Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:58, реферат

Описание

Целью работы является изучение роли образования в различных сферах жизни современного общества. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
Анализ роли образования в экономической сфере жизни общества;
Изучение социальных функций образования;
Характеристику роли образования в культурной сфере;
Анализ социально-политических функций образования.

Содержание

Введение…...…………………………………………………………..………………..3
1. Функции образования в экономической сфере…………………………...….……4
2. Социальная роль образования…………………………………………………..10
3. Функции образования в сфере культуры……………………………….………20
4. Образование и его роль в социально-политической сфере……….......………...23
Заключение………...…………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………...…………….….…………26

Работа состоит из  1 файл

Социология_Роль образования.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из механизмов социального контроля в образовании является так называемая «скрытая программа». Под этим термином понимается поведение или установки, которые усваиваются помимо официальной  программы. Учителя в школе и  преподаватели в вузе в той или иной мере транслируют, выражают собственным поведением определенные нормы, образцы, которые одобряются или, наоборот, не принимаются в данной среде. Так учителя в своей подавляющей массе поддерживают в учениках стремление к хорошей учебе. Это проявляется, например, в «эффекте любимчиков», которым уделяется особое внимание. Скрытая программа видна в различном отношении к мальчикам и девочкам (разные требования к ним), хотя идея их равенства давно принята в российских школах. В высшей школе это проявляется в иных формах. Например, один и тот же по содержанию курс каждый преподаватель читает по-своему, делая самые различные акценты. Особенно ярко это видно при передаче этических норм и культурных образцов, что хорошо выражает фраза: «У нас так не принято». Большую роль в формировании скрытой программы играет сама организация, ее история и традиции, что часто выражается такими словами, как: «это университетский стиль», «у нас такие требования».

     Воздействие скрытой программы активнее всего направлено на обретение определенных моральных ценностей и формирование личностных качеств учащихся. Школы служат тому, чтобы признавать, усиливать и отстаивать господствующие ценности через соответствующую обстановку, вознаграждения, наказания. Высшая школа скорее ориентирована на формирование профессиональных качеств, на профессиональное мышление и этику. Скрытая программа выполняет в обучении своеобразную компенсаторную функцию: она «подстраивает» традиционные, формально закрепленные нормы к конкретной ситуации и организации, постоянно их корректирует и дополняет. С ее помощью взрослые ориентируют учащихся, подсказывают им те образцы поведения, которые приняты в данном сообществе, сначала учебном, затем профессиональном. Скрытая программа транслирует особый свод неформальных норм, которые являются подвижными и ситуативными.

     Таким образом, институт образования, применяя социальный контроль, ориентирует учащихся на поддержание нормативного порядка и избегание девиантного поведения. Любые воздействия, находящиеся в сфере социального контроля, направлены на гомогенизацию и интеграцию индивидов, облегчая их включенность в социальные процессы9.

     Важной  социальной функцией образования является социализация индивидов, приобщение их к ценностям общества. Основная часть процесса социализации идет в детском и подростковом возрасте и для большинства молодежи она происходит в специальных учреждениях — детских садах и школах. Причем, отметим, что этот период жизни характеризуется тем, что в нем очень сильно работают механизмы подражания, когда нормы, правила, традиции «впитываются» без рефлексии, серьезного их осмысления детьми. Этапы вторичной социализации, характерные для более взрослого возраста, идут уже по другим правилам, они накладываются на более сформированное сознание, способное к выбору и оценке того, что предлагает общество, к коррекции своего поведения, к собственному опыту.

     Современная российская школа постулирует, что результатом ее деятельности должно быть формирование определенных качеств человека, причем этот процесс происходит как их развитие. В российской традиции учителю в школе отводится роль и обучающая и воспитывающая. Задачи обучения и воспитания пронизывают весь учебный процесс в любых его формах, само по себе воспитание также часто выступает в школе в обучающих формах.

     Социализация  представлена в учебно-педагогическом процессе в самых различных формах и видах. Во-первых, в самом учебном процессе она осуществляется через и с помощью учебного материала. Например, история и литература учат школьников понимать общественные нормы и ценности, демонстрируют одобряемые и подавляемые образцы поведения. Через предметы общественного цикла транслируются знания об обществе, его идеалы. Содержание знания в школьной педагогике базируется на опыте, отобранном и творчески переработанном институтами образования, науки и культуры. В этом опыте содержатся наиболее значимые образцы, которые и транслируются на каждом этапе развития школы.

     Во-вторых, социализация представлена в собственно воспитательной работе. Сегодня постсоветская педагогика только накапливает новый опыт воспитательной работы, поскольку опыт советского времени был отвергнут школой из-за давления идеологии.

     Кроме этого, в современном российском обществе в связи с обнищанием и социальной деградацией некоторых слоев населения школа вынуждена замещать семью. Этот процесс связан и с тем, что государство упустило из своего внимания многие аспекты работы с подростками, в том числе такое явление, как беспризорность детей10. 
 
 
 
 
 

    1.   ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
 

     Традиционно философы, социологи, психологи говорят о том, что институт образования обеспечивает передачу культуры младшим поколениям и в определенном смысле воспроизводит культуру. Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальными общностями его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Образование — фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь получение образования есть не что иное, как пробуждение и реализация потребностей в созидании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и нематериальной культуры самых различных групп и слоев населения11.

     Наиболее  важная роль в процессе трансляции культуры принадлежит школе. Бесспорно, именно в ней закладываются как  основы знаний, так и основы мировосприятия. Именно в школе детям сначала приоткрывается мир культуры и искусства, затем ребенку дают возможность соприкоснуться с ним, затем, если появляется интерес, ребенок может начать осваивать азы какой-то деятельности: писать, рисовать, моделировать. Таким образом, школа не только знакомит детей с культурой, но и дает возможности практически освоить какие-то ее грани, школа ориентирует детей на культуру и создает почву, на которой ребенок может проявить свои задатки, способности. Воистину, школа «окультуривает» детей, причем, достаточно многосторонне. Следует сказать и о трансляции социальной культуры. В школе ребенок осваивает нормы поведения, правила существования в обществе, причем этот процесс происходит под контролем, что помогает не только освоению культуры, но и ее развитию.

     Важный  момент трансляции культуры — трансляция профессиональной культуры, имеющей свои табу, ценностные и этические нормы, своды правил. Эту функцию школа выполняет в малой степени. Ее освоение падает на последующие ступени образования, среднего и высшего. Не случайно в последние годы много публикаций и диссертационных исследований посвящено профессиональной культуре учителя, педагога высшей школы, управленцев. Очевидно, что в этом феномене совмещены профессионализм (как владение профессией) и умение профессионально взаимодействовать с окружающей социальной средой. Особенно видно это в таких профессиях, как политики, управленцы, педагоги, представители СМИ. В этих профессиях профессиональная культура является основой профессионального мастерства.

     К этой же области примыкает воспроизводство  образовательных субкультур: школьной, вузовской, академической, а также субкультур отдельных молодежных групп и движений. Исследования этих субкультур стали особенно многочисленными в последние годы, поскольку они через молодежную среду отразили те изменения, которые произошли за последние десятилетия12. Особый интерес в этом плане несли такие данные, как новые черты молодых поколений начала перестройки, периода президентства Ельцина и Путина, конфликт разных поколений. Причем, эти новые черты отражают главным образом именно социокультурные различия. Поскольку образовательные учреждения являются разновозрастными, именно в них наиболее заметен культурный конфликт поколений. Например, способно ли старое поколение преподавателей, воспитанное в жесткой социалистической системе, формировать новое поколение, живущее в совсем иных экономических и идеологических условиях.

     Одновременно  контингенты учащихся являются одновозрастными поколениями, а потому они объективно становятся питомниками субкультур. Известна субкультура ПТУ, университетов, технических вузов. Эти субкультуры формируют свои системы ценностей, приоритетов, жизненных стратегий и т. д. Поскольку есть эмпирические данные об этих субкультурах советских времен (работы В.Н. Шубкина, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского и др.), социология образования имеет мощный ресурс сравнительных исследований13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ

    В СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 

     Формирование  личности в любой развитой стране давно стало важнейшим интересом государства. В учебном процессе в школе это представлено в виде уроков Конституции, правоведения, сведений о структуре государства, его национальных и социальных ценностях. В старшей школе есть учебный курс «Обществознание», который направлен на решение этих задач.

     Система образования выполняет функцию  привития образовательным сообществам  приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни страны. Начиная со школы, это нормы демократии, диалога и поиска компромиссов в сложных ситуациях. Современные школьники уже нередко заявляют: у нас есть права. В вузах освоение политических норм идет уже более свободно, поскольку студенты участвуют в политической жизни как субъекты (голосуют), кроме того, многие из них участвуют в процессе выборов как «политические агенты» — разносят листовки, участвуют в агитации, входят в рабочие штабы кандидатов. Участвуют они и в работе политических партий и общественных организаций. Этот процесс уже формирует иные политические взгляды и ценности.

     В целом образовательные учреждения активно участвуют в формировании законопослушного правового и политического поведения молодежи, а также в воспроизводстве государственной идеологии. Формирование приемлемых комплексов правовых ценностей, норм и способов поведения населения направлено на создание предпосылок организационной интеграции общества, т. е. на поддержание внутренней целостности общества.

     В современных обществах отношения  политики и образования имеют  особое значение. Именно политические решения высшего уровня определяют стратегические направления развития образования, на самом высоком уровне принимаются решения о необходимости его трансформации и модернизации, задаются его долгосрочные цели. В последние годы российское образование переместилось в центр внимания различных политических сил. Не только педагогическая общественность, но и часть российской элиты, включая депутатов Государственной Думы, начинают осознавать, что именно образование призвано стать важнейшим средством, которое позволит России выйти из затянувшегося кризиса14. Анализ голосования различных фракций в области образования показывает их отношение к этому феномену. При широком обсуждении данных такого рода население имеет возможность выразить свое отношение к позиции депутатов, потребовать проведения той политики, которая отвечает запросам института семьи. Таким образом, политика и образование являются неразрывно взаимосвязанными элементами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Сегодня уже очень многие говорят о  том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни и даже в быту приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему учатся студенты в вузах, но и того, как это происходит. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.

     Знания  – важная экономическая детерминанта общественного развития. Сегодня именно производство знаний служит основным источником долгосрочного роста экономики в развитых странах. Как свидетельствует статистика, 90% ученых и инженеров, работавших в течение всей истории развития человечества, – наши современники, а 90% всего объема знаний создано в последние три десятилетия.

     Важнейшей частью предварительной подготовки работника умственного труда  является образование – такой  же обязательный элемент общества, как культура и искусство.

     Система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для той  или иной страны. Различные виды образования формируют определенную систему.

     Каждая  из подсистем общественной жизни  в некоторой степени оказывает влияние на образовательную систему, при этом образование определенным образом формирует каждую из подсистем. Роль образования в каждой из сфер общественной жизни трудно переоценить.

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учеб. для вузов / Г.Е.Збровский. - 3-е изд., испр. и доп.– М.: Гардарики, 2004. – 591 с.
  3. Петрова, Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. / Т.Э. Петрова. – СПб., 2000. - 244 с.
  4. Смирнова Е.Э. Социология образования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.-192 с.
  5. Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегия образования: различие позиций депутатских объединений Государственной Думы РФ. Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования. // Социос - 2003. - №4. – С.107-112.
  6. Шаронин Ю.В. Роль образования в социально-экономическом развитии общества // Сервис в России и за рубежом. – 2008. - №5. - С. 3 - 8.

Информация о работе Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества