Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах.

Содержание

Введение
1. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2. Международные критерии образования
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
4. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

соц.docx

— 33.57 Кб (Скачать документ)

План

Введение

1. Реформирование системы  образования в соответствие с  мировыми стандартами

2. Международные критерии  образования

3. Государственная программа  развития образования в Республике  Казахстан на 2005-2010 годы

4. Опыт внедрения дистанционных  образовательных технологий в  Казахстане

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высшее  образование является важнейшим  социальным институтом, функционирующим  с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим  на внутренние и внешние изменения  и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановить при существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами

Образовательные системы зарубежных государств за последние 10–15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность так же имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.

Однако  система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Отечественная система образования  базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и  обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся. И хотя законодательно был провозглашен демократический принцип управления системой образования, подразумевающий расширение академических свобод и полномочий организаций образования, но это так и осталось нормативной декларацией. Более того, в самом Законе Республике Казахстан «Об образовании» (1999 года) не определено понятие «академическая свобода».

Образование вошло в число основных государственных  приоритетов многих стран мира Большинство  из них сегодня приступили к радикальным  изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в  условиях глобальной конкуренции. При  этом главную цель – повышение  адаптационного потенциала вузов планируется  достичь через обновление инфраструктуры, методов и технологии обучения, совершенствование  педагогического процесса, улучшения  качества преподавательского состава. Развитие отдельных отраслей и экономики  в целом невозможно без совершенствования  образовательной системы для  подготовки высококвалифицированных  кадров, соответствующих требованиям  рынка.

2. Международные критерии образования 

Интеграционные  явления, происходящие в современном  мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности  общества. Государство, которое имеет  намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное  внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В  быстро меняющемся мире, возможно, не столь  важно быть впереди по показателям  социально-экономического развития, а  важнее быть гармонизированным в  общемировые тенденции.

Процесс интернационализации проявляется  в разработке общих стратегий  и принципов развития высшего  образования. Такие тенденции отчетливо  проявляются в образовательной  политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация  экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организации  по безопасности и сотрудничеству в  Европе).

Подписание  Казахстаном Лиссабонской Конвенции  делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы  образования в Республике Казахстан  до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные  тенденции ее развития.

Образование должно создавать условия и гарантии качества, что достигается путем  сертификации систем менеджмента качества, преподавателей вузов и аккредитации образовательных программ. Аккредитация организаций образования является процедурой признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.

В Казахстане в 2001 году как один из видов  государственного контроля впервые  введена Государственная аккредитация вузов. Было аккредитовано 59 вузов РК. Аккредитация проводилась по количественным показателям. Но это оказалось дублированием  процедуры государственной аттестации организаций образования, в связи  с этим в 2001 году она приостановлена.

Внедрение международной модели аккредитации в Казахстане начинается с 2008 года. Планируется проведение специализированной аккредитации по 10 образовательным  программам, институциональной аккредитации 5-ти ведущих вузов Республики Казахстан. На сегодняшний день выделены финансовые средства из республиканского бюджета  объемом 35 млн. 803 тыс. тенге.

Внедрение международной модели аккредитации позволит:

– перейти  от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и  развитых европейских странах;

– заимствовать передовую международную методологию  и технологию, обеспечив академическую  мобильность студентов и преподавателей вузов;

– предоставить объективную информацию обществу о  соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным  требованиям.

Основные  цели внедрения аккредитации:

– внедрение  международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);

– повышение  конкурентоспособности национальной системы высшего образования;

– оказание помощи и поддержки вузам в  разработке собственных систем обеспечения  качества;

– содействие совершенствованию качества подготовки студентов;

– учет и  защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;

– публичное  распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую  экспертизу – аккредитацию.

` Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств:

1. Общий стандарт  – Основные положения по институциональной  аккредитации.

2. Стандарт 1 – Миссия, цели и задачи.

3. Стандарт 2 – Планирование и эффективность.

4. Стандарт 3 – Руководство и менеджмент.

5. Стандарт 4 – Образовательные программы  и их эффективность.

6. Стандарт 5 – Профессорско-преподавательский  состав и эффективность преподавания.

7. Стандарт 6 – Студенты.

8. Стандарт 7 – Научно-исследовательская работа.

9. Стандарт 8 – Финансирование и финансовая  устойчивость.

10. Стандарт 9 – Ресурсы: материально-технические,  библиотечные и информационные.

Таким образом, для Республики Казахстан  развитие науки и образования  становится неотъемлемым условиям повышения  конкурентоспособности экономической  системы, способом занять достойное  место на региональном и мировом  уровнях, укрепить государственность  и развивать национальные интересы.

3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Государственная программа развития образования  в Республике Казахстан на 2005–2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной  нации». Разработка настоящей Программы  вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение  качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской  системой образования в новых  экономических и социокультурных условиях.

Программа будет реализовываться в два  этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых  ценах 2004 года. Однако, самой проблематичной задачей в реализации национальной модели образования Казахстан станет изменение менталитета, сознания педагогов в воспитании индивидуальности личности.

Концепция предполагает переход на пятиступенчатую  систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

Согласно  проекту Концепции, обучаться казахстанские  дети будут с шести лет, и при  получении полного среднего образования  продолжительность обучения составит 12 лет.

Дошкольной  подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций  выросло на 12 единиц (1 %), в то время  как контингент в них вырос  на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует  о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

В системе  дошкольного воспитания и обучения будут:

·          разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;

·          расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.

Основная  школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время – 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов.

В среднем  образовании будут:

·          созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

·          изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

·          внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;

·          ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.

В профессиональном образовании:

·          повысятся доступность и престиж профессионального образования;

·          укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;

Информация о работе Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами