Реализация реабилитации инвалидов в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость выявления социальных механизмов инвалидности и путей решения проблем, связанных с нею. Под проблемой инвалидов мы понимаем комплекс социально-значимых вопросов и ситуаций, воспроизводящих как позитивные, так и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………… 2
Глава1. Социальная политика в отношении инвалидов в РФ …………………….............. 4
Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов ………………... 4
Характерные особенности социальной политики в РФ ………………………... 7
Глава 2. Реализация реабилитации инвалидов в Московской области …………………. 10
2.1 Управление системой реабилитации инвалидов в Московской области……...10
2.2 Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы …………... 17
Заключение ………………………………………………………………………….............. 20
Библиография ……………………………………………………………………….............. 21

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 50.64 Кб (Скачать документ)

     С областными организациями ВОИ, ВОС  и ВОГ проводятся совместные мероприятия, оказывается финансовая помощь для  проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

     В 54 муниципальных образованиях области  работают выездные бригады специалистов протезно-ортопедических предприятий. Для сохранения принципа приближенной к месту жительства инвалида протезно-ортопедической помощи в учреждениях социального  обслуживания предусматривается выделение  помещений для работы специалистов протезно-ортопедических предприятий.

     Между Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования  РФ по Московской области и Министерством  заключено соглашение, в соответствии с которым территориальные структурные  подразделения Министерства оказывают  содействие инвалидам в обеспечении  санаторно-курортным лечением, техническими средствами реабилитации в тех городах  и районах, где отсутствуют филиалы  Фонда.

     В настоящее время министерством  ведется организационная работа по внедрению дистанционного обучения инвалидов на базе реабилитационных центров. Для того, чтобы помочь людям  с ограниченными возможностями  получить высшее образование Министерство социальной защиты населения Московской области и Институт открытого  образования Международного независимого эколого-политологического университета в этом году приступили к реализации совместного проекта по созданию областной сети дистанционного обучения. Обучение осуществляется на базе интернет-классов 5 подведомственных Министерству государственных  учреждений – центров реабилитации инвалидов, расположенных на территориях  Егорьевского, Балашихинского, Клинского, Наро-Фоминского районов. В настоящее  время в них учатся 120 человек.

     Подводя итог, можно сказать, что основные направления работы по реабилитации инвалидов остаются прерогативой министерства и его структурных подразделений. Это очень важное направление  в социальной защите, позволяющее  дать возможность людям с нарушением здоровья изменить жизнь к лучшему, реализовать свои права, активно  взаимодействовать с окружающим миром.

     Закон «О социальной защите инвалидов в  РФ» обязывает власти создавать  инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов  и других маломобильных групп  населения, содержатся в действующих  строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов. Местными экспертными  органами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию  зданий и сооружений в части обеспечения  доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

     В соответствии с законом местные  власти не должны выдавать лицензии тем  автотранспортным предприятиям, которые  отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается  поэтапная реконструкция улиц и  перекрестков, когда учитываются  и требования инвалидов. Однако декларируемое  законом положение, что «организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут  ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов  к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами  реализации; нет и четких обозначений  ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.

     По-прежнему во многих общественных местах Москвы не только отсутствуют пандусы, но сама планировка таких мест не рассчитана на инвалидов-колясочников.

     Инвалиды  по зрению тоже не могут передвигаться  без посторонней помощи – опасность  подстерегает их на каждом шагу: установленное  количество светофоров, оборудованных  устройствами звуковых сигналов, незначительно  и расположено в основном на центральных  улицах города, тогда как основная часть инвалидов там не живет.

     Таким образом, на сегодняшний день основы формирования среды жизнедеятельности  инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»14 был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой среды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

     Права людей с ограниченными возможностями  на участие в жизни общества и  защита их интересов закреплены федеральным  законодательством и рядом подзаконных  актов. Однако, большинство инвалидов  из-за того, что нет условий для  передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные  строения инвалидных колясок, а также  потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано  Конституцией Российской Федерации  и Законом Российской Федерации  «Об образовании»15), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.

     В соответствии с законодательством  о социальной защите инвалидов им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все  они подразделяются на группы в зависимости  от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот (см. Приложение 1).

     Реалии  же таковы, что значительное количество инвалидов в настоящее время  не получают необходимой для возвращения  к нормальной трудовой, семейной и  общественной жизни помощи, в которой  они нуждаются. 

 

     

     2.2 Программы трудоустройства  инвалидов Правительства  Москвы 

     Одним из критериев оценки цивилизованности общества может служить отношение  к людям с ограниченными физическими  возможностями. К сожалению, нам  похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле брани, защищая  Отечество, не окружены тем вниманием  и заботой, которых они, безусловно, заслуживают.       

     Контингент  людей с ограниченными возможностями  в обществе достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так, например, в Москве на 8,5 миллионов  жителей приходится более 960 тысяч  инвалидов. Из них практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч человек - люди трудоспособного возраста. Задачей  является оказание содействия в трудоустройстве  этим людям, создание условий их профессиональной реабилитации.      

     В соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов" в июне 1999 года вышло постановление  Правительства Москвы "О создании Государственной службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в котором  регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и ответственных  государственных служб, призванных обеспечивать комплексную реабилитацию инвалидов с целью максимальной интеграции их в общественную жизнь  города. Комплексная реабилитация инвалидов  включает в себя три части:

  • медицинскую, за которую несет ответственность Комитет здравоохранения,
  • социальную - Комитет социальной защиты населения совместно с Комитетом по культуре и Комитетом физкультуры и спорта,
  • профессиональную - Комитет труда и занятости совместно с Комитетом образования Москвы.

     Комплексная реабилитация инвалидов воплощена  в индивидуальную программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям человек может получить после специального освидетельствования, в ходе которого устанавливается  его группа инвалидности. Такие освидетельствования  проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же вырабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида при его непосредственном участии. В индивидуальной программе  реабилитации указывается характер заболевания, группа инвалидности, а  также медицинские показания  для трудоустройства каждого  гражданина. В зависимости от этого  обстоятельства программа может  содержать либо два раздела (медицинский  и социальный), либо три (добавляется  еще профессиональный). Индивидуальная программа реабилитации предоставляет  инвалиду возможность трудиться, но отнюдь не обязывает его к этому. С другой стороны, программа не лишает возможности посильной работы инвалидов I и II группы, для них сняты категоричные запреты типа "Без права работы".

     Теперь  для инвалида возможны два варианта пути:

  1. трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому,
  2. трудоустройство на специализированном предприятии, изначально ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на сегодня в Москве насчитывает около сорока.

      По  решению городских властей специализированным предприятиям могут предоставляться  налоговые льготы, другие формы финансовой поддержки. Комитетом труда и  занятости проводится ежегодный  конкурс по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест для  инвалидов. При этом Комитет берет  на себя половину затрат по реализации проекта, представленного предприятием и одобренного конкурсной комиссией. Другую половину средств предприятие  вкладывает самостоятельно.

     Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы  пользуется хорошим спросом. На ООО "Арт Лайн" при активном участии  инвалидов выпускают очень красивые, нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это предприятие также  вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов  по зрению, а возглавляет предприятие  ослепший в детстве кандидат экономических  наук Сергей Ваньшин.

       Еще одну возможность для трудоустройства  инвалидов предоставляют специализированные  рабочие места для людей с  ограниченными возможностями на  обычных предприятиях. В настоящее  время Комитетом проводится серьезная  работа по организации создания  таких специализированных рабочих  мест. Приходится подчас преодолевать  значительное сопротивление со  стороны отдельных работодателей,  предпочитающих перечислить деньги  в Фонд занятости, чем оборудовать  на собственном предприятии рабочие  места для инвалидов. Однако  закон - на стороне последних.

     Далеко  не каждый нуждающийся в трудоустройстве  инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств  Фонда занятости, также как и  выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными  возможностями, трудоустроенных с  помощью Комитета, имеются программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты высокой  квалификации. Понятно, что реализация программы по их профессиональной подготовке требует немалых сил и средств.

     В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с  трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых  почти 2-м тысячам человек удалось  оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного  возраста, то есть 120-130 тысяч москвичей. На сегодняшний день трудоустроено  более 60 тысяч. Это означает, что  около половины претендующих на трудоустройство  столичных инвалидов нуждаются  в помощи и поддержке. Люди, готовые  к преодолению своих недугов, имеют право на полноценную работу по избранной специальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассматриваемая в общем контексте современного состояния и стратегии реформирования социальной политики в Российской Федерации, государственная поддержка инвалидов  имеет все недостатки, присущие социальной политике в целом, и целый ряд  своих специфических проблем.

     В условиях ограниченности финансовых средств  основные средства, выделяемые государством, расходуются на материальную поддержку  инвалидов, а не на их реабилитацию. Тем самым как бы поддерживается и воспроизводится состояние  инвалидности, а не предпринимаются  меры по ее преодолению. Это аналогично направленности современной государственной  политики Российской Федерации в  области бедности, когда бедность воспроизводится, а не преодолевается.

     Наиболее  существенным недостатком российского  национального законодательства в  области инвалидности является отсутствие в законодательстве механизмов реализации важнейших правовых норм в области  профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

     Поэтому важнейшим предложением в области  реформирования государственной политики в отношении инвалидов является переход от вопросов материальной поддержки  инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

     Чрезвычайно важно принять законодательные  нормы по утверждению федеральных  социальных стандартов в области  реабилитации инвалидов.

Информация о работе Реализация реабилитации инвалидов в Московской области