Родительская семья в оценке подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:29, статья

Описание

Специалисты в области исследований семьи подчеркивают, что история семьи в России, как и во всех других странах мира, тесно связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Общий вектор развития института семьи под влиянием модернизационных процессов связывается с оформлением частных социальных отношений и частных форм организации жизни, усилением установок на индивидуализацию членов семьи, становлением более демократичных отношений между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи.

Работа состоит из  1 файл

социология основное.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)

КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии и социологии

 

 

 

 

 

 

 

Вторичное социологическое  исследование.

Тема «Родительская семья  в оценке ребенка»

 

 

 

 

             

 

                                          Выполнили: 2 курс, 277 группа Саая Ч.Ш.,Оюн Ш.В.

                                          Проверил: доцент Косачева В.И.

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2012 г

1.Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // СОЦИС, 2011 г, №11

Специалисты в области исследований семьи подчеркивают, что история  семьи в России, как и во всех других странах мира, тесно связана  с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Общий вектор развития института семьи под влиянием модернизационных процессов связывается с оформлением частных социальных отношений и частных форм организации жизни, усилением установок на индивидуализацию членов семьи, становлением более демократичных отношений между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи.

Процесс развития и изменения семьи  как социального института, обеспечивающего  трансляцию социальных ценностей от поколения к поколению, тесно  связан с вопросами стабильности общества. В этой связи особый интерес  представляет характер развития семьи  и семейных отношений в условиях современной российской действительности, когда общество, пережившее этап коренной ломки и реформирования всех сторон общественной жизни, выходит на этап стабилизации, но уже на новом витке  своего развития.

Анализ желаемого числа детей  дает представление, во-первых, о сформировавшейся у населения идеальной, с точки  зрения детности, модели семьи и, во-вторых, помогает оценить репродуктивный потенциал общества через призму его нормативной регуляции.

Родительская семья является основным институтом, выполняющим функцию  формирования репродуктивных желаний  индивида.

Финансово-материальные проблемы и  проблемы со здоровьем у мужчин и  женщин в качестве причин отказа от желаемого числа детей незначительно  дифференцированы. Однако по таким показателям, как «страх за будущее своих детей», «моральная, психологическая неготовность», «дети как помеха полноценной личной жизни, профессионального развития», позиции мужчин и женщин имеют различия. Так, мужчины проявили большую моральную и психологическую готовность к реализации своих репродуктивных предпочтений, чем женщины.

Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, морально-психологическая  неготовность женщины может служить  результатом нестабильности современной  семьи, когда , в случае развода, женщина с детьми оказывается в более уязвимом положении, чем мужчина. Во-вторых, мужчины в отличие от женщин менее склонны признаваться в своей неготовности к чему-либо.

Анализ влияния социальных факторов на соотношение желаемого и имеющегося числа детей показывает, что уменьшение рождаемости – это, главным образом, социокультурная проблема, проблема все большей распространенности внесемейной направленности ценностных ориентаций, ослабления ценностей фамилизма.

Основа эффективной семейно-демографической  политики и ключевое условие успешной ее реализации заложены в социокультурном  фундаменте нашего общества. Не уменьшая значимости материальной поддержки  социально уязвимых семей, мы считаем, что семейно-демографическая политика должна базироваться на принципе возрождения  семейных ценностей. А это означает повышение социального статуса  и престижа многодетной семьи  с 3-4 детьми, формирование у молодежи репродуктивных установок. Сегодня, как  никогда ранее, становится очевидным, что полная 2-3-4-детная семья является гарантией стабильного функционирования и развития общества. Только такая  семья обеспечивает демографический  баланс в обществе, моральное, физическое, психологическое здоровье нации, успешное функционирование всех его институтов.

2.Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // СОЦИС, 2005 г, №1

Важной задачей для семьи  и общества является урегулирование и профилактика межпоколенных конфликтов, особенно в социально недозволенных формах проявления, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. По мнению опрошенных, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. 58% респондентов в этой связи отметили, что государство и общество должны помогать молодым семьям в решении жилищных проблем, 39% подчеркнули важность решения экономических проблем (низкая заработная плата, безработица, удорожание жизни).12% полагают необходимым участие государства в  развитии социального обслуживания семей, 11%- семейного консультирования. Необходимыми условиями этого респонденты считают стабильность в государстве(29%), соответствующую законодательную базу, правоохранительные нормы (7%).От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений (57%), повышение культуры взаимоотношений в семье (33%).При том, что треть опрошенных полагают, что в семье поколения могут самостоятельно урегулировать свои отношения, без постороннего вмешательства, 32% обратились бы за помощью к авторитетным членам семьи (32%), старшим представителям рода (10%). Многие обратились бы специалистам: психологам (38%), социальным работникам (10%), юристам (7%), педагогам (6%), в отдельных случаях- к медицинским работникам (4%) и сотрудникам милиции (3%).Это также указывает на важную роль социальных служб в оказании всесторонней помощи семьям, на необходимость укрепления семейной политики в целом.

3.Гурко Т.А.Вариативность представлений в сфере родительства // СОЦИС,  2000 г, №11

Стереотипы в сфере родительства, в том числе гендерные, вероятно, относятся к числу наиболее устойчивых. Биологический диморфизм полов изначально предназначен для физического воспроизводства, но в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается и к социальному воспроизводству, особенно к уходу за детьми, а также к социальной конструкции «женского» в целом. Именно «материнская обязанность» выступает основным аргументом дискриминации женщин и разделения труда по признаку пола в социальной сфере, распространяясь по инерции даже на женщин, не имеющих детей, или тех, которые эти обязанности уже выполнили. С другой стороны, поскольку уход и воспитание предписывается женщинам, данная сфера считается не престижной. Не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей роль мужчин выглядит значительно скромнее.

Один из показателей тенденции  разделения институтов брака и родительства является сознательный отказ супругов от детей. В России это явление не поучило столь широкого распространения, как на Западе, хотя некоторые статистические показатели свидетельствуют об увеличении числа таких случаев.

Нормативность и обязательность деторождения, обусловленные традициями сельского  образа жизни и в значительной мере стимулированные социальной политикой  советского времени, постепенно уходят из российской культуры. Важными факторами  являются материальные проблемы и, главное, - нестабильность и непредсказуемость  социально-экономической ситуации на фоне очевидного удорожания «цены  ребенка». Подтверждением изменения  социокультурной модели планирования семьи может служить тот факт, что среди младшей возрастной группы более 50% и мужчин, и женщин считают, что супругам лучше заводить ребенка, когда семья «встанет на ноги»; подавляющее же большинство  представителей старшего поколения  выбирали ответы: «в первый год после  свадьбы» или «как бог даст».

Родительская социализация мальчиков  и девочек является одним из источников конструирования гендера. Самыми важными качествами для мальчиков и мужчины, и женщины считают «честность, правдивость». Для девочек это качество также является наиболее важным, судя по ответам опрошенных в Туле. В Санкт-Петербурге, по мнению женщин и мужчин, наиболее важное качество для девочек – «чуткость и внимательность к другим людям». На втором месте для мальчиков стоит «ответственность, умение держать слово»; для девочек – в Санкт-Петербурге это «честность, правдивость», для жителей Тулы – «аккуратность, умение содержать вещи в порядке». И на третьем месте – для мальчиков «целеустремленность, усердие в достижении успехов», для девочек – «аккуратность, умение содержать вещи в порядке»- по мнению женщин и мужчин Санкт-Петербурга; «чуткость и внимательность к другим людям» - по мнению женщин Тулы, и «умение вести себя на людях, хорошие манеры»- по мнению мужчин этого города. Таким образом, можно видеть, что хотя «честность» и стоит на первом месте в воспитании и мальчиков, и девочек, следующие по приоритетности качества исключительно конформистские для девочек, а для мальчиков – качества «саморазвития личности».

Таким образом, динамику представлений  в сфере родительства можно наблюдать по ряду вопросов, основываясь на сравнении мнений различных возрастных групп респондентов. Можно говорить о том, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с «советским» гораздо реже встречаются такие стереотипы, как «долг каждой женщины быть матерью, а мужчины - отцом», «дети должны непременно жить с матерью после развода», а также осуждающие супругов, которые могут, но не хотят иметь детей, и т.д. Примечательно, что межпоколенческие различия оказываются более существенными, нежели различия во взглядах по полу. Трансформация социокультурных ценностей на протяжении последнего десятилетия в Росси происходит достаточно интенсивно даже в таких консервативных институтах, как семья и родительство. Отсутствие регулярной переписи населения не позволяет судить о демографических изменениях. Чтобы обстоятельнее изучить новые тенденции в родительских практиках, необходимо проведение специальных исследований.

4.Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // СОЦИС, 2002 г, №11

Из множества проблем, которые  эксперты ООН выделяют в отношении  девочек подростков, для России стали  актуальными принуждение к сексуальным  отношениям, вынужденная проституция, психологическое насилие в период ухаживания, аборты, сложности выживания  для несовершеннолетних матерей, насилие  в браке.

В сегодняшней России можно наблюдать  снижение возраста «взросления», что  исторически достаточно закономерно  – в сложные периоды социально-экономического развития ожидается, что дети «взрослеют»  раньше. С одной стороны, это положительное  явление. С другой стороны, из общественных рассуждений часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение  подростков по многим вопросам, включая  развитие их правового сознания, а  также создание системы служб  помощи для их адаптации к взрослой жизни.

В результате, в частности, возникают  незапланированные беременности среди  несовершеннолетних, исходы которых  всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные  ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка.

Помимо вопросов репродуктивного  и сексуального здоровья, существует множество проблем взаимоотношений  юношей и девушек, в том числе  сексуальных, в период ухаживания, в  браке, после рождения ребенка. В  число факторов снижения числа подростковых беременностей, например, в США включают не только более активное использование  контрацепции, но и «широкое осознание  проблемы власти, молодые девушки  чаще говорят «нет», а молодые  люди чаще относятся к их желанию с уважением». Но этому обстоятельству во многом способствовала рефлексия относительно гендерной компоненты программ сексуального просвещения. Прежнюю, возможно, уже не воспринимающуюся молодежью мораль о «женской чести» и «мужском достоинстве» необходимо «модернизовать» в новых понятиях, на языке прав, восприятия личностных качеств вне зависимости от пола, ненасилия, что могло бы способствовать повышению толерантности во взаимоотношениях между полами в будущем. Кто может заниматься этими вопросами, пока неясно.

5.Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // СОЦИС, 2001 г, №11

В заключение следует подчеркнуть, что проблемы семьи в целом  и неполной семьи как ее структурной  составляющей достаточно часто становятся предметом внимания российского  правительства. Только в 1999г. было принято 22 нормативных документа федерального уровня (федеральные законы, постановления  Правительства РФ, постановления  отдельных министерств), способствующих повышению социальной защищенности семей. Применительно к неполным семьям следует упомянут, прежде всего, федеральные законы «О государственной социальной помощи» и «О потребительской корзине в целом», а также постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и распоряжение Правительства РФ «О плане мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности». Принимаются меры по созданию условий трудовой занятости несовершеннолетних, обеспечению социально незащищенных семей медицинским обслуживанием, профилактике девиантного поведения детей и подростков. Все эти действия правительства, безусловно, способствуют адаптации семей к современным социальным условиям российского общества. Однако опыт показывает, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

6.Дементьева И.Ф. Факторы риска современного детства // СОЦИС.- 2011 г.- №10

Конвенция ООН о правах ребенка  провозглашает его право жить и развиваться в семье своих  родителей. Семейный кодекс РФ подтверждает это в ст. 54. Однако практика показывает, что пребывание ребенка в родительской семье далеко не всегда является оптимальным условием его успешного физического и интеллектуального развития. Подтверждением служит число детей, отобранных у родителей, которые не исполняли должным образом своих обязанностей по воспитанию: в 2009 г. было изъято из семей 72012 детей (в 2005г.- 69664) [положение …, 2010:24].

Одновременно происходит изъятие  детей из семей без лишения  родительских прав: по данным Рособразования, в 2005г. зафиксировано 4214 случая, а в 2009г.- 7645 (Российский статистический ежегодник, 2010:30).

В России каждый 38й ребенок лишен  родительской заботы и живет в  государственных учреждениях, патронатных  семьях или у опекунов. Россия занимает сейчас первое место в мире по числу  детей, воспитывающихся вне семьи, опережая Украину, где их в два  раза меньше, а также Киргизию, Азербайджан  или Сербию, где их в пять раз  меньше.

Следующий фактор риска- жестокое обращение с ребенком как в семейной, так и в несемейной среде. В рамках Конвенции ООН о правах ребенка этой международной проблеме уделяется несколько статей (ст. 6, 16, 19). Однако в ряде случаев ситуацию в России следует рассматривать как весьма тревожную. По данным статистики, ежегодно 2 млн. детей избиваются родителями, в том числе каждый десятый умирает от полученных побоев; 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством; около 40% сексуальных насильников несовершеннолетних являются родственниками жертв насилия; более 50тыс. детей уходят из дома (насилие в семье, 2010:3).Закон, запрещающий родителям использовать физическое наказание как метод воспитания детей, был впервые принят в Голландии еще в 1850г., в Швеции- в 1953г., в Дании –в 1968г. В России до настоящего времени такого закона нет.

Информация о работе Родительская семья в оценке подростка