его над клиентом. Он – живой человек со своими чертами характера, особенностями личности, какими-то привычками и интересами. Также как и другие люди, он может сталкиваться  с критическими ситуациями в жизни, такими как стресс, фрустрация, конфликт или кризис. Социальному работнику не следует использовать фразу «Вы должны мне доверять!» по отношению к клиенту. Ему в большей степени поможет собственное открытое поведение.

  К. Роджерс, один из наиболее ярких представителей гуманистической психологии, обратил внимание на необходимость открытости при установлении диалогического общения: «Общаясь с людьми, я понял, что не смогу им помочь, если я буду тем, что не есть я. Нет смысла казаться спокойным и удовлетворенным, если на самом деле я раздражен и критичен. Нет смысла делать вид, что я знаю ответ, если я его не знаю. Нет смысла делать вид, что я люблю кого-то, если я настроен к нему враждебно. Нет смысла казаться уверенным, если на самом деле я испуган и неуверен…  Иначе говоря, я понял, что нет смысла, общаясь с людьми, носить маску, делать вид, что ты испытываешь одно, а на самом деле чувствовать совсем другое. Это не помогает, как я понял, устанавливать конструктивные отношения с людьми… Мне кажется, что большинство ошибок в моей профессиональной жизни, когда я не мог помочь другим людям, связано именно с моим стремлением проявляться противоположно тому, что я чувствовал…» [17]

  Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как компромисс и сотрудничество в отличие от избегания, приспособления и соперничества. Психологический смысл такого поведения заключается в способности человека отказаться от различных социальных ролей, позволяя актуализироваться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению, в котором реализуется согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

  Второй отличительной чертой психологической позиции социального работника  является принятие другого человека таким, каков он есть. Такое принятие предполагает отсутствие оценочных суждений и постижение смысловых аспектов переживаний клиента. Само понимание сути амбивалентности человека нередко служит профилактической основой формирования таких суждений. Целесообразность отсутствия оценочных суждений по отношению к людям и их поведению базируется на понимании неизбежности актуального поведения пользователей в связи с действием объективных и субъективных обстоятельств их жизни. Обычно первой реакцией человека на высказывания и действия других людей – немедленная оценка или суждение, а не понимание. Поэтому принятие другого человека является крайне сложной задачей. Она выполнима для социального работника, обладающего должной толерантностью, т. е. терпимостью по отношению к людям. Причем эта терпимость связана не с тем, что человек сдерживает себя, а с пониманием собственных недостатков. Толерантность не означает отсутствия всякой критичности по отношению к другим и к себе, но она предполагает баланс критичности и доброжелательности, основанный на единстве требовательности и уважения человека к самому себе и окружающим людям. Поскольку людям свойственно проецировать на окружающих те чувства, которые они испытывает к себе, важным является их самоотношение.

  Следующей особенностью психологической позиции социального работника является уверенность в своих профессиональных возможностях и компетенции. Социальный работник верит в свою возможность помочь. Такая вера должна основываться на опыте, на предыдущих результатах работы, на доказательствах эффективности деятельности данного человека. Вполне понятно, что эта особенность психологической позиции социального работника возникает не сразу, а постепенно, в процессе накопления собственного профессионального опыта. Вера не может основываться лишь на стремлении социального работника помочь человеку. Этого слишком мало. Профессиональная уверенность в своих силах всегда связана с реальным позитивным опытом практической деятельности. Социальный работник не должен обещать того, что он не сможет сделать. Понимание ограничений своих профессиональных возможностей также является частью профессиональной компетентности. Сама профессиональная компетентность развивается в ходе обучения и увеличивается на протяжении всей профессиональной карьеры. Она включает в себя профессиональную подготовку, индивидуальные склонности, индивидуальные технологии и методы работы, стаж работы, обучаемость (как способность извлекать уроки из опыта), самоуверенность (как уверенность в своих профессиональных силах и возможностях).

  Психологическая позиция социального работника во многом определяется эмпатией – пониманием эмоционального состояния того, кому оказывается помощь. Эмпатическое понимание предполагает постижение сущности эмоционального состояния человека через собственный эмоциональный мир. Эмпатия не является результатом интеллектуальных усилий, но выступает как результат эмоционального развития личности. Эмпатия тесно связана с такими характеристиками человека как доброта, профессиональное искусство, теплота, искренность, жизненный опыт, мудрость и т. д. Вполне понятно, что данное качество детерминирует фасилитацию отношений между социальным работником и пользователем. В целом, фасилитация социальной работы осуществляется при реализации гибких подходов, учитывающих многообразие факторов, связанных с культурой, традициями, обычаями, нравами, религией, региональными условиями, гендерными различиями, возрастом и этническими особенностями клиентов. Доминирующее влияние тех или иных факторов в каждом конкретном случае определяется профессиональным работником при реализации диагностической функции деятельности.  

1.4. Профессиограмма  деятельности социального работника

Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

·      адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в  решении своих проблем; 

·      создание условий для самоутверждения  представителей уязвимых социальных групп; 

·      диагностика социальных и личностных проблем; 

·      социальная профилактика; 

·      социальная помощь и социальное обеспечение  нуждающихся; 

·      консультирование; 

·      социальная реабилитация и терапия; 

·      социальный надзор и попечительство; 

·      социальное проектирование; 

·      посредничество между клиентами  и различными организациями; 

·      инновационная деятельность в области  социальной работы и т. д. [18]

  Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень – это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества. Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую. Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься  проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности,  включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк. Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, – он сам нацелен на диалогические, субъект-субъектные отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника. Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации. Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

Информация о работе Психологические основы профессиональной социальной работы