Развитие социологии в 19 – начале 20 вв

Автор работы: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Содержание

Введение
Основные социологические идеи О. Конта.
Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
Социологическая концепция марксизма.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

02 Становление и развитие классической социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

       Наиболее  известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в СIIIА кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843-1904) - французский криминалист и социолог профессор новой философии в Коллеж де Франс Гюстав Лебон (1841-1931) - французский социальный психолог, антрополог и археолог.

       Л. Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.

       По  мнению Ф.Гиддингса, социология — это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.

       У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.

       Г.Тард считал, что основу общественного  развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Тарда, являются «законы подражания».

       Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы “толпы“ и “расы”.

       Против  натурализма и психологизма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он доказывал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием“. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Главными признаками социального факта являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).

       Центральной в творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

       Для творчества Макса Вебера (1864-1920) характерны глубокие проникновения в предмет  исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.

       Основу  социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть понимающей , т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придает действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.

       Важной  составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных  типов. Идеальный тип - это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции” (“ремесло”, “капитализм“, “церковь“, “хозяйство“), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и способом решения практических проблем.

       В работах М.Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социологии хозяйственной жизни. Идеи М.Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

       К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни  и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии.

       Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должная стать общественная жизнь  и ее процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У  П.А.Сорокина речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, появляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которого образуются более сложные общественные явления.

       П.А.Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию) изучающую процессы взаимодействия людей (поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология - это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.

       Центральным понятием системы П.А.Сорокина является «ценность». Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конструирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.

       Значительный вклад внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации в социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П.А.Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя социальные перемещения не только индивидумов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что создано или видоизменено человеком. 
 

       3. Социологическая концепция марксизма.

       Карл  Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

       Своеобразный  синтез классического и неклассического  типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?

       1) Одним из важнейших принципов  исторического материализма является  признание закономерности общественного  развития. Ф. Энгельс, выступая  на похоронах К. Маркса, среди  главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории». Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

       2) Признание закономерности в материалистической  концепции истории тесно связано  с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.

       3) Третьим важным принципом материалистического  учения об обществе является  утверждение о его поступательном  прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

       4) Применение к анализу общества  общенаучного критерия закономерности  и причинной обусловленности  в развитии увязывается в марксизме  с признанием своеобразия развития  общественных процессов. Эта увязка  нашла свое яркое выражение  в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

       5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного  типа научности и нацелена  на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата.

Информация о работе Развитие социологии в 19 – начале 20 вв