Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Работа социального педагога с неблагополучной семьей.docx

— 138.21 Кб (Скачать документ)

Сущность  социально – педагогического  мониторинга семьи состоит в  комплексном использовании всех источников данных о процессах и  событиях семейной жизни, как носящих  естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную  роль в осуществлении социально  – педагогического мониторинга  играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения  между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный  потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые  допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в  системах требований и влияние семьи  на ребенка.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.

Отношения между детьми в семье – незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать  и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним  заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей  данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой        [48, 159 – 160]

Социально – педагогическая деятельность с  семьей будет эффективна, если она  будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование  данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ  удовлетворенности  браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и  философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [40, 191]

Алгоритм работы социального  педагога с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание  существующих в ней проблем,  изучение обращений семей за  помощью

2 этап: первичное обследование  жилищных условий неблагополучной  семьи

3 этап: знакомство с членами  семьи и ее окружением, беседа  с детьми, оценка их условий  жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь  семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия  в семье, ее особенностей, ее  целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей  членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность  со всеми заинтересованными организациями  (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации  детей и подростков, Центр защиты  семьи, приюты, детские дома, инспекция  по делам несовершеннолетних, комиссия  и т.д.)

9 этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные  посещения семьи

11 этап: выводы о результатах  работы с неблагополучной семьей[29, 101]

 

Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы:





 


 









 

 

 

Глава 3. Социально – педагогическая помощь детям из неблагополучной  семьи

3.1. Программа  «Социально –  педагогическая помощи детям  из неблагополучных семей»

 

Для подтверждения поставленной перед  выпускной квалификационной работы гипотезы: «Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

    • раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
    • определение причин неблагополучия семьи;
    • осуществление информационной помощи семье;
    • организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

при кардинационно – организационной помощи со стороны  социального педагога, на основании  алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях школы, нами была предложена программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».

Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.

В практике современной школы возрастает число неблагополучных семей. Это  семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности  или нескольких одновременно, не справляющиеся  с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим  трудностями, медленно, малорезультативно.  Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка  со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем  социальный педагог оказывает таким  семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Программа рассчитана для детей  с 1 по 11 класс и реализуется непосредственно  через школу. В программе описаны  возможные виды помощи родителям, возникающих  во взаимодействии с детьми:

  • образовательная, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
  • психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
  • организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
  • информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
  • координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.

Методы работы:

1. диагностические:

А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг,  психокоррекция).

Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг  и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным  содержанием и выполнять различные  задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором  взаимодействия  с социальным педагогом, консультирование может проводиться  в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с  помощью специально-организованного  процесса общения актуализировать  внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными  беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий  тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность  родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение  в группе. Кроме того, возможность  принимать на себя рол лидера при  обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Содержание программы

 

 




 

 



 



 


 



 


 

 



 


 


 

 

 

Для выявления неблагополучных  семей в программе представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же  определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3.   Проективная методики, направленные  на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный

Разработка  плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение  к ребенку, происходила с  учетом типа внутрисемейного воспитания.

Были организованы:

    1. родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
    2. тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
      • коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;
      • психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
      • психолого-педагогические приемы:  приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей