Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:58, реферат

Описание

Целью работы является изучение роли образования в различных сферах жизни современного общества. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
Анализ роли образования в экономической сфере жизни общества;
Изучение социальных функций образования;
Характеристику роли образования в культурной сфере;
Анализ социально-политических функций образования.

Содержание

Введение…...…………………………………………………………..………………..3
1. Функции образования в экономической сфере…………………………...….……4
2. Социальная роль образования…………………………………………………..10
3. Функции образования в сфере культуры……………………………….………20
4. Образование и его роль в социально-политической сфере……….......………...23
Заключение………...…………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………...…………….….…………26

Работа состоит из  1 файл

Социология_Роль образования.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

«Роль образования в экономической, политической

и духовной жизни общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                             Введение…...…………………………………………………………..………………..3

1. Функции образования в экономической сфере…………………………...….……4

2. Социальная роль образования…………………………………………………..10

3. Функции образования в сфере культуры……………………………….………20

4. Образование и его роль в социально-политической сфере……….......………...23

Заключение………...…………………………………………………………….25

  Список использованной литературы……………...…………….….…………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

     Конец XX и начало XXI века прошли под знаком глобальных перемен в производстве, науке и технике, произошел переход к новому типу общества, получившему название информационного (постиндустриального). Развитие научно-технического прогресса и структурные изменения в экономике предъявили совершенно иные требования к квалификации рабочей силы. Подготовленная рабочая сила более активна и адаптивна, она скорее принимает инновации. В основании квалификации, компетентности и специального знания лежит образование. Выступая основным звеном процесса воспроизводства совокупной рабочей силы, система образования стала играть значительную роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны. В развитых странах образование стало рассматриваться как важнейший источник экономического роста. Однако не только экономическими факторами обусловлена специфика современного образования: на него оказывают влияние и культурные, и социальные, и политические воздействия. Причем характер этих воздействий двухсторонний, так как уровень развития образования во многом предопределяется положением дел в перечисленных сферах.

     Целью работы является изучение роли образования  в различных сферах жизни современного общества. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

  1. Анализ роли образования в экономической сфере жизни общества;
  2. Изучение социальных функций образования;
  3. Характеристику роли образования в культурной сфере;
  4. Анализ социально-политических функций образования.

    Работа  основана на изучении учебной и научной  литературы по теме.

 

  1. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
 

     Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. На определенных этапах развития экономики образование начинало развиваться особенно активно и продуктивно. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Так, в странах с низким и средним уровнями доходов мальчики и девочки получают только те практические знания, которые нужны им для занятия сельским хозяйством1. Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды. Однако следует обратить внимание и на то, что образование как социальный институт базируется и воспроизводит те экономические принципы функционирования общества, которые характерны для его текущего существования. Это воспроизводство социального неравенства, конкурентность, потребительские стандарты. Для социологов понимание влияния экономических норм и стандартов на образовательные системы является очень важным.

     Образование и профессиональная подготовка имеют огромное значение для роста и развития производства. По мнению американских специалистов, этот фактор был главным условием экономического роста и увеличения производительности труда на протяжении XX в., он будет определять и дальнейшую экономическую перспективу.

     Нельзя  не отметить, что массовые и типичные формы образования (школа, среднее  и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов. Развитость этих форм связана прежде всего с тем, что обучение на рабочем месте является более гибким и предметным, т. е. прямо отражающим потребности любого сектора экономики. Оно непосредственно увязано со стратегическими целями, характером продукции и рыночным положением предприятия, с числом членов группы, организационной культурой и традициями. Обучение без отрыва от производства прямо направлено на увеличение эффективности качества труда, т. е. на усиление конкурентоспособности. Стимулы к обучению практическому использованию полученных знаний также более значительны, чем при других формах получения образования. Действительно, очень трудно сравнить мотивацию на учебу студента, который даже не знает, какого рода работу он сможет получить, с положением специалиста, который после повышения квалификации может занять более престижное положение.

     С количественной точки зрения функция формирования профессионального состава населения отвечает за производство нужного количества профессиональных работников и качество их подготовки. Трудно сегодня представить себе, что исчезли носители каких-либо профессий, будь то инженеры, уборщики мусора, пожарные или певцы: тогда сразу бы появился мощный дисбаланс не только в экономике, но в жизни любого общества, произошли серьезные профессиональные, а главное, социальные сбои в функционировании любого государства, более того, могли бы возникнуть проблемы планетарного характера. В качестве примера можно привести забастовки авиадиспетчеров, водителей транспорта, которые уже неоднократно парализовали деятельность жителей европейских стран.

     Таким образом, воспроизводство профессионального состава населения, хоть и является во всем мире важнейшей функцией образования, осуществляется под воздействием экономики, на базе ее потребностей и запросов. Конечно, запрос к системе образования не ограничивается только экономикой, финансами, промышленностью, он связан и с различными социальными и культурными потребностями людей2.

     Во  взаимодействии с экономикой образование работает не непосредственно и прямо, а опосредованно, выполняя своеобразный заказ (краткосрочный и долгосрочный) самых различных областей практики. В значительной степени образование обеспечивает потребности всех областей деятельности государства, различных крупных корпораций (в том числе, и транснациональных), частного и общественного сектора. Естественно, что система образования не может изменить пропорции занятости и в значительной мере им следует, хотя хорошо известны случаи как перепроизводства специалистов, так и их нехватки, т.е. дисбаланса национального производства кадров. Если в советский период было перепроизводство инженеров, то в постперестроечное время стало слишком много экономистов и юристов. Некая ригидность, запаздывание реакции системы производства квалифицированных кадров характерно для образовательных систем. Следует отметить, что в ситуации нехватки кадров образование реагирует более оперативно, применяя различные гибкие схемы — например, готовя специалистов по укороченным программам, активно подключая системы переподготовки кадров по близким специальностям, кооперируясь с производственными системами и т. д. Система образования скорее воздействует на национальную экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство и обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу.

     Для экономики и образования, связанных  между собой различными узами, важной является система обратной связи. Как  идея, она принята обеими сторонами, однако ее формы и закрепленность в практике оставляет желать лучшего. И вопрос касается не только качественного и количественного состава выпускаемых кадров, но и соответствия содержания подготовки выпускаемых специалистов требованиям конкретных рабочих мест. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки на различных рабочих местах. Обучение не прекращается с началом трудовой деятельности. Эта схема представлена здесь в краткой форме, во многих странах она имеет более разветвленную и сложную форму.

     При подготовке профессиональных кадров образование не просто передает знания и умения, создает мотивацию обучения. Оно в какой-то мере меняет и качество человека, создавая для него новые ориентиры (создания карьеры, саморазвития), ставя иные задачи (компетентность, ответственность). В связи с этим стоит остановиться на эффекте профессионального мышления специалистов как особом образовательном феномене. Качественная сторона этого эффекта связана с формированием производственных качеств работника. Здесь речь идет о вовлечении в сферу образования человека его личностных свойств. Например, для исследователя важен момент точного, обоснованного отражения истины. Для педагога и врача важно выполнение принципа «не навреди» и т. д.

     Направленное  развитие определенных качеств предполагается при любом виде профессионального обучения. Не всегда оно формируется целенаправленно, чаще всего это осуществляется уже в различных формах профессиональной деятельности. Например, внимание к человеку, его внутреннему миру формируется у социолога, когда он ведет интервью. Навык аналитического мышления развивается при написании рефератов, диплома. Однако очевидно, что каждая профессия требует своего «рисунка», определенного сочетания профессиональных качеств, появления своеобразного стиля.

     Эффект  профессионального мышления выражается чаще всего в том, что осмысление происходящего в профессии, будь то повседневная практика или инновационные решения, создает некий «эффект призмы», через которую профессионал все воспринимает. Так, например, террористический акт психолог видит через страдания людей, военный видит в нем определенную операцию, политик будет рассматривать возможность переговоров или воздействия силовыми способами. Появление профессионального мышления уже говорит о самом высоком качестве специалиста — его профессиональном мастерстве.

     В советской и российской социологии и психологии по-прежнему существует особое направление, которое называется профессиография, профессиология. Оно занимается выяснением тех качеств личности, которые «соответствуют» той или иной профессии. На этой же идее базируются многие методы отбора людей в самые различные профессии. Например, космонавт должен удовлетворять ряду медицинских требований (способность переносить перегрузки), психолог и социолог — уметь общаться, слушать людей и т. д. В ряде профессий это нормативно закреплено на уровне профессиональных требований. Общеизвестно, что многие фирмы за рубежом, а теперь и у нас при приеме на работу используют психологические тесты, различные виды собеседования с целью, как минимум, отсечь тех людей, которым данная профессия противопоказана, которые с высокой вероятностью будут в ней неуспешны3.

     В экономической сфере образование  оказывает серьезное влияние  и на сферу потребления. Речь идет о потреблении как материальных благ (товаров), так и духовных благ — культуры, информации.

     На  начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Причем, в данном случае, речь идет не только о нормах личного поведения, но и о важных общественных нормах. Рассмотрим некоторые из них.

     Существуют  социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими. На бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла. На общегосударственном — это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. Нужно отметить, что экологическое образование в школах, введенное в середине 1990-х гг. в России, уже вносит свой вклад в мышление современных школьников. То же самое относится к рациональным потребительским стандартам. Здесь речь идет о социальной экологии, личной гигиене, разумном питании, безопасности жизнедеятельности людей и правах потребителей.

     В указанной области именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия4.

     Однако, рассматривая роль образования в  экономике страны, нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов. Без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут.

Информация о работе Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества