Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть репродуктивного поведение подростков : его особенности, тенденции и меры государственного социального регулирования.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
o определение структуры репродуктивного поведения
o выделение основных подходов к изучению репродуктивного поведения
o определение ряда проблем и тенденций репродуктивного поведения подростков
o анализ мер регулирования репродуктивной деятельности подростков в России

Содержание

Введение - 2 -
Основные характеристики и структура репродуктивного поведения - 4 -
Подходы к изучению репродуктивного поведения - 6 -
Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы - 9 -
Предполагаемые методы решения проблем репродуктивного поведения подростков в России - 13 -
Заключение - 17 -
Список использованной литературы - 18 -

Работа состоит из  1 файл

репродуктивное поведение подростков.docx

— 54.82 Кб (Скачать документ)

    Московский  государственный  университет путей  сообщения (миит)

    Гуманитарный  институт

    Кафедра Психологии социологии, и государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по  дисциплине " Демография "

    на  тему " Репродуктивное поведение  подростков: тенденции и проблемы " 
 
 

    Выполнил: студентка гр. ггу 312  

                                                         Алешикова М.  

                                                                                   Проверил: Мурадова И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2010

    Оглавление

    Введение - 2 -

    Основные характеристики и структура репродуктивного поведения - 4 -

    Подходы к изучению репродуктивного поведения - 6 -

    Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы - 9 -

    Предполагаемые методы решения проблем репродуктивного поведения подростков в России - 13 -

    Заключение - 17 -

    Список использованной литературы - 18 - 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
    Введение

 

    Демография - наука о народонаселении. Демография изучает тенденции и факторы  демографических процессов, разрабатывает  прогнозы и меры демографической  политики.

    Актуальность. Уровень рождаемости, складывающийся на той или иной территории (стране, регионе, континенте, земном шаре) в  тот или иной период времени и  измеряемый хорошо известными в демографии показателями (общий и суммарный  коэффициенты рождаемости, специальный  коэффициент рождаемости и др.), является функцией двух переменных. Одна из них - это демографическая структура, т. е. распределение населения по полу, возрасту, брачному и семейному  состоянию. Другая переменная - это  репродуктивное поведение, выражением которого в демографии являются среднее  число детей в семье и среднее  число детей, рожденное женщиной за всю ее жизнь. Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в  семье (а также вне брака). Очень  важно изучать репродуктивное поведение так как с помощью этого можно определить основные направления социальной политики в области стимулирования рождаемости. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее как можно быстрее войти в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества.  В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный процесс. Серьезной проблемой становится негативное воздействие средств массовой информации на ребенка в вопросах пола и межполовых взаимоотношений, коммерциолизированной массовой молодежной культуры, слабости и неразвитости всей социальной сферы страны, в том числе системы образования.

    Цель  данной работы рассмотреть  репродуктивного поведение подростков : его особенности, тенденции и меры государственного социального регулирования.

    В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

    • определение структуры репродуктивного поведения
    • выделение основных подходов к изучению репродуктивного поведения
    • определение ряда проблем и тенденций репродуктивного поведения подростков
    • анализ мер регулирования репродуктивной деятельности подростков в России
 

         Объектом данной работы является  население подросткового возраста.

    Предметом данной курсовой работы является система  действий, отношений, психологических  состояний личности, связанных рождением  или отказом от рождения детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  характеристики и  структура репродуктивного  поведения 

    Репродуктивное  поведение - система действий, отношений  и психологических состояний  личности, связанных с рождением  или отказом от рождения ребенка  в браке или вне его.

    Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.

    Структура репродуктивного поведения:

    Репродуктивные  потребности (потребность в детях);

    Репродуктивные  установки;

    Репродуктивные  мотивы;

    Решения;

    Действия.

    Репродуктивные  потребности - это усвоенные человеком  в процессе социализации бытующие в культуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы, или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей). Это главный двигатель "репродуктивного поведения".

    Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в  детях неизменна на протяжении жизни  человека. В связи с этим различают  малодетное (1-2 ребенка), среднедетное (3-4 ребенка) и многодетное(5-6 и более детей) репродуктивное поведение.

    Репродуктивные  установки - это психические состояния  личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным  или отрицательным отношением к  рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

    1)Установки  детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

    2)Установки  на применение контрацепции и  искусственное прерывание беременности.

    Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

    Среднее идеальное число детей - характеризует  представление индивида о наилучшем  числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

    Среднее желаемое число детей - это показатель, характеризующий индивидуальную потребность  в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей  семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

    Среднее ожидаемое (планируемое) число детей - характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и  семей с учетом конкретных обстоятельств  их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

    Репродуктивные  установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением,  числе детей.

    Среднее желаемое число детей указывает  тот предел, до которого можно поднять  уровень рождаемости с помощью  средств социальной политики.

    Репродуктивные  мотивы - это психические состояния  личности, побуждающие индивида к  достижению разного рода личных целей  через рождение определенного числа  детей. Репродуктивный мотив характеризует  личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

    1)Экономические  мотивы рождения детей - это  мотивы, которые побуждают к рождению  того или иного числа детей  благодаря тому, что через это  событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные  экономические цели, т.е. цели, связанные  со стремлением приобрести какие-то  материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический  статус;

    2)Социальные  мотивы - это мотивы, побуждающие  к рождению определенного числа  детей в пределах бытующих  социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить "как все" и иметь столько же "как и все" детей;

    3)Психологические  мотивы - это мотивы, которые побуждают  к рождению того или иного  числа детей благодаря тому, что  через это событие достигаются  какие-то сугубо личностные, социально-психологические,  внутренние цели личности.  (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление  продолжить себя в своих детях и т.п.)

    В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного  числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

      Подходы к изучению репродуктивного поведения 

    В демографии принято различать два  основных подхода к измерению  влияния репродуктивного поведения  на уровень рождаемости:

    1. Нормативный подход;

    2. Эмпирический подход ("анализ промежуточных (непосредственных) переменных (детерминант) рождаемости").

    Нормативный подход связан с представлениями  о существовании некоего стандарта  повозрастной брачной рождаемости, не ограничиваемой никаким вмешательством в репродуктивный цикл. Эта ничем  неограниченная рождаемость (т.е. при  отсутствии намеренного вмешательства  в репродуктивный цикл) получила название естественной рождаемости. Сопоставив фактическую рождаемость со стандартом естественной рождаемости, можно оценить  соотносительную роль поведения  и демографической структуры.  

    Разработка  нормативного подхода связана с  именами французского демографа  Л. Анри, американских демографов Э. Коула, Дж. Трассела и российского демографа В.А. Борисова. Их объединяет общее для нормативного подхода представление о существовании стандарта естественной рождаемости (ЕР), с которым сопоставляется рождаемость фактическая. Однако  первые исходят из представлений о максимуме ЕР, определяемой вне зависимости от наличных социально-экономических условий, а В.А. Борисов выдвинул идею о существовании минимума ЕР, обусловленного социально-экономическими и санитарно-гигиеническими условиями, которые ограничивают ЕР. 

    Э. Коул полагал, что в качестве стандарта ЕР необходимо принимать реальную рождаемость населений, в которых бы сочетались высокий уровень социально-экономического развития, высокая санитарно-гигиеническая культура, поголовная брачность, полное отсутствие какого-либо намеренного вмешательства в репродуктивный цикл, относительно короткий период грудного вскармливания, а также низкие уровни внутриутробной и младенческой смертности. 

    Именно  поэтому Коул предложил использовать в качестве стандарта ЕР показатели повозрастной рождаемости религиозной секты гуттеритов (браки, заключенные в 1920-х гг.). У гуттеритов уникально сочетаются хорошие санитарные условия, высокий уровень жизни, низкая смертность и неограничиваемая рождаемость. 

    Э. Коул разработал индексы рождаемости (индексы Коула) для сравнения фактического уровня рождаемости со стандартом.

    По  расчетам Коула, население России использует максимальный потенциал рождаемости лишь на 10 %.

    Российский  демограф В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного подхода, исходил  из того, что использовать рождаемость  гуттеритов в качестве стандарта естественной рождаемости нельзя из-за уникальности этого субнаселения. По его мнению, таким стандартом может быть только стандарт, разработанный на основе математической модели репродуктивного процесса, так как только в этом случае можно использовать массовые фактические данные. По мнению В.А. Борисова, более правильно определять не максимум, а минимум ЕР, чтобы быть уверенным, что уровень естественной брачной рождаемости не опустится ниже этого минимума в нормальных санитарных условиях. Свой стандарт естественной рождаемости В.А. Борисов назвал гипотетическим минимумом естественной рождаемости, или ГМЕР. По его мнению, естественная повозрастная брачная рождаемость может быть ниже определенных значений только при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

    Недоучет  числа родившихся;

    Высокая доля бесплодных браков;

    Высокая доля раздельно живущих супругов;

    Намеренное  ограничение числа рождений в  браке (это основной фактор репродуктивного  поведения).

    Важным  недостатком ГМЕР и индексов Коула является их нормативность, а также возможность использования только в годы, близкие к переписи населения, поскольку для их расчета необходимы данные о брачной структуре населения

    Эмпирический  подход к измерению влияния репродуктивного  поведения на уровень рождаемости  исходит из совершенно других предпосылок. В рамках этого подхода не предполагается априорного существования какого-либо стандарта естественной рождаемости. Разработка эмпирического подхода  связана с именами американских социологов К. Дэвиса, Дж. Блейка, а развитую форму он получил в работах  Дж. Бонгаартса и его коллег.

    Дж. Бонгаартс исходил из традиционного представления о существовании некоторого биологического потенциала  рождаемости (плодовитости), степень реализации которого определяется действием ряда биологических и социальных факторов. В результате их совместного действия и формируется тот фактический уровень естественной рождаемости (ее суммарного коэффициента), который фиксируется демографической статистикой. Факторный анализ показал, что из всей совокупности этих факторов ("промежуточных переменных рождаемости") решающую роль играют всего пять, названные  Бонгаартсом "непосредственными детерминантами рождаемости":

Информация о работе Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы