Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:55, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Работа социального педагога с неблагополучной семьей.docx

— 138.21 Кб (Скачать документ)

По половое  деление:

  • мальчики – 75 %
  • девочки – 25 %

Дети  из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру  и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:

  • Неполных семей  25 %
  • Полных семей 60%
  • Проживающие,  в семье с отчимом или мачехой 15 %
  • Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)

Именно  эти учащиеся стали контингентом для участия в эксперименте.

Были  проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим  методикам, а именно: проведенные  методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых;  при этом количество и содержание методик соответствовало целям  обследования и отражает возможность  доказательства или отвержения диагностической  гипотезы; методики подбирались с  учетом:  возраста  и психофизиологическогого  состояния обследуемых, места и  времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.

  1. Рисунок семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).
  2. Семейная социограмма.    Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.  (Приложение № 9)                                 

В результате  анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:

  • 50 % детей испытывают дефицит общения в семье
  • 23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными
  • 7 % детей включают в состав семьи посторонних людей
  • 10 % не имеют никаких отношений в семье
  • 10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных

 Результаты  интерпретации Семейной социограммы:

  • 50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье
  • 27%  общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи
  • 20 % выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.
  • 3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.

Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного  общения и отсутствия взаимосвязи  между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой  и папой.

Полученные данные позволили сделать  вывод, что благополучие семьи зависит  не от структуры семьи, а от типов  внутрисемейного воспитания. Поэтому  следующий этап нашего исследования  - изучение  типов воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.

1. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Цель: определить различные нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания;  установить некоторые психологические причины этих нарушений. (Приложение № 10)

                    2. Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты». Цель: выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка (Приложение № 11)

В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:

В опрошенных семьях  присутствуют самые различные типы воспитания:

- Потворствующая гиперпротекция 15%

- Жестокое обращение – 5%

- Гиперпротекция – 10%

- Неустойчивый стиль воспитания 10%

- Повышенная моральная ответственность – 10%

- Недостаточность требований – запретов к ребенку – 15 %

    - Эмоциональная отвержение – 25%   (Приложение № 12)

На основании полученной характеристики семей и  общей программы нами был составлен план работы с такими семьями.

Формы работы с семьей:

Для семей с потворствующим типом воспитания  можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого были организованы общеклассные собрания на тему «Наказания и поощрения», на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.          

Родителям, не принимавшим  активное участие в обсуждении темы, были предложены индивидуальные консультации для обсуждения демонстративных  и гипертимных черт личности, формирующиеся  у ребенка в процессе такого воспитания.

На предложение о проведении индивидуальной консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание  слушать «нотации о воспитании их детей».

Семей, в которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная ответственность   не много, поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность истинной причины такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве терапия будет неэффективна.

После беседы были организованны малые  группы для  деловой игры (5-7 человек) «Заповеди семейного воспитания», по окончанию которой за консультацией обратились еще 2 % из общего числа семей.

Для семей с повышенной морально ответственностью детей было организовано родительское собрание «Взаимодействие  родителей и детей».

Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания были организованы посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса.  При посещении таких семей у родителей было выяснено, что 20 % из них мало интересно какие проблемы и успехи у их детей в школе. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае. Посещения были регулярными: один раз в две недели. Так же были организованы индивидуальные консультации. В ходе работы родители  сами стали проявлять интерес к школьной жизни  своих детей, не дожидаясь посещения их социальным педагогом.

Для работы с семьями в которых присутствует неустойчивый стиль воспитания     были организованы  родительские собрания на тему «Проблемы общения родителей и детей». Но поскольку эта проблема очень актуальна для разных стилей воспитания, то было решено провести ряд родительских собраний по параллельным классам. После обсуждения темы за помощью и консультацией обратились даже те родители, у которых не наблюдалось внутрисемейных проблем.

В семьях с недостаточной требовательностью к ребенку были организованы родительские собрания на тему «Противостояние или сотрудничество».  В ходе беседы родители активно принимали участие и охотно делились родительским опытом.

Работа с  семьями, в которых присутствует эмоциональное отвержение, совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жесткий стиль воспитания. Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас и для Вас родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?»  В результате чего часть родителей осознали нехватку ласки и понимания к своим детям. Для устранения этой  проблемы в взаимоотношениях с их детьми, они обратились за помощью и консультацией к социальному педагог (Приложение № 13).

Были выбраны следующие формы  работы для изучения психологического климата в семье: посещения на дому, обсуждение на родительских собраниях  проблем по данной теме, тесное сотрудничество с классными руководителями.

Так же для взаимодействия с родителями, которые не идут на контакт и не рассказывают свою семейные проблемы, был создан стенд для родителей, со следующим содержанием

      • Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения. Формы просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и т.д.
    • Памятка родителям! Дорогие родители! Школа предлагает Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка.
    • Что нужно сделать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками. Некоторые правила поведения, которые помогут в этом вопросе.
    • Что школа может дать родителям.
    • Советы родителям «Моя семья – моя радость».
    • Ошибки семейного воспитания и их последствия.
    • Договор об условиях и взаимных обязательствах школы и семьи. Обязанности школы и семьи по отношению к ребенку.
    • Что делать родителям в школе? Ответ на простой вопрос.

(Приложение № 14)

Одновременно осуществлялась коррекционная  работа с  детьми из неблагополучных  семей, входящих в нашу экспериментальную  группу, при осуществлении которой использовались следующие формы работы:

Для младших школьников были организованы: беседа на тему «Моя семья», игровой тренинг «7Я», ролевая игра «Мама, папа, я – дружная семья».

В ходе работы с детьми были подкорректированы  социальные навыки, а так же поведенческие  реакции на внутрисемейные отношения  с родителями.

          Для  подростковой группы были организованы: цикл классных часов на темы  «Родители и Я», «Родители глазами детей», Ролевая игра «Живая скульптура» («Изобрази свою семью»).

В ходе работы с подростками были определены ведущие типы воспитания в семье и сформировано собственное  отношение к различным типам  внутрисемейного воспитания, а так  же в ходе проведенных мероприятий  часть детей обратились за информационной помощью и индивидуальной консультацией. В ходе которых часть детей  поняли поведение и отношение  своих родителей и согласились  на дальнейшую индивидуальную  социально  – психологическую помощь.

Для старших школьников были организованы: цикл бесед на тему «Анонимные истории подростков», «Бесконфликтное общение в семье», упражнение «Продолжи сказку». По итогам работы был определен качественный уровень ассоциаций подростков, связанных с семейными взаимоотношениями. В результате работы многие подростки «открылись»: рассказали о своих проблемах в семье и обратились за помощью и индивидуальной консультацией (Приложение № 15).

После осуществления коррекционной  работы с неблагополучными семьями  по программе «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных  семей» мы продиагностировали  динамику изменений социализации.

Для этого мы использовали методику «Подростки о родителях» целью изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом  и юношеском возрасте. В результате методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что

    • 20 %  семей почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет… алкоголизм, осознали ошибки семейного воспитания и др.),
    • 15 % осознали  и приняли факт неблагополучия своей семьи, готовые к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье и снятия с учета
    • 10 % прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций
    • 55 % остались при своем мнении, считая что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка (Приложение № 16)

Эти данные подтверждают, что разработанная  нами программа действует и что  при ее реализации есть положительные  результаты.

Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям использую предложенную программу «Социально – педагогической помощи детям из неблагополучных семей» на базе средней общеобразовательной школы.

Заключение

 

В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.

Проанализировано современное  состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число  таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей