Система профилактики и искоренения
насилия в отношении детей
в России постепенно начинает работать.
В отдельных случаях результатом
является прерванный цикл насилия и
нормализация внутрисемейных отношений.
Вместе с тем есть свидетельства,
которые раскрывают пробелы системы.
Профилактике насилия не хватает
системности. Средства массовой информации,
милиция, социальные работники, социологи,
психологи, социальные педагоги и медики
– все профессионалы, - учреждения
и гражданское общество могут
и должны выступать единым фронтом
против насилия над детьми.
Рабочая программа
исследования.
Проблемная ситуация
в мире и в стране: Глобальные экологические проблемы
тесно связаны с другими глобальными мировыми
проблемами, они влияют друг на друга и
возникновение одних приводит к возникновению
или обострению других. Например, такая
сложнейшая мировая проблема как демографическая,
порождаемая взрывным ростом населения
планеты, приводит к резкому увеличению
нагрузки на окружающую среду благодаря
увеличению потребностей людей в продовольствии,
энергии, жилье, промышленных товарах
и т.д. Очевидно, что без решения демографической
проблемы, без стабилизации численности
населения невозможно сдержать развитие
кризисных экологических процессов на
планете.
В
свою очередь экологические проблемы
опустынивания, обезлесения, вызывающих
деградацию и гибель сельскохозяйственных
земель, приводят к обострению мировой
продовольственной проблемы. Велика
экологическая опасность такой
глобальной проблемы, как военная. Войны
в Персидском заливе с колоссальными
нефтяными пожарами лишний раз это
доказали.
Ухудшение
состояния окружающей среды приводит
к значительным экономическим издержкам
в результате деградации природных
ресурсов, загрязнения, ухудшения здоровья
населения. Влияние экологического
фактора на экономический ущерб
и здоровье в мире показано ниже.
Проблема: Казалось бы, наиболее безопасное для
детей место – это собственный дом и семья.
Однако факты ставят это утверждение под
сомнение. В США регистрируется примерно
1400 случаев гибели детей, причиной которой
стали действия (в том числе, и преступное
бездействие) взрослых. А по оценкам Университета
Теннеси, ежегодно в США по вине взрослых
погибают до 4 тыс. детей, кроме того, фиксируется
до 116 млн. случаев дурного обращения с
детьми.
По данным российской статистики,
от двух до двух с половиной тысяч
детей ежегодно погибают от домашнего
насилия, около 2 миллионов несовершеннолетних
в возрасте до 14 лет избивают родители,
более 50 тыс. детей ежегодно убегают
из дома, спасаясь от жестокого обращения,
25 тыс. из них находятся в розыске,
около 2000 ежегодно сводят счеты с
жизнью, более 50% преступлений в
быту совершается в присутствии детей,
30-40% всех тяжких насильственных преступлений
в России совершается в семье. Число беспризорных
в нашей стране продолжает расти, оно уже
достигло 3-4 млн.
Цель исследования: Проблемы воспитания и социализации
подростка в семье.
Задача: изучить мнение подростков о взаимоотношениях
в родительской семье
Объект исследования: Родительская семья.
Предмет исследования: взаимоотношения между родителями и
детьми
Гипотеза
исследования: Из строителей светлого будущего и бунтарей-революционеров
молодёжь превратиться в апатичных иждивенцев
и потребителей. Молодёжь будет страдать
общим упадком нравов, морали, потерей
общечеловеческих ценностей о родительской
семье. Гражданская активность молодёжи
рассматривается через личную жизненную
позицию, систему ценностей, участие в
значимых общественных и политических
проектах, которые сформировались при
воспитании родителями. Не меньшее значение
при оценке уровня гражданственности
молодёжи уделяется её патриотическим
настроениям, связываемым в восприятии
"взрослых" с ориентацией на российскую,
а не западную культуру, отношением к службе
в армии, укорененностью в местной культуре,
миграционными планами и многим другим.
Исследование.
Процесс развития и изменения
семьи как социального института,
обеспечивающего трансляцию социальных
ценностей от поколения к поколению,
тесно связан с вопросами стабильности
общества. В этой связи особый интерес
представляет характер развития семьи
и семейных отношений в условиях
современной российской действительности,
когда общество, пережившее этап коренной
ломки и реформирования всех сторон
общественной жизни, выходит на этап
стабилизации, но уже на новом витке
своего развития. Родительская семья
является основным институтом, выполняющим
функцию формирования репродуктивных
желаний индивида. Способы воспитания
устойчиво передаются из поколения в поколение,
дети, вырастая, усваивают те же воспитательные
приемы и меры, которые применяли к ним
родители. Опрос подтвердил, те, кого в
детстве родители часто наказывали, склонны
поступать так же. Особо ярко это проявляется
среди родителей, имеющих детей в возрасте
до 18 лет. Чем чаще наказывали в детстве,
тем шире, по его мнению, распространено
телесное наказание в современном обществе,
тем оно более допустимо и оправдано разнообразными
обстоятельствами. Кого в детстве не наказывали,
более уверенно говорят о неприемлемости
физических воздействий. Значит, у их детей
больше шансов на спокойное и радостное
детство. Но, конечно, отношения родителей
и детей зависят не только от семейных
традиций. Ведь семья подвержена многочисленным
рискам современного общества. Существует
множество проблем взаимоотношений юношей
и девушек, в том числе сексуальных, в период
ухаживания, в браке, после рождения ребенка.
Прежнюю, возможно, уже не воспринимающуюся
молодежью мораль о «женской чести» и
«мужском достоинстве» необходимо «модернизовать»
в новых понятиях, на языке прав, восприятия
личностных качеств вне зависимости от
пола, ненасилия, что могло бы способствовать
повышению толерантности во взаимоотношениях
между полами в будущем. Таким образом,
динамику представлений в сфере родительства
можно наблюдать по ряду вопросов, основываясь
на сравнении мнений различных возрастных
групп респондентов. Можно говорить о
том, что среди молодого поколения и женщин,
и мужчин в сравнении с «советским» гораздо
реже встречаются такие стереотипы, как
«долг каждой женщины быть матерью, а мужчины
- отцом», «дети должны непременно жить
с матерью после развода», а также осуждающие
супругов, которые могут, но не хотят иметь
детей, и т.д. Примечательно, что межпоколенческие
различия оказываются более существенными,
нежели различия во взглядах по полу. Пребывание
ребенка в родительской семье далеко не
всегда является оптимальным условием
его успешного физического и интеллектуального
развития. В России каждый 38й ребенок лишен
родительской заботы и живет в государственных
учреждениях, патронатных семьях или у
опекунов. жестокое обращение с ребенком
как в семейной, так и в несемейной среде.
Независимо от причины возникновения
неполной семьи (развод, смерть одного
из родителя, внебрачное рождение)дети
оценивают свой статус в ней как неполноценный,
заниженный. Отношения в семье, где воспитывалась
несовершеннолетняя мать, более половины
всех опрошенных вне зависимости от возраста
определяют как «скорее плохие, чем хорошие».
Неблагополучными их считают как мужчины,
так и женщины. К основным причинам ранней
рождаемости отнесены; пропаганда СМИ
вседозволенности, сексуальная революции;
воспитание подростка как свободного
человека, который самостоятельно выбирает
свою жизнь. Один из экспертов добавил,
что раньше стиль воспитания был авторитарным:с
подростками обращались как с неопытными
личностями, которые должны во всем слушать
старших, признавался авторитет родителей.
В настоящее время к детям относятся более
гуманно, перизнавая их право на свободу
выбора, что иногда и приводит к несовершеннолетнему
материнству. Еще одна причина – это отсутствие
у несовершеннолетнего ответственности
за собственные действия. В поисках позитивного
решения проблем, связанных с демографическим
кризисом, надо, учитывая опыт европейских
соседей, искать собственный путь. Например,
формирование мотивации на активизацию
репродуктивного поведения супругов,
а также в усилении роли большой многопоколенной
семьи как фактора демографического развития.
Проблемы семьи в целом и неполной семьи
как ее структурной составляющей достаточно
часто становятся предметом внимания
российского правительства. Принимаются
меры по созданию условий трудовой занятости
несовершеннолетних, обеспечению социально
незащищенных семей медицинским обслуживанием,
профилактике девиантного поведения детей
и подростков. Важной задачей для семьи
и общества является урегулирование и
профилактика межпоколенных конфликтов,
особенно в социально недозволенных формах
проявления, приводящих к негативным последствиям
для личности, семьи и общества.
Выводы:
- Данные исследований свидетельствуют об остроте проблемы воспитания подростков в современных условиях. Главной предпосылкой развития этой проблемы в нашей стране является спад морально-этических ценностей семьи в оценке подростка.
- Исследования показали, что полноценность и благополучность семьи играет существенную роль в воспитании подростка.
- Отношение в семье является основополагающим фактором в формировании у подростка идей относительно о родительской семье.
Предложения:
- Во избежание проблем в воспитании подростков родители должны с самого раннего детства хорошо относится к ребенку и не компрометировать себя в глазах ребенка.
- Перед тем как обзавестись ребенком молодые пары сначала должны твердо стоять на ногах, чтобы ребенок рос в благополучной семье.
- Лучше всего нужно воспитывать подростка в полноценной семье, где имеются оба родителя.
- Родители должны воспитать в ребенке такое качество, как уважение семейных ценностей.
- Для решения этой проблемы необходима поддержка правительством семей с детьми.
Уважаемый респондент!
Проблема взаимоотношения родителей
и подростков существовала всегда.
На сегодняшний день увеличилось число
детей в детских домах, а также увеличилось
число подростков, у которых проблемы
в семье.
Настоящее исследование посвящено
проблеме воспитания подростков в семье.
Мы бы хотели узнать Ваше мнение по данной
проблеме. Предлагаем ответить на вопросы
анкеты. Заранее благодарим за участие
в исследовании.
АНКЕТА
- Сколько детей, на Ваш взгляд, лучше всего иметь сегодня?
- ни одного
- одного
- 1-2 ребенка
- 3-х детей
- 4-х и более
- Кто, по Вашему мнению, должен выполнять домашние дела?
- домашную работу в основном выполняет жена, а муж помогает ей в случае необходимости
- домашние дела распределяются между супругами в зависимости от склонностей и загруженности в общественном производстве
- домашние дела распределяются между супругами поровну
- Кто, на Ваш взгляд должен обеспечивать материальное благосостояние семьи?
- В основном муж
- В основном жена
- Супруг, способный на более производительный труд
- Оба супруга в равной мере
- Другой ответ (напишите) _____________________________________________
- Считаете ли Вы, что нужно воспитывать детей так, как Вас воспитывали Ваши родители?
- Да, так же
- В чем-то так, в чем-то иначе
- В общем иначе
Если же иначе, то почему?____________________________________________
- Кого из вашей семьи Вы считаете наиболее семейным?
- Отец
- Мать
- И мать, и отец
- Другое лицо, кто? ____________________________________________________
- Кто в Вашей семье чаще бывает виновником конфликта?
- В основном, я
- В основном будущий супруг(а)
- Оба в равной степени
- Кто еще?(напишите) _________________________________________________
- Как Вы оцениваете отношения между Вашими родителями?
- Хорошими
- Иногда хорошими, иногда плохими
- Плохими
- Никаких
- В последнее время увеличивается число рожавших девушек-подростков. Как Вы к ним относитесь?
- Я одобряю любую девушку, родившую ребенка
- Я одобряю только тех девушек, которые пошли на это сознательно и воспитывают ребенка
- Я осуждаю любую родившую девушку-подростка
- Я не берусь их судить
- Что, по Вашему мнению, лучше для ребенка: жить в семье, где отношения между родителями не сложились, или в семье с одним родителем?
- Ребенку в любом случае лучше жить и с матерью, и с отцом
- Ребенку лучше жить с одним из родителей, чем в неблагополучной семье
- Трудно сказать
- Кому из родителей Вы доверите восритывать подростка после развода?
- Матери
- Отцу
- Тому родителю, который может обеспечить лучшие условия для воспитания ребенка
- Другое мнение (напишите) ____________________________________________
В заключение несколько общих
вопросов
- Ваш пол
- Ваш возраст(число исполнившихся лет)___________________________________
- Какое у Вас образование
- Неполное среднее (5-9 классов)
- Среднее общее (10-11 классов, среднее ПТУ)
- Среднее специальное (техникум)
- Высшее и незаконченное высшее
- Место жительства (город, село) __________________________________________
- Социальное положение
- Рабочий
- Служащий
- Домохозяйка
- Учащийся
- Место учебы (работы)___________________________________________________
- Ваша национальность ___________________________________________________
Список литературы
1.Варламова С.Н., Носкова
А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных
установках россиян // СОЦИС, 2011 г, №11
2.Вдовина М.В. Межпоколенные
конфликты в современной российской семье
// СОЦИС, 2005 г, №1
3.Гурко Т.А.Вариативность
представлений в сфере родительства //
СОЦИС, 2000 г, №11
4.Гурко Т.А. Опыты сексуальных
отношений, материнства и супружества
несовершеннолетних женщин // СОЦИС,
2002 г, №11
5.Дементьева И.Ф. Негативные
факторы воспитания детей в
неполной семье // СОЦИС, 2001 г, №11
6.Дементьева И.Ф. Факторы
риска современного детства //
СОЦИС.- 2011 г.- №10
7.Пациорковский В.В., Пациорковская
В.В. Большая семья в демографической ситуации
России // СОЦИС, 2009 г, №3
8.Скутнева С.В. Раннее
материнство // СОЦИС, 2009 г, №7
9.Ярская-Смирнова Е.Р., Романов
П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие
над детьми. Стратегии объяснения
и противодействия // СОЦИС, 2008 г,
№1