Развитие социологии в 19 – начале 20 вв

Автор работы: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Содержание

Введение
Основные социологические идеи О. Конта.
Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
Социологическая концепция марксизма.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

02 Становление и развитие классической социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

       Итак, сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и  владельцами средств производства. Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антогонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В ответ на поставленные жизнью вопросы  в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

       На  разных этапах развития социологической  мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая  теория О.Конта состояла из «социальной  статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие.

       Другая  концепция — биологическая —  связана с именем Г.Спенсера, который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дарвину Г.Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни.

       Вместе  с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г.Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л.Гумпловичем, Г.Тардом, Г.Лебоном и особенно Ф.Теннисом, а также в известной степени Дж.С.Миллем.

       Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело  к появлению социально-психологической  концепции социологии, к анализу  социально-психологических явлений  и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

       Главный вклад К.Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. 
 
 
 

       Перечень  использованной литературы.

  1. Социология: Учебно-метод. пособие для студ. неэкономических спец. всех форм обучения БГУИР. Под ред. И.Л.Качалова. – Мн., 2004.
  2. Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество. Под ред. Ю.Согомонова. – М., 1992.
  3. Грязнов Б.С. Учение о науке и ее развитие в философии О. Конта. - М., 1975.
  4. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1971.
  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М., 2003.
  6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М., 1997.

Информация о работе Развитие социологии в 19 – начале 20 вв