Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Работа социального педагога с неблагополучной семьей.docx

— 138.21 Кб (Скачать документ)

   3. деловая игра, направленная  на повышение и расширение  знаний родителей в области  семейного воспитания.

    4. При  любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты.  Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

   5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же  описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.

         6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога,  представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:

    • Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся проблемных ситуаций.
    • Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка,  динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.
    • Адаптационно – реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)

При разработке  плана работы с  детьми, направленной на корректировку  отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

    1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
    2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
    3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий
    4. индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

В программе рассказывается о привлечение  социальным педагогом различных  специалистов для осуществления  помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и  педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного   психолога.

Во-вторых специалисты микросоциума.

Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором  по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога с специалистами микросоциума.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с  целью отслеживания и корректирования  работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается  в программе.

Для контроля по реализации программы  могут быть организованы контрольные  посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения  уровня и степени ликвидации признаков  неблагополучия.

Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета  семью. Чаще всего эффективность  программы наблюдается по следующим  параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное  настроение поднялось и общее  психологическое состояние приблизилось к норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ эффективности программы  «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей»

 

Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя  общеобразовательная школа № 114 имеющая статус государственного образовательного учреждения.

Цели, задачи и направления  деятельности школы № 114.

Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического  развития, воспитание нравственной личности, руководящей в  своей деятельности общечеловеческими ценностями, так  же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной  деятельности, про – мимо этого  школа представляет всем равные возможности  для продолжения образования  в соответствии с учетом способностей и призвания.

Исходя из целей, задачи школы поставлены следующим образом: реализовать  общеобразовательные программы  и государственные стандарты  на уровнях начального, основного  и полного общего образования, а  так же дополнительного образовательных  программ, так же создать максимально  благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и  физического развития учащегося, раскрытия  его способностей (см приложение)

Для реализации своих целей и  выполнения задач школа организует    и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и  на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.

Школа № 114 – союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие  цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.

Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  и дополнительные образовательные  программы.

Школа состоит  из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени,  10 – 11 классов III ступени. (Приложение № 3)

В целях  создания условий для качественного  учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.

Классы  комплектуются из числа детей  школьного возраста, проживающие  по микрорайону школы. Классы полного  общего образования  (3 ступень) комплектуется  из числа наиболее способных и  подготовленных к освоению образовательной  программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением  предметов (математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.

В школе  устанавливается продолжительность  обучения:

  • 1 ступень (начальное образование) не менее 3 лет
  • 2 ступень (основное общее образование) – 5 лет
  • 3 ступень (полное общее образование)  не более 2 лет.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании  Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального  благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление  превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении  конкретных проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ  с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и  проводит их психолого- педагогическую коррекцию.

В функциональные обязанности педагога – психолога  школы № 114 проведение индивидуальной углубленной диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим трудностями с последующим оказанием  различного вида психологической помощи учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же осуществление  психологического просвещения педагогов и родителей.

Функционал классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении и отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе (Приложение № 4).

Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы  социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.

Классные  руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются  в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение № 5)

Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально – незащищенных детей.

В должностные  обязанности социального педагога входит: выявление интересов и  потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в  поведении обучающихся и своевременное  оказание им социальную поддержки, способствование  созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, выступает посредником между  личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных служб.

В школе обучается  705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио  – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В состав комиссии входят:

  1. Председатель комиссии – директор школы
  2. Зам. председателя – зам. директора по воспитательной деятельности
  3. Социальный педагог
  4. Психолог
  5. Представитель родительского комитета

Психолого – медио – педагогческая  комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения , объединяющихся для психолого –  педагогического сопровождения  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями  декомпенсации. Основаниями организации  комиссии являются: решения педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских  работников, обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и внешних структур.

Основные направления психолого  – медико – педагогческая комиссия:

  1. работа по анализу и преодолению школьной не успешности ребенка и девиантного поведения.
  2. Работа по раннему выявлению и организация соответствующих условий одаренных детей
  3. Анализ и ликвидация внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся – учащийся, учащийся – педагог, учащийся – родители, педагог – педагог, педагог – родитель (Приложение № 6)

Результатом работы психолого –  медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.

На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они и составили  экспериментальную группу. Причины  их постановки на учет различны:

      • Плохое, неадекватное поведение 35%
      • безвольность (потакание плохому поведению) 15%
      • вранье 25%
      • плохая успеваемость 20%
      • курение 20%
      • прогулы 30%

Возрастная категория «трудных»  детей:

  • Младший  школьник лет 20 %
  • Подросток 55 %
  • Старший школьник 25 %

Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей