Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа
Психологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации.
Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.
Современная
психологическая наука связывает активную
позицию человека по отношению к внешнему
миру с развитием такой интегральной характеристики
человека как интернальность. Интернальность
представляет собой способность и умение
человека брать на себя ответственность
за то, что с ним происходит, и контролировать
различные аспекты собственной жизнедеятельности.
В значимых для себя ситуациях люди в одном
случае локализуют контроль на собственной
деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах.
В связи с этим выделяют два противоположных
типа личности: с интернальным и экстернальным
локусом контроля. Интерналы проявляют
большую самостоятельность, слабо поддаются
давлению других, способны продуктивно
действовать в условиях одиночества, более
активны в поисках необходимой информации
для выхода из сложной социальной ситуации.
Экстерналы проявляют противоположные
характеристики. При взаимодействии с
другими людьми экстерналы выбирают пассивные
социальные роли, стремясь приспособиться
к поведению более активных в социальном
отношении субъектов. Большинство людей,
испытывающих потребности в социальной
помощи, являются экстерналами. Преодоление
трудностей социальной жизни и успешная
социальная адаптация возможна только
на основе интернальной позиции человека.
Переход от экстернальной к интернальной
позиции обеспечивается за счет формирования
волевой регуляции поведения. Под волевой
регуляцией понимается намеренная регуляция
побуждения к действию, сознательно принятому
по необходимости (внешней или внутренней)
и выполняемой человеком по своему решению
(В.А. Иванников). Все волевые действия
осуществляются на основе осознания и
преднамеренности исходя из их необходимости
(социально заданной или принятой по собственным
мотивам). Такие действия реализуются
через дополнительно созданное побуждение
к ним. В качестве ведущего механизма волевой
регуляции можно использовать изменение
смысла деятельности и поведения человека
в сложной или экстремальной ситуации,
когда требуется максимальная мобилизация
сил на преодоление трудностей. Смысл
осознается и переживается обычно как
значение чего-то для личности, эмоционально
переживаемое отношение к чему-то, более
или менее ясно осознаваемое. Если изменить
или создать дополнительный смысл действия,
когда оно выполняется уже не только ради
мотива, по которому действие было принято
к осуществлению, но и ради личностных
ценностей человека или других мотивов,
привлеченных к заданному действию, то
формирование побуждений к волевому действию
будет осуществлено.
Каким
образом социальный работник может
повлиять на изменение смысла ситуации
для человека, чтобы пробудить
его интернальность?
Во-первых,
через переоценку значимости мотива
или предмета потребности. Это может
быть осуществлено с помощью оценок и
мнений других людей, через различные
внешние символы, напоминающие о последствиях
выбранных действий, через сравнение привлекательных
и отрицательных сторон предмета потребности
и намеренное уменьшение привлекательности
одной стороны при увеличении привлекательности
другой стороны.
Во-вторых,
через изменение роли, позиции
человека. Так, например, привлечение
самих нуждающихся к социальной
работе может положительно влиять на
формирование интернальных характеристик
личности.
В-третьих,
через предвидение и
В-четвертых,
изменение смысла заданного действия
может достигаться совмещением
в одном действии двух смыслов, один
из которых задан жизненной или
экстремальной ситуацией, а другой
создается через связь действия
с новым реальным мотивом, актуализируемым
извне. Новое действие в форме старого
может быть задано другим человеком. Например,
в рамках старого действия задается новая
цель, отвечающая новому мотиву. Дополнительный
смысл заданного действия создается и
через постановку более конкретных целей
при выполнении определенного объема
деятельности или при работе в определенное
количество времени.
Реализация
психологической функции
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное
психологическое консультирование. –
М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье
России», 1994. – 172 с.
2.
Асмолов А.Г. Психология
3.
Анцыферова Л.И. Способность личности
к преодолению деформаций своего развития
// Психологический журнал. – 1999. – Т. 20.
– № 1.
4.
Бихевиоральная терапия. –
5.
Братусь Б.С. Аномалии
6.
Лазурский А.Ф. Избранные
7.
Майерс Д. Социальная
8.
Психологические механизмы
9.
Психологический словарь./ Под ред.
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. –
М., 1999.
10.
Роджерс К. Взгляд на
11.
Рудестам К. Групповая психотерапия. –
СПб.: Питер, 1998. – 376 с.
12.
Секун В.И. Психология
13.
Франкл В. Человек в поисках
смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.
14.
Франкл Дж. Неизведанное я. – М.: Прогресс,
1998. – 245 с.
15.
Фромм Э. Человек для себя. Исследование
психологических проблем этики.
16.
Фромм Э Психоанализ и
17.
Фромм Э. Человеческая ситуация.
– М.: Смысл, 1995. – 239 с.
18.
Фромм Э. Психологизм и этика.
– М.: АСТ, 1998. – 566 с.
19.
Фромм Э. Анатомия
20.
Юнг К.Г. Аналитическая
21.
Юнг К.Г. Исследование
22.
Юнг К.Р. Аналитическая
Информация о работе Психологические основы профессиональной социальной работы