Автор работы: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Введение
Основные социологические идеи О. Конта.
Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
Социологическая концепция марксизма.
Заключение
Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в СIIIА кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843-1904) - французский криминалист и социолог профессор новой философии в Коллеж де Франс Гюстав Лебон (1841-1931) - французский социальный психолог, антрополог и археолог.
Л. Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.
По мнению Ф.Гиддингса, социология — это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.
У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.
Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Тарда, являются «законы подражания».
Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы “толпы“ и “расы”.
Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он доказывал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием“. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Главными признаками социального факта являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).
Центральной в творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
Для творчества Макса Вебера (1864-1920) характерны глубокие проникновения в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.
Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть понимающей , т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придает действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.
Важной
составляющей теории социального действия
была веберовская концепция
В работах М.Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социологии хозяйственной жизни. Идеи М.Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии.
Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должная стать общественная жизнь и ее процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П.А.Сорокина речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, появляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которого образуются более сложные общественные явления.
П.А.Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию) изучающую процессы взаимодействия людей (поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология - это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.
Центральным понятием системы П.А.Сорокина является «ценность». Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конструирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.
Значительный
вклад внёс П.А.Сорокин в разработку теории
социальной стратификации в социальной
мобильности. Она гласит, что общество
делится на страты (слои), которые различаются
между собой по уровню доходов, видам деятельности,
политическим взглядам, культурным ориентациям
и т.д. П.А.Сорокин выделял три формы социальной
стратификации: экономическую, политическую,
профессиональную. В этой связи учёный
считал, что социальная мобильность есть
естественное состояние общества и включает
в себя социальные перемещения не только
индивидумов или групп, но и социальных
объектов (ценностей), всего того, что создано
или видоизменено человеком.
3. Социологическая концепция марксизма.
Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.
Своеобразный
синтез классического и
1)
Одним из важнейших принципов
исторического материализма
2)
Признание закономерности в
3)
Третьим важным принципом
4)
Применение к анализу общества
общенаучного критерия
5)
Все вышеизложенное показывает,
что марксистская социология
находится в русле