Реализация реабилитации инвалидов в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость выявления социальных механизмов инвалидности и путей решения проблем, связанных с нею. Под проблемой инвалидов мы понимаем комплекс социально-значимых вопросов и ситуаций, воспроизводящих как позитивные, так и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………… 2
Глава1. Социальная политика в отношении инвалидов в РФ …………………….............. 4
Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов ………………... 4
Характерные особенности социальной политики в РФ ………………………... 7
Глава 2. Реализация реабилитации инвалидов в Московской области …………………. 10
2.1 Управление системой реабилитации инвалидов в Московской области……...10
2.2 Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы …………... 17
Заключение ………………………………………………………………………….............. 20
Библиография ……………………………………………………………………….............. 21

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 50.64 Кб (Скачать документ)

                                                   Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………………… 2

Глава1. Социальная политика в отношении инвалидов в РФ …………………….............. 4

    1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов ………………... 4
    2. Характерные особенности социальной политики в РФ ………………………... 7

Глава 2. Реализация реабилитации инвалидов  в Московской области …………………. 10

2.1 Управление системой реабилитации инвалидов в Московской области……...10

2.2 Программы  трудоустройства инвалидов Правительства  Москвы …………... 17

Заключение  ………………………………………………………………………….............. 20

Библиография  ……………………………………………………………………….............. 21 
Приложение …………………………………………………………………………………. 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Инвалидность  представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам  и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении  инвалидов.

     По  данным ООН, в мире насчитывается  примерно 450 миллионов людей с  нарушениями психического и  физического  развития. Это составляет 1/10 часть  жителей нашей планеты.

     Данные  всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число  таких жителей в мире достигает 13% .

     Нетрудоспособные  граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое  социальную политику ставит во главу  угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению  к инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и  т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

     Неуклонный  рост числа инвалидов в России и в мире в целом представляет собой глобальный социальный процесс  и, вероятно, своеобразную плату общества за технократический путь развития цивилизации. На 01.01.2008 в Российской Федерации  зарегистрировано 10,991 млн. инвалидов, что составляет более 7% населения. При  сохраняющихся приростах числа  инвалидов в год через 10-15 лет  российское общество на четверть или  более будет состоять из людей, имеющих  те или иные ограничения жизнедеятельности, не позволяющие им полноценно участвовать  в общественной, трудовой и культурной жизни общества. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные  ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что  при таких масштабах и процессах  игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

     Рассматривая  инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а  затем уже как самостоятельную  проблему медицины, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость  выявления социальных механизмов инвалидности и путей решения проблем, связанных  с нею. Под проблемой инвалидов  мы понимаем комплекс социально-значимых вопросов и ситуаций, воспроизводящих  как позитивные, так и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность).

     Научный интерес к проблеме реабилитации инвалидов значительно возрос в  России с начала 90-х годов XX века, она обрела новое актуальное звучание, усилилось ее значение в связи  с разработкой новой методологической базы изучения реабилитации. Реабилитация получила статус государственной проблемы первостепенной важности, что было обусловлено, во-первых, общемировой  тенденцией усиления внимания к реабилитации инвалидов как главного пути и  способа разрешения проблем инвалидов  и общества; во-вторых, резким ростом числа инвалидов в России в  начале 90-х годов; в-третьих, усложнением  социально-экономического положения  населения Российской Федерации, состоянием затяжного кризиса в экономике  и социальной сфере.  
Реабилитация инвалидов в настоящее время изучается с различных сторон.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Глава 1. Социальная политика в отношении инвалидов в РФ 

          Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.

        Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность свидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

     В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.

  • правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.
  • социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микро социальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).
  • Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. В значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
  • Общественно - идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.
  • Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

      Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

 

    1. Характерные особенности социальной политики в отношении  инвалидов в РФ
 

     Социальная  политика в отношении инвалидов  в России имеет длительную историю  и формировалась неравномерно с  точки зрения ее идеологии, структуры  и содержания1.

     До 1990-х годов социальная политика в  отношении инвалидов носила преимущественно  компенсационный характер, когда  меры этой политики сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и  услуг. Задача приспособления жизненной  среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало  принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2, официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.

     На  практике государству, которое в  течение нескольких десятков лет  руководствовалось иными принципами в отношении инвалидов, чрезвычайно  трудно перейти от объявления новой  политической парадигмы политики к  ее реализации, хотя, безусловно, новое  законодательство стимулирует определенные изменения в этой политике. С одной  стороны, новый закон об инвалидах  повлек изменения в общей системе  российского законодательства, касающегося  инвалидов. В частности, поправкой  к закону о занятости от 20 апреля 1996 г. фактически сняты ограничения по трудоустройству инвалидов второй и первой групп инвалидности. С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу российской действительности, а именно - к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни.

Информация о работе Реализация реабилитации инвалидов в Московской области