Психологические основы профессиональной социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание

Психологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации.

Работа состоит из  1 файл

реферат биекенов2222222.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

  Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.

  Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами. Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено. 

Каким образом социальный работник может  повлиять на изменение смысла ситуации для человека, чтобы пробудить  его интернальность? 

Во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны. 

Во-вторых, через изменение роли, позиции  человека. Так, например, привлечение  самих нуждающихся к социальной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности. 

В-третьих, через предвидение и переживание  последствий действия или отказа от его осуществления. Индивид может  представить себе последствия своего поступка, и эти представления  определенным образом влияют на смысл  действия. 

В-четвертых, изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением  в одном действии двух смыслов, один из которых задан жизненной или  экстремальной ситуацией, а другой создается через связь действия с новым реальным мотивом, актуализируемым  извне. Новое действие в форме старого может быть задано другим человеком. Например, в рамках старого действия задается новая цель, отвечающая новому мотиву. Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей при выполнении определенного объема деятельности или при работе в определенное количество времени. 

Реализация  психологической функции социальной работы весьма часто  предполагает решение проблем смыслообразования  клиента, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата. Все функции социальной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, они интегрированы между собой и их выделение целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.  

  
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1.    Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 172 с. 

2.    Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического  анализа. Учебник. – М.: Изд-во  МГУ, 1990. – 387 с. 

3.    Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. 

4.    Бихевиоральная терапия. – Новосибирск:  Изд-во НГУ, 1996. – 67 с. 

5.    Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с. 

6.    Лазурский А.Ф. Избранные труды  по психологии. –М.: Наука, 1997. – 446 с. 

7.    Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999. – 684 с. 

8.    Психологические механизмы регуляции  социального поведения. Сборник  статей./ Ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1979. – 334 с. 

9.    Психологический словарь./ Под ред.  В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. –  М., 1999. 

10.    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд.  группа «Прогресс» - Универс, 1994. –  480 с. 

11.    Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 376 с. 

12.    Секун В.И. Психология активности. – Минск: Адукацыя i выхованне, 1996. – 279 с. 

13.    Франкл В. Человек в поисках  смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с. 

14.    Франкл Дж. Неизведанное я. – М.: Прогресс, 1998. – 245 с.  

15.    Фромм Э. Человек для себя. Исследование  психологических проблем этики.  – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с. 

16.    Фромм Э Психоанализ и культура: Избр. тр. – М.: Юристъ, 1996. – 623 с. 

17.    Фромм Э. Человеческая ситуация. – М.: Смысл, 1995. – 239 с. 

18.    Фромм Э. Психологизм и этика.  – М.: АСТ, 1998. – 566 с. 

19.    Фромм Э. Анатомия человеческой  деструктивности. – М.: АСТ, 1998. –  670 с. 

20.    Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», 1994. – 136 с. 

21.    Юнг К.Г. Исследование феноменологии  самости. – М.: Ваклёр, 1997. – 330 с. 

22.    Юнг К.Р. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – 309 с.

Информация о работе Психологические основы профессиональной социальной работы