Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах.

Содержание

Введение
1. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2. Международные критерии образования
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
4. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

соц.docx

— 33.57 Кб (Скачать документ)

·          будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;

·          будет внедрена кредитная система обучения;

·          будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. На сегодняшний день из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов страны - 2520 имеют степень докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.

Послевузовское  образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности.

Вторая  ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы, сочетающие оптимальный  баланс между обучением и исследовательской  деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение  высшей ученой степени, что повысит  интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.

В результате реализации Концепции будет  создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и равностепенную интеграцию Казахстана в мировое  образовательное пространство.

4.  Опыт  внедрения дистанционных образовательных  технологий в Казахстане

Развитие  и применение дистанционных образовательных  технологий приобретает все возрастающее значение. Прогресс в этой области  является важным фактором реформирования и совершенствования отечественной  системы образования, приведения ее в соответствие международным требованиям  и интеграции в международное  образовательное пространство. Его  обеспечение следует рассматривать  как насущную задачу и один из главных  аспектов государственной политике в сфере образования, в полной мере соответствующие стратегической цели вхождения Казахстан в число  пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира, намеченной Главой государства  Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

В Казахстане достаточно сил, ресурсов и  высококвалифицированных специалистов, чтобы решить эти задачи. Необходима лишь тщательная и обстоятельная  их проработка и корректировка по ходу реализации. Ж.К. Туймебаев В этом и состоит назначение семинаров, которые проводит Министерство образования и науки по данной проблематике. Мы должны сообща решать эту сложную проблему. Все присутствующие должны стать активными участниками созидательного процесса построения развитой и высокоэффективной системы дистанционного образования в стране, приложить все усилия для достижения этой цели во благо и процветание Казахстана.

Позвольте выразить уверенность, что результаты нашего семинара будут содержательными  и плодотворными. 

Для Казахстана широкомасштабное внедрение  высокоэффективных технологий дистанционного образования представляет актуальную и назревшую задачу, к решению  которой созданы реальные предпосылки. Об этом говорят следующие факты.

В настоящее время грамотное население  Казахстана составляет 99,5 % . По этому  показателю мы занимаем 14 место среди 177 стран мира. Согласно данным Института  статистики ЮНЕСКО, в ходе международного мониторинга "Преодоление неравенства: важная роль управления" Казахстан  занял 1-е место среди 129 стран  по индексу развития образования  для всех по таким показателям, как "Охват начальным образованием", "Уровень грамотности для взрослых", "Гендерный индекс", "Доля доучившихся до 5-го класса". По индексу человеческого развития (ИЧР) наша страна за 12 лет продвинулась с 93 на 73 место. Все это свидетельствует о том, что население республики в целом подготовлено для внедрения новых образовательных технологий, основанных на современных достижениях научно-технического прогресса, в первую очередь, информационных и телекоммуникационных технологиях.

Наряду  с этим достаточно подготовлена сама система образования, на развитие которой  государством выделяются средства в  значительных и всевозрастающих  объемах. Так, в прошлом 2008 году государственные  расходы на образование возросли более чем в 2,8 раза по сравнению  с 2004 годом. Их доля в общем объеме ВВП составила 3,7 %, что является высоким  показателем. 

В рамках реформирования системы образования создана  обновленная нормативно-правовая база, основу которой составляют: новый  Закон РК "Об образовании", принятый в июле 2007 года;

Государственная программа развития образования  в РК на 2005-2010 годы;

Государственная программа развития технического и  профессионального образования  на 2008-2012 годы; Государственная программа "Комплексная информатизация системы образования РК на 2007-2010 годы".

Параллельно разработана нормативно-правовая база дистанционного обучения. В частности, приняты и уже применяются  на практике Государственный стандарт РК "Технические и программные  средства дистанционного обучения" СТРК 34.016-2004, Государственный стандарт образования РК "Информационная технология. Электронное издание" СТРК 34.017-2005, ГОСО РК 5.03.004-2006 "Организация  дистанционного обучения. Основные положения". 19 вузам республики разрешена дистанционная  форма подготовки в режиме эксперимента.

В стратегическом плане МОН РК на 2009-2011 годы запланировано создание единой информационной системы образования, которая предполагает комплексное  решение проблемы подключения организаций  образования и органов управления образованием в общую корпоративную  компьютерную сеть с единым центром  управления. Данная сеть станет основой  общегосударственной телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения и  поддержки IT-технологий в системе  образования.

В соответствии с поручением Главы  государства с 2007-2008 учебного года в  учебный процесс организаций  образования внедряются системы  обучения в режиме он-лайн.

В настоящее время разрабатывается  долгосрочная программа развития образования  до 2020 года, в которой вопросы  информатизации образования, в том  числе внедрение дистанционных  образовательных технологий, рассматриваются  в качестве приоритетных.

Современное образование на основе дистанционных IT-технологий выходит за пределы  отдельных государств, трансформируясь  в открытое, которое характеризуется  как образование "без стен и  границ". Это большой прорыв, обеспечивающий возможность получения высококачественного  образования для любого человека по всему миру, вне зависимости  от его местонахождения и проживания. Одновременно это дополнительная возможность  для каждой страны заявить о себе в международной среде, распространить свое культурное и политическое влияние, повысить свою конкурентоспособность.

Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных  технологий и открытое образование  это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую  территорию, которая при относительно малой численности населения  обуславливает его низкую плотность  по стране. Значительная часть населения  проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных  и районных центров. Имеются поселения, в которых функционируют малокомплектные  школы. Есть и такие, где имеются  только начальные школы. С появлением мелких крестьянских хозяйств и животноводческих ферм на удаленных пастбищах образуются семейные группы, в которых дети не имеют возможности посещать школу. В таких случаях обеспечить население  даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.

Похожие проблемы наблюдаются в профессиональном образовании. Организации технического профессионального образования (колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно  в больших городах, где имеются  высококвалифицированные преподавательские  кадры. Между тем на периферии  ощутим дефицит специалистов всех категорий, который не может быть удовлетворен без решения вопроса о предоставлении возможности получить полноценное  профессиональное образование населению  на местах.

Это значимые социальные проблемы, в которых  присутствует элемент нарушения  конституционных прав отдельных  категорий граждан и дискриминации  их по признаку места проживания и  физического здоровья. Понимая это, государство изыскивает возможности  и предпринимает все меры для  решения данных проблем. При этом в качестве приоритетного направления  рассматривается внедрение дистанционных  образовательных технологий.

Практика  показывает, что лидирующее положение  в этом вопросе занимают организации  образования, реализующие программы  высшего образования. На текущий  момент в большинстве вузов, в  той или иной мере, в той или  иной мере, внедрены элементы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Создаются и внедряются электронные  и образовательные ресурсы в  виде электронных обучающих систем, виртуальных лабораторий и тренажеров, электронных учебников и др.

Сегодня практически каждый вуз имеет  свое представительство в глобальной сети Интернет, что позволяет внедрять элементы дистанционного обучения. Остается проблемой лишь низкая активность отдельных  вузов, что может быть объяснено  отсутствием в их распоряжении достаточно развитой ресурсной базы и высококвалифицированных  специалистов в области информационных технологий и дистанционного обучения.

Наиболее  продвинутыми по части внедрения  технологий дистанционного обучения можно  считать такие вузы, как КазНТУ им. К. Сатпаева, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский государственный технический университет, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Южно-Казахстанский государственный университет им М. Ауезова.

В системе  общего среднего образования также  могут быть отмечены определенные достижения.

На  сегодня более 60% предметов школьного  содержания переведены в цифровой формат. Для сравнения, в Эстонии этот показатель составляет 80%, в Голландии - 96%.

В порядке исполнения поручения Главы  государства по внедрению систем обучения в режиме он-лайн, в 2007 году 1600 школ республики были оснащены интерактивными кабинетами, в 2008 году - еще порядка 1000 школ. Ведется работа по созданию казахстанского ресурса для интерактивных уроков на трех языках. Осуществляется планомерная подготовка педагогических кадров по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе.

3 сентября 2007 года Президент Республики  Казахстан провел интерактивный  урок для учащихся 1000 общеобразовательных  школ по всей стране. С прошлого  учебного года такие уроки  стали еженедельно проводить  лучшие учителя республики. В  настоящее время государственные  органы на уровне министерств  и агентств еженедельно проводят  интерактивные уроки, посвященные  Посланию Главы государства. В ближайшей перспективе планируется проведение подобных интерактивных занятий обладателям гранта "Лучший преподаватель года".

В рамках Программы снижения информационного  неравенства в республике создан казахстанский образовательный  портал. Его основным назначением  является обеспечение коммуникационной связи для всего населения  с МОН РК, реализация оперативного обмена информацией между регионами, автоматизация ряда важных процедур информационного взаимообмена. Через  портал предполагается осуществление  Интернет - вещания образовательных  программ учебного телевидения.

В настоящее время в министерстве рассматривается вопрос внедрения  образовательной модели электронного обучения "1 учебник: 1 компьютер" для начальных классов школы, которая применяется в технически развитых странах. Данная модель предполагает создание обучающей среды, в которой  общение учащегося с компьютером  происходит "один на один". При  этом предусматривается использование  специально разработанного компьютера ноутбука.

С учетом накопленного опыта в области  электронного и дистанционного обучения, определены базовые ориентиры долгосрочной программы развития образования  до 2020 года в части информатизации образования. Данной программой предусматривается, что к 2020 году казахстанская система  образования будет функционировать  как часть единого мирового информационно-образовательного пространства. При этом будут обеспечены технологизация образовательного процесса, его персонификация с ориентацией на индивидуальную траекторию обучения, открытость и доступность образования.

Информатизация  образования на основе мировых достижений в области IT-технологий технологий явится средством инновационного опережающего развития казахстанского образования. С учетом этого в качестве стратегической цели определена последовательная системная  политика по основным направлениям информатизации образования. В эти направления  включены: нормативно-правовое обеспечение; компьютеризация и обновление компьютерного  парка; программное обеспечение; интернетизация организаций образования и управления; создание отечественных цифровых образовательных ресурсов; автоматизация системы мониторинга, анализа и управления организациями образования; подготовка педагогических и управленческих кадров.

Стратегия в области компьютеризации ориентируется  на достижение мировых показателей  обеспеченности учреждений образования  современной компьютерной техникой с учетом потребностей образовательной  практики.

В области программного обеспечения  предусматривается предпочтительное использование программных средств, базирующихся на идеологиях, принципах  и средствах открытых систем мирового сообщества Open Source Communitu, а также продуктов признанных мировых лидеров.

Информация о работе Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами