Автор работы: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Введение
Основные социологические идеи О. Конта.
Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
Социологическая концепция марксизма.
Заключение
Тема: Развитие
социологии в 19 – начале 20
вв.
План:
Введение
Заключение
Введение
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Конечно,
совокупность вопросов, относящихся
к социологии, занимала ученых с
древнейших времен. Проблемы общественной
жизни всегда вызывали живой интерес
у историков, философов, правоведов. Но
когда четко обозначилась тенденция к
дифференциации наук, в том числе и общественных,
в социологии нашла выражение объективная
потребность определить роль и место человека
в жизни общества, его социальное положение,
взаимодействие с другими людьми в рамках
различных общностей, социальных групп
и социальных организаций в условиях функционирующего
гражданского общества.
Огюст Конт (1798-1857) сделал первый шаг в создании новой науки об обществе. Историческая и научная роль Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он разъяснял, что слово «позитивный» (positiv) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).
По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдения. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.
Разрабатывая классификацию наук, Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего, он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию Главные категории естественных явлений — астрономические, физические, химические и биологические - он дополнил категорией общественных явлений, придав тем самым своей классификации «всеобщий, необходимый для ее окончательного конструирования характер».
Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности. Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни. Следует, однако, заметить, что он не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.
Однако многие идеи, ассоциирующиеся с именем Конта, были фактически выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Кроме того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические изменения прежде всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность. Последняя выразилась, в частности, в умозрительной природе его теории прогресса.
Во
взглядах Конта можно усмотреть
зачатки того, что впоследствии стали
называть системным подходом к общественной
жизни. Однако Конт не понимал действительной
диалектики социальных элементов и структуры
и рассматривал элементы социальной жизни
как простые, вечные и неизменные, а общественное
развитие как результат различных комбинаций
одних и тех же элементов. Плодотворные
мысли об объективированных продуктах
человеческой деятельности, которые могут
явиться предметом изучения социологов,
тонут у него в потоке общих рассужде-ний
о человечестве как высшем, великом существе.
Контовская социология была идеалистической
философией истории, заключающей в себе
немало метафизических спекулятивных
элементов.
2.
Классики социологии:
Г. Спенсер, Э.
Дюркгейм, М. Вебер,
П. Сорокин. Социал-дарвинистские
и психологические концепции.
Взгляды Конта развивал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма.
Спенсер трактовал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности — природы и общества в равной степени. В разработке этого принципа он исходил из того факта, что реальность в основе своей материальна, она представляет собой единство материи, энергии и движения. «Эволюция — это изменение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопровождается процессами рассеяния движения и интеграции материи» (373; 71). Модель этого процесса демонстрирует органический рост.
На начальной стадии каждый зародыш состоит из субстанции, однородной по плотности ткани и химическому составу. Сначала возникает различие между двумя частями этой субстанции; или, говоря языком психологов, происходит дифференциация. Каждая из появившихся в результате дифференциации частей начинает противопоставлять себя другой части; понемногу подобные вторичные дифференциации становятся столь же определенными, как и первая... Благодаря таким бесчисленным дифференциациям и образуется в конце концов та сложная комбинация тканей и органов, которые составляют взрослое животное или растение. Такова история всех без исключения организмов (373; 39).
В истории человеческого общества закон эволюции находит специфическое выражение. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора. Во-первых, однообразному, гомогенному населению присуща нестабильность, люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются. Таким образом, обязательно возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности. Во-вторых, существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации постепенно расширяются. В-третьих, поскольку люди, занимающие одинаковое положение (относительно ролей, функций, престижа, достатка), как правило, стремятся объединиться, постольку общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому сегрегация населения усиливается и возвращение к гомогенности становится невозможным.
Концепция социальных институтов по Спенсеру предполагает, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции; согласно общему закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций.
Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса. Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе. Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования. Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают- производственную структуру общества.
В конце XIX в. органическая концепция общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются боле сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так на рубеже XIX и XX вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.