Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 09:58, реферат

Описание

Целью работы является изучение роли образования в различных сферах жизни современного общества. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
Анализ роли образования в экономической сфере жизни общества;
Изучение социальных функций образования;
Характеристику роли образования в культурной сфере;
Анализ социально-политических функций образования.

Содержание

Введение…...…………………………………………………………..………………..3
1. Функции образования в экономической сфере…………………………...….……4
2. Социальная роль образования…………………………………………………..10
3. Функции образования в сфере культуры……………………………….………20
4. Образование и его роль в социально-политической сфере……….......………...23
Заключение………...…………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………...…………….….…………26

Работа состоит из  1 файл

Социология_Роль образования.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Государственное финансирование распределяется внутри образовательных подсистем нередко неравномерно, что ведет к тому, что некоторые подсистемы «отмирают». Например, перевод детских садов в сельских районах на местный бюджет ведет к их закрытию. Закрытие садов, в свою очередь, породило новую учебную проблему. Дети, родители которых не способны дать им дошкольное образование, часто слабее и дольше осваивают школьную программу, у них возникают проблемы в отношениях с учителями и вообще в школьной жизни.

     Поэтому в отношениях образовательной и  экономической общественных подсистем  важна обратная связь. Образование  не только должно удовлетворять экономические  потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы.

    1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
 

     Функция расширения знаний и познания — особая функция образования. Ассоциация образования и знания «неистребима» в сознании практически всех участников образовательного процесса. Знание — это первое, что называет любой человек в связи с образованием. Любая образовательная система нацелена не просто на передачу «порционного знания», наращивания его объема и структурирования со временем. Мыслители древности сформулировали цель иначе: образование — факел, который нужно зажечь, и он должен гореть далее всю жизнь. Сегодня эта формула звучит следующим образом: человека нужно научить учиться, т. е. создать установку на то, что индивид должен освоить технологию работы со знанием, создать установку на самостоятельное получение знания, на учебу с помощью других как собственную, лично ориентированную и постоянную деятельность.

     Таким образом, эффект усложнения деятельности от класса к классу в школе, от курса к курсу в вузе и должен рождать прежде всего установку на дальнейшее расширение и создание определенной системы знаний, на развитие интеллекта.

     Образовательные системы, являющиеся частью общества, выполняют и функции инноваций  в сфере образования и культуры. Однако здесь действует диалектическое противоречие. С одной стороны, институт образования консервативен, поскольку частые изменения в его системе могут иметь разрушительные последствия. С другой, он не может не реагировать на изменения общества, иначе он окажется невостребованным и будет заменен на иные формы. Этот процесс отчасти происходит сегодня, поскольку имеется огромный спектр образовательных учреждений на производстве, создались системы религиозного, политического образования, экстернат, мастер-классы и другие формы образования, которые заполняют ниши, не представленные в сложившемся образовании. Именно социология способна отследить и отрефлексировать изменения образования, связанные с этим процессом. Сегодня уже видны многие изменения, такие как введение платного образования, института гувернерства и репетиторства, введение демократических принципов в управление образованием, установление региональных образовательных стандартов и многое другое. Причем эти нововведения носят и культурный, и социальный характер. Та избирательность, с которой система образования усваивает инновации, свидетельствует о социальности института образования, т.е. его восприимчивости к ожиданиям и запросам общества. Но, как правило, приживаются те инновации, которые лежат в русле доминантной, стержневой культуры. Например, российское образование с трудом осваивает европейский стандарт образования — двухуровневый выпуск бакалавров и магистров5.

     Функция образования как передачи знаний принимается обществом как некий постулат, не подлежащий рефлексии. Вторая ее часть — функция познания, воспринимается несколько иначе и ассоциируется, скорее, с научной сферой. Однако значение этой функции в общественном сознании постоянно возрастает. Она оказывается все больше связанной с желанием достичь понимания многих явлений и процессов современного мира, ответить на вопросы типа: «каков мир, в котором мы живем», «каково мое место в нем», «что в этом мире правильно, а что нет». В качестве примера можно обратиться к процессу глобализации. Огромные массы населения протестуют во всем мире против нее, что говорит именно о том, что многие люди пытаются дать себе ответы на те вопросы, которые этот процесс порождает. В этом же ряду стоит и идея непрерывного образования, прежде всего как процесс постоянного «подстраивания» к появляющимся новациям. Особенно это видно в профессиональной стороне жизни людей. Постоянное обновление техники, появление новых областей деятельности и исчезновение старых профессий побуждает к определенной динамичности. Эти процессы объективно вынуждают в качестве механизмов адаптивности использовать различные образовательные системы (изучение иностранных языков, компьютерных технологий, новых законов и т. д.). Но следует обратить внимание и на перемены в социальной жизни. Понимание многих социальных, политических перемен требует от личности освоения многих фрагментов законодательных знаний, политических идей, новых поведенческих практик. Эта ситуация вынуждает людей выстраивать новые образовательные стратегии, включающие обучение на курсах, семинарах, освоение Интернета, сильно стимулируется и самообразование. В целом, можно сказать, что в области интеллектуальной жизни общества образование выполняет функцию формирования, воспроизводства и развития общественного интеллекта, в духовной — воспроизводства менталитета.

     В рамках социальной сферы образование  также выполняет функцию социальной стратификации. Конституции развитых стран гарантируют своим гражданам право на образование. Более того, многие страны декларируют равный доступ к образованию своих граждан вне зависимости от пола, этнической принадлежности и т.д. Закон РФ «Об образовании» постулирует «общедоступность образования» (статья 2). Он гарантирует «гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости» (статья 5)6.

     Однако  наличие права на получение образования  не гарантирует еще его получения  в реальности. В зависимости от статуса родителей дети рабочих  и крестьян по-прежнему учатся преимущественно в средних специальных учебных заведениях и получают начальное профессиональное образование, а дети руководителей и специалистов учатся преимущественно в вузах. В ситуации, когда интеллект стал стратегическим потенциалом любой страны, такая ситуация вызывает озабоченность людей, мыслящих перспективно.

     С середины XX века ведущая экономическая функция образования заключалась в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом. Разные образовательные подсистемы выполняли функцию своего рода сортировки, которая через определенные формы подготовки, систему экзаменов работала на систему занятости, обеспечивая структуру рабочих мест. Старое деление на частные привилегированные, классические, технические и средние современные школы способствовало выполнению этой функции весьма ощутимо, и каждый тип школы готовил работников для различных уровней будущего трудоустройства. Заметим сразу, что речь идет о массовом положении в системе образования. Существует масса примеров, когда способные и талантливые люди, имеющие низкий образовательный ценз, в результате своих усилий добивались успехов и высокого статуса.

     Все развитые общества с помощью образовательных  систем придают индивидам определенные статусы. Выпускники школ получают соответственно аттестаты или справки о полученном ими образовании. Учебные достижения, зафиксированные в этих документах, уже являются первым дифференцирующим признаком. Особенно ярко это видно на примерах медалистов, а также выпускниках школ и вузов, имеющих высокий общественный рейтинг. Дальнейшие статусы достигаются молодежью путем выбора и конкуренции. Здесь уже речь идет о конкурсах в вузы и другие учебные заведения.

     Современные общества постоянно производят отбор молодежи для различных профессий и должностей. Причем, помимо самих учебных заведений, подготовка в которых дает их выпускникам определенные шансы для дальнейшего продвижения, получения статусов, существуют и другие формы стратификации. Например, это стипендии различных фондов, студенческие гранты, конкурсы, стажировки, олимпиады и т. д. Институт образования, как правило, выполняет функцию селекции, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. В ряде случаев школы играют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице (это относится чаще всего к элитным школам). Но конфликтологи оспаривают это утверждение и полагают, что школы служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные» удостоверения, могли гарантированно получить лучшие места. Так Дж. Томпсон и Дж. Пристли отмечают, что количество детей рабочих, поступающих в университет, за пятьдесят лет не изменилось, и что гораздо меньше детей рабочих учится в классических школах.

     Поскольку в социологии образования одной из центральных проблем выступает проблема неравенства образования для различных социальных слоев населения, целесообразно обратиться к некоторым последним выводам в этой области. Отмечается два устойчивых обстоятельства. Первое заключено в том, что привилегированные группы общества постоянно демонстрируют высокую мотивацию на получение образования для своих детей. Поскольку именно они контролируют систему образования (или имеют возможность воздействовать на нее), другие слои населения имеют меньшие возможности. Для остальных социальных слоев стратегия избегания остается часто единственным рациональным выбором. Дети рабочих и иных культурных меньшинств потому гораздо чаще выпадают из образования, что система специально сконструирована так, чтобы исключать их7.

     Второе  обстоятельство связано с социокультурными особенностями различных социальных слоев. П. Бурдье интересовали вопросы неравенства в образовании, но он исследовал не внешние детерминанты этого явления, а внутренние свойства самой системы образования, такие как отношения с культурой, языком, средства отбора и отсева, экзамены и т. п.

     Одним из важнейших факторов социальной стратификации, бесспорно, является образование, его  уровень и качество. Практически все исследователи образования признают тот факт, что получение образования связано с уровнем дохода.

     Образовательные системы, особенно школа, не воспроизводят неравенство в своих стенах целенаправленно и злонамеренно, они лишь воспроизводят те отношения, на которых строится современный мир, его общее устройство, столь несправедливое для многих.

     Социальный  контроль - еще один из важнейших механизмов общества, который позволяет регулировать поведение его членов. Общество поощряет следование принятым нормам и применяет санкции в случае отклонения от них.

     Разные  образовательные подсистемы выполняют  различные по объему и направленности функции социального контроля. Общество возлагает особые задачи на образовательные системы в том отношении, что в значительной степени именно они знакомят молодых, еще не сформировавшихся граждан с основами социального контроля и способами его воздействия. Если социальный контроль оказывается слишком жестким и затрагивает такие личностные черты, как чувство собственного достоинства, уважение к личности, то результатом его восприятия молодым поколением становится протестное поведение, различные формы агрессии, нередко и девиации, иногда — апатии, отстранения. Хорошо известен факт, что порядка 5-7 % школьников являются бунтарями, в том числе и потому, что их не устраивают различные формы контроля в школе, особенно — социального. Они воспринимают его как способы вмешательства в их личную жизнь.

     Выражается  социальный контроль в следующих  типичных формах: элементарные санкции  индивидов или групп, влияние  общественного мнения, институциональное воздействие. Хотя следует заметить, что разные организации имеют и собственные нормы, а соответственно, и свои формы контроля за их выполнением (правила привилегированных школ и вузов, научных школ, отдельных образовательных и профессиональных сообществ и т. д.). Система образования широко использует их и в системе обучения и в системе воспитания. Причем, следует отметить, что в системе обучения формы контроля соответствуют возрасту и особенностям обучаемых контингентов. Регулятивная сила учебных оценок, поощрений или неодобрения, использования мнений преподавателей и учебных классов (студенческих групп) хорошо известны и не требуют комментариев.

     На  начальных этапах образования системы  воспитания чаще апеллируют к моральным  категориям (хорошо, приемлемо, позитивно), к оценке авторитетных людей. На этом этапе достаточно часто обращение к семье. Социальный контроль применяется в более мягких формах в виде воздействия, увещевания, объяснения.

     В высшем, постдипломном образовании  социальные нормы транслируются в более обобщенной форме, принятой в данном обществе. Социальный контроль здесь применяется напрямую, в принятой институциональной форме. Система санкций, как в школе, так и в вузе, давно отработана и рутинизирована. Крайними формами здесь выступают системы исключения или, как более мягкие, перевод (в школе) и возможность восстановления в вузе.

     Все эти формы социального контроля побуждают, инициируют, заставляют индивидов  усваивать общие социальные и профессиональные нормы учебных заведений, следовать им в масштабе допустимых отклонений (можно отложить срок сдачи контрольной работы, перенести время экзамена, но нельзя не выполнить этой нормы). В более опосредованной форме (через обучение, личный опыт, влияние скрытых программ) осваиваются и более широкие нормы социального контроля.

     Образовательные системы постепенно позволяют учащимся освоить и претворить в повседневные практики такие категории, как «рекомендуемое», «должное» и «запрещенное». Конечно, этот процесс не проходит гладко и легко. Молодое поколение, осваивая принятые в обществе формы контроля, проявляет различные способы уклонения, сопротивления, попыток изменить конкретную реальность. Постепенность усвоения правил, постоянное их воздействие, осмысление своих ошибок делает этот процесс доступным большинству8.

Информация о работе Роль образования в экономической, политической и духовной жизни общества