Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи исследования:
1.	Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2.	Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка. 
3.	Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4.	Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5.	Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Введение                                                                                                     3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса                        6
социализации
1.1.	Социализация и развитие личности                                              6
1.2.	Феномены, механизмы процесса социализации                         10
1.3.	Роль семьи в  процессе  социализации ребенка                          12
Глава  2. Содержание работы социального                                        16
                педагога с неблагополучной семьей 
2.1.	Теоретические аспекты феномена неблагополучной                 16
                     семьи
2.2.	Виды неблагополучных семей в современном обществе          18
2.3.	Влияние неблагополучной семьи на развитие и 
                       воспитание ребенка                                                                        27
2.4.	Общая концепция Работы социального 
                       педагога с неблагополучной семьей                                             36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь                                 42
               детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической                                       42
       помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально – 
      педагогической помощи неблагополучным семьям»                       54
Заключение                                                                                               90
Список литературы                                                                                 93
Приложения
3. деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:
При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:
В программе рассказывается о привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.
Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.
Во-вторых специалисты микросоциума.
Социальный педагог 
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.
Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
Если при подведении итогов проведения 
программы заметна ликвидация факторов 
неблагополучия в семье, то это дает 
основание для снятия с учета 
семью. Чаще всего эффективность 
программы наблюдается по следующим 
параметрам: у детей улучшилась успеваемость, 
сократились прогулы, эмоциональное 
настроение поднялось и общее 
психологическое состояние 
3.2. Анализ эффективности 
Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 114 имеющая статус государственного образовательного учреждения.
Цели, задачи и направления деятельности школы № 114.
Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности, про – мимо этого школа представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.
Исходя из целей, задачи школы поставлены 
следующим образом: реализовать 
общеобразовательные программы 
и государственные стандарты 
на уровнях начального, основного 
и полного общего образования, а 
так же дополнительного 
Для реализации своих целей и выполнения задач школа организует и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.
Школа № 114 – союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.
Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.
Школа состоит из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени, 10 – 11 классов III ступени. (Приложение № 3)
В целях создания условий для качественного учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.
Классы комплектуются из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону школы. Классы полного общего образования (3 ступень) комплектуется из числа наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов (математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.
В школе 
устанавливается 
Психологическое обеспечение образовательного 
процесса осуществляет школьный психолог, 
который проводит работы на основании  
Положение о школьно психологе. 
В Должностные обязанности 
В функциональные 
обязанности педагога – психолога 
школы № 114 проведение индивидуальной 
углубленной диагностики 
Функционал классного 
Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.
Классные руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение № 5)
Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально – незащищенных детей.
В должностные 
обязанности социального 
В школе обучается 705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В состав комиссии входят:
Психолого – медио – педагогческая комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения , объединяющихся для психолого – педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основаниями организации комиссии являются: решения педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников, обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и внешних структур.
Основные направления 
Результатом работы психолого – медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.
На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины их постановки на учет различны:
Возрастная категория «трудных»
Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей