Автор работы: d***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа
Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Введение
Основные социологические идеи О. Конта.
Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
Социологическая концепция марксизма.
Заключение
Итак,
сущностная природа классов изменяется
в различные периоды истории в зависимости
от господствующего способа экономического
производства. Таким образом, в условиях
капитализма существует конфликт между
теми, чей труд используется для создания
богатства, и владельцами средств производства.
Согласно Марксу, в любой исторический
период напряженность между антогонистическими
группами – источник социальных изменений.
Этим объясняется, почему капитализм сформировался
в недрах феодализма. По Марксу, в конечном
итоге социализм одержит победу над капитализмом.
Борьба как причина социальных перемен
– в этом сущность конфликтологической
теории Маркса. Вклад Маркса в развитие
социологической мысли, особенно в области
анализа социальных классов и социальных
изменений, сохраняет значение и до сего
времени.
Заключение
В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.
На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие.
Другая концепция — биологическая — связана с именем Г.Спенсера, который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дарвину Г.Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни.
Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г.Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л.Гумпловичем, Г.Тардом, Г.Лебоном и особенно Ф.Теннисом, а также в известной степени Дж.С.Миллем.
Отказавшись
от биологизации общества, эти ученые
пытались преодолеть ограниченности эволюционизма,
что в конечном счете привело
к появлению социально-
Главный
вклад К.Маркса в социологическую мысль
– анализ социальной структуры общества,
непосредственно основанной на убеждении,
что суть исторического процесса – борьба
за контроль над собственностью и богатством.
Эта борьба обусловлена разделением труда,
в результате которого образуются классы,
имеющие противоположные интересы.
Перечень использованной литературы.