Реализация реабилитации инвалидов в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость выявления социальных механизмов инвалидности и путей решения проблем, связанных с нею. Под проблемой инвалидов мы понимаем комплекс социально-значимых вопросов и ситуаций, воспроизводящих как позитивные, так и негативные отношения, возникающие при взаимодействии общества со своими гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности (инвалидность).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………… 2
Глава1. Социальная политика в отношении инвалидов в РФ …………………….............. 4
Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов ………………... 4
Характерные особенности социальной политики в РФ ………………………... 7
Глава 2. Реализация реабилитации инвалидов в Московской области …………………. 10
2.1 Управление системой реабилитации инвалидов в Московской области……...10
2.2 Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы …………... 17
Заключение ………………………………………………………………………….............. 20
Библиография ……………………………………………………………………….............. 21

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 50.64 Кб (Скачать документ)

     Проанализировать  проблему инвалидности и реализации социальной политики в отношении  инвалидов трудно потому, что инвалидность попадает под наблюдение только при  ее юридическом оформлении. В России статистика основана на подсчете выплачиваемых  пенсий по инвалидности, а единая система  регистрации и учета инвалидов  отсутствует.

     Критерием оценки политики в отношении инвалидов  является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и  доступность информации и каналов  коммуникации.

     В России Указом Президента “О мерах  по формированию доступной для инвалидов  среды жизнедеятельности”3 было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов, были разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры4.

     Вместе  с тем российская специфика заключается  в том, что примерно 15-20% инвалидов  живет в условиях села, в частном  секторе, где вообще не идет речь об удобствах. В регионах с низкой плотностью населения существует проблема коммуникаций для здоровых людей, и, естественно, эта проблема усиливается в отношении  инвалидов.

     Россия  не испытывает проблем с внедрением специальных мер, делающих доступными средства массовой информации для инвалидов. В программах российского телевидения  используется сурдоперевод, в России выпускается литература на шрифте Брайля или на аудиокассетах, выпускаются  информационно-публицистические журналы, записанные на звуковую ленту или  набранные шрифтом Брайля, публикуются  издания с крупным шрифтом, что  характеризует Россию как страну с высокими возможностями для  самообразования инвалидов и  обеспеченностью информацией.

     Несмотря  на отсутствие в перечне формальных критериев эффективности, рассмотренном  выше, важнейшей характеристикой  политики в отношении инвалидов  является наличие и законодательное  оформление превентивных мер, то есть мер по профилактике инвалидности, и мер, нацеленных на выход из инвалидности групп, в отношении которых это  возможно. В настоящее время такое  превентивное законодательство является наиболее слабым и наименее разработанным  звеном.

     Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод, что в России социальная политика в отношении инвалидов реализует  стратегический подход государства, цель которого – идентифицировать и отреагировать  на целый ряд проблем, вызываемых инвалидностью.

     Однако  государство полагает инвалидность результатом индивидуальных нарушений, а не конфигурации общества, вследствие чего фокус политики остается на потребностях изменить физиологию инвалидов, и реакция  включает конструирование и поддержание  сети услуг, нацеленных на излечение  и улучшение условий индивидов. При этом даже те услуги, которые  нацелены на интеграцию инвалидов, начинаются с идентификации и номинации  их диагноза, тем самым сегрегируя инвалидов от общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Реализация реабилитации инвалидов в Московской области 

2.1 Управление системой реабилитации инвалидов в Московской области

     Система реабилитации в Российской Федерации  включает в себя широкий спектр учреждений различного типа, которые проводят мероприятия по всем видам реабилитации. Кроме государственных учреждений, активное участие в реабилитации людей с инвалидностью и защите их прав принимают общественные и  некоммерческие организации5. Реабилитационная индустрия, которая должна обеспечить инвалидов техническими средствами, также является неотъемлемой частью этой системы. Основная задача реабилитационных учреждений и организаций – реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов6. Координация деятельности в области реабилитации инвалидов осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

     В настоящее время на территории Московской области проживает около 500 тыс. инвалидов, более 17 тысяч из них дети7.

     В январе 2001 г. Постановлением Правительства  Московской области8 создана Государственная служба реабилитации инвалидов. Целью ее создания стала координация работы органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, занимающихся медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов – жителей Подмосковья.

     Сегодня перед Государственной службой  реабилитации инвалидов стоит много  задач. Наиболее важными являются следующие: реализация государственной политики в области реабилитации инвалидов; развитие сети реабилитационных учреждений, с учетом потребностей области; содействие производству технических средств  реабилитации инвалидов; поддержка  организаций, применяющих труд инвалидов  и создание новых рабочих мест для них; расширение сферы услуг  для инвалидов; учет инвалидов, проживающих  в Подмосковье; подготовка кадров для  реабилитационных учреждений.

     Решение поставленных задач требует от Государственной  службы реабилитации инвалидов постоянной напряженной работы. Отрабатываются оптимальные варианты координации  деятельности различных органов  Государственной службы реабилитации инвалидов в городах и районах  области.

     В ноябре 1998 г. Постановлением Губернатора  Московской области9 утверждена карта индивидуальной программы реабилитации инвалида. Разработка индивидуальной программы реабилитации является одной из основных составляющих медико-социальной реабилитации.

     В Московской области сформированы банки  данных инвалидов, в которых носителем  информации является паспорт инвалида. Это позволяет адресно решать вопросы оказания социальной помощи, медицинского обслуживания и реабилитации, определить потребности в средствах  протезирования, преобразование среды  жизнедеятельности инвалидов.

     На  основании Федерального закона "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Московской области  созданы учреждения социального  обслуживания инвалидов – дома-интернаты. Новой тенденцией в деятельности домов-интернатов является реабилитационная направленность – проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

     В необходимых случаях проводится медико-социальная экспертиза для установления ими изменения группы инвалидности. Пожилым инвалидам при желании  предоставляется индивидуальная программа  реабилитации и заключение о возможности  трудовой деятельности.

     При Правительстве Московской области  создан Координационный совет по делам инвалидов, который организует совместную деятельность центральных  органов государственной власти, органов местного самоуправления областных  организаций и учреждений в сфере  социальной защиты и реабилитации инвалидов. В городах и районах действуют  аналогичные координационные советы при администрациях муниципальных  образований.

     В Московской области приняты и  реализуются более 20 законодательных  нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки инвалидов. Это  законы Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов…»10, «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Московской области»11, «О размере государственной социальной помощи в Московской области»12 и другие. Не смотря на то, что меры социальной поддержки инвалидов а переданы и осуществляются на федеральном уровне, Губернатор и Правительство Московской области принимают дополнительные меры по их поддержке.

     Предусмотрены доплаты к государственным пенсиям  и ежемесячная материальная помощь участникам боевых действий в республике Афганистан, Чеченской республике и  республике Дагестан, ставших инвалидами. Инвалиды Великой Отечественной  войны и участники Великой  Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, ежемесячно получают доплату к пенсиям из областного бюджета. Полностью компенсируются расходы по оплате жилья одиноко  проживающим, неработающим инвалидам.

     Инвалидам Великой Отечественной войны  первой группы предоставляется право  на оплату жилья и коммунальных услуг  в размере 50% в дополнение к мерам  социальной поддержки, установленным  Федеральным законом «О ветеранах»13.

     Все инвалиды-участники Великой Отечественной  войны, не имеющие из-за отсутствия технических возможностей доступа  к телефонной сети общего пользования, обеспечены мобильными телефонами и  услугами сотовой телефонной связи  с ежемесячной оплатой указанных  услуг.

     Кроме того, инвалиды пользуются правом бесплатного  проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования Московской области и города Москвы.

     Важнейшим содержанием социальной политики в  отношении инвалидов по-прежнему остается реабилитация инвалидов в  целях их социальной адаптации, достижения ими материальной независимости, их интеграции в общество.

     Одним из основных направлений реабилитации является создание необходимых условий  для беспрепятственного доступа  инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур  и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также  обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.

     Особо значимым для инвалидов в части  обеспечивающей их реальную интеграцию в общество является закон Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области».

     В соответствии с указанным законом  все вновь строящиеся объекты  социального, культурного, бытового назначения, а также жилые помещения приспосабливаются  к нуждам инвалидов. Так, в целом  по области за 2003-2004 гг. более 500 квартир  приспособлены для проживания в  них инвалидов (оборудованы поручнями, другими техническими средствами).

     В ряде муниципальных образований  разработаны и реализуются городские  и районные целевые программы. Однако, сложнее обстоит дело с приспособлением  и переоборудованием старых построек для беспрепятственного доступа  инвалидов.

     Продолжается  расширение сети реабилитационных учреждений системы социальной защиты. Если в  1994 г. в Московской области было только 2 реабилитационных центра, в 1999 г. – 25 центров, то в настоящее время успешно работают 38 реабилитационных центров реабилитации инвалидов, в том числе 7 реабилитационных центров для инвалидов, 25 – для детей-инвалидов, 6 – смешанных, принимающих на реабилитацию как взрослых, так и детей-инвалидов, представляющих широкий спектр социальных услуг различным категориям населения.

     Ежегодно  в реабилитационных учреждениях  области проходят реабилитацию около 17 тыс. взрослых инвалидов и около 13 тыс. детей-инвалидов, которые получают различные услуги: социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые.

     В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление», который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски. Этот пример свидетельствует о том, что среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов.

     Организационная структура социальной помощи нуждающимся  в ней гражданам включает в  себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами. Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В настоящее  время, в Москве действует свыше 700 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживали 90721 человека. Для сравнения — в 1990г. такую помощь получали 30085 человек. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, социально-психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов.

     Министерство  социальной защиты населения Московской области осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с общественными  объединениями и организациями  инвалидов по различным направлениям: от совместного законотворчества до проведения мероприятий по социальной реабилитации инвалидов и оказанию помощи самим организациям.

Информация о работе Реализация реабилитации инвалидов в Московской области