Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..
Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
Девиантное поведение. ………………………………………………………………
Этапы становления личности девианта………………………………………………
Теории девиантного поведения……………………………………………………….
Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей, имеющих отклонения………………………………………………………………….
Наследственные факторы…………………………………………………………
Перинатальные факторы………………………………………………………….
Постнатальные факторы………………………………………………………….
Социальные факторы……………………………………………………………..
Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9. Заключение…………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Роль соц-х откл-ий от нормы ребенка в процесс его социализации.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)
 

Московский  Государственный  Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: Социальная психология

Специальность: Психология

Дисциплина: Социальная педагогика 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

«РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМЫ 

РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО  СОЦИАЛИЗАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                      Студентка 3 курса

                                                                                           заочного отделения

                                                                                           Ххххххххх  Х.Х.  

Проверил:                                                                        Попова И.В. 

  

Мурманск, 2002 г.

Содержание:  
 
 

  1. Введение………………………………………………………………………………..
  2. Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
  3. Девиантное поведение. ………………………………………………………………
  4. Этапы становления личности девианта………………………………………………
  5. Теории девиантного поведения……………………………………………………….
  6. Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей,            имеющих отклонения………………………………………………………………….
    1. Наследственные факторы…………………………………………………………
    2. Перинатальные факторы………………………………………………………….
    3. Постнатальные факторы………………………………………………………….
    4. Социальные факторы……………………………………………………………..
  7. Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
  8. Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..

9.   Заключение……………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение
 
 
 
 

     В течение жизни каждый человек, начиная  с самого раннего детства,  подвергается процессу социализации.

      Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому  он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.

         Процесс социализации продолжается в течение  всей жизни человека.

         Общество  заинтересовано в том, чтобы человек  успешно интегрировался в него: чтобы  овладел ролью мужчины или  женщины, создал прочную семью, компетентно участвовал в жизни общества: в профессиональном и в гражданском плане.

   Однако  существует такое понятие как  девиантное поведение – отклонение человека от нормы в процессе социализации. Особенно важна роль девиантного  отклонения детей и подростков. На сегодняшний день множество детей имеют такого рода отклонения.

   Перед обществом стоит проблема: помочь этим детям справиться с трудностями вхождения, интегрирования в общество, оказать им психологическую, медицинскую и социальную помощь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Механизмы, агенты, концепции социализации
 
 

   Механизмами социализации являются:

   Позитивные:

  1. Имитация – копирование детьми поведения родителей, учителей, друзей и др.;
  2. Идентификация – принятие установок, ценностей  и поведения  родителей и др.людей из окружения как собственных. 

    Негативные:

  1. Стыд – результат внешнего влияния – эмоциональное состояние, запрещающее что-либо в ходе социализации.
  2. Вина – результат внутреннего переживания, совесть – также запрещающее.
 

               Агентами (факторами) социализации в этом возрасте являются:

Семья, система  образования, круг сверстников, друзей, СМИ, произведения искусства, литературы,

отдельная выдающаяся личность (лидер), религия. 

               Концепции социализации личности:

1. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО  «Я»  Чарльза Кули:

Поведение человека формируется под  влиянием “зеркального отражения”, представлений о том, как их оценивают другие люди. Это  “зеркальное Я” включает три элемента: как меня воспринимают другие; как  они реагируют на то, что видят; как я отвечаю  на реакцию других людей 

2. ТЕОРИЯ З.Фрейда:

     Личность  человека определяется БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ импульсами СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. Противоречие между “Оно”(Ид) и КУЛЬТУРОЙ (супер-эго) -  формирует “Я” (эго), управляющего временем, местом  и формой удовлетворения потребностей “Оно” в соответствии  с нормами культуры. Стадии развития определяются стадиями сексуального развития”:  оральная, анальная, фаллическая, генитальная. 
 
 
 
 

  1. ДЕВИАНТНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ
 
 

Девиантное поведение – отклонение, дезинтеграция, в процессе социализации.

      В нормально развивающемся обществе:

  • 10-12% - отрицательная девиация – правонарушения. Это:  преступность, пьянство, наркомания, проституация, самоубийство. Отклоняющееся поведение - свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.

   Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка  уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

10-12% от общего числа всех людей, проживающих на Земле составляет отрицательная девиация. (Существует также и положительная девиация, которая также составляет 10-12%  – стремление личности к новому, передовому, преодолению консерватизма, мешающего двигаться вперед). 
 
 

                    4. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТА 

1 этап: Первичная девиация – когда поведение в целом соответствует культурным нормам, проступки незначительные, отклонения вполне терпимы. (Это: употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали, …).  

2 этап: Вторичная девиация - когда поведение человека открыто признается (группой или официальными организациями) нарушением норм морали и права. Ему приклеивается ярлык девианта, что становится поворотным пунктом в его судьбе: многие социальные связи сразу прерываются; престиж и статус падают; возможна даже изоляция от социальной группы.

      Индивид становится уязвимым, другие девианты начинают способствовать его дальнейшему  отдалению его от общества, прививают ему ценности своей субкультуры. 
 
 
 

5. ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ 

Э.Дюркгейм: Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля – порождают у личности трудности выбора линии поведения, что приводит к аномии общества (состоянию отсутствия норм), при которой личность не имет уверенности и надежности в выборе линии поведения.  

Э.Фромм:           Аномия общества приводит личность:  к утрате чувства преданности и принадлежности обществу, к чувству одиночества и отчуждения; к обособлению от экономических, политических и нравственных норм.

Т.Парсонс: Аномия общества – приводит большую часть индивидов к дезинтеграции с социальными институтами,  что отрицательно влияет на чувство безопасности и психологическое здоровье. 

Э.Мертон:  Выделяет типы поведения: 

  • конформность - поведение, соответствующее культурным целям и средствам достижения;
  • инновация - согласие с целями, но отрицание одобряемых обществом средств.

      (Это: рэкет, шантаж, торговля наркотиками, спекуляция);

  • ритуализм - отрицание целей, но принятие одобряемых обществом средств. Снижение уровня притязаний. (Это: представители низшего слоя среднего класса, н-р, бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры);
  • ретретизм – отрицание цели и средств. (Это: люмпены: бродяги, наркоманы, пьяницы и т.д.);
  • бунт – отрицание существующих целей и формирование новых целей и средств их

       достижения.  

      Девиация  начинается с фрустрации (с возникновения социального напряжения), невозможности для индивида реализовать поставленную цель. – Такое напряжение может проявиться как агрессия, которая направлена на других или на себя.

      Если  человек длительное время находится  в этом состоянии, то формируется невроз – болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, несовпадения его желаний и результатов. – Тогда у человека возникает желание достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм, путями. – Это бесконфликтная девиация.

      Когда человек идет к своим целям  напрямую конфронтацию, борьбу – это конфликтная девиация.

  1. Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей.                   Реабилитация детей, имеющих отклонения
 
    1.   Наследственные факторы

Наследственные  факторы – это дефект в генетическом аппарате.

Вызывают болезни:

    -     Хромосомные болезни – в результате изменения числа или структуры хромосом в одном из периодов развития половых клеток. – Частота этой паталогии 1%. (Известно несклько десятков хромосомных синдромов: синдром Дауна (трисомия по 21-ой паре хромосом), синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.);  

  • Генетические болезни, обусловленные дефектами обмена ВЕЩЕСТВ.  Среди них:

    мутации - связанные с:    воздействием радиации на родителей, с тяжелыми инфекциями и интоксикациями, эндокринными нарушениями, применением наркотических препаратов, возраст матери);

    фенилкетонурия – нарушение фенилаланинового обмена веществ. Нарушения появляются и прогрессируют на 2-ом году жизни. При своевременном выявлении и лечении м.предотвратить развитие болезни.

     Известно  более 40 генетических форм слабоумия, обусловленных поражением обмена веществ.  

    1.   Перинатальные факторы

Это хронические заболевания матери; тяжелые токсикозы; злоупотребление матери алкоголем и наркотиками, недостаточное и неправильное питание матери; внутриутробные инфекции (коревая краснуха); грипп; инфекционный гепатит; сифилис; родовая травма; несовместимость матери и плода по резус-фактору; интоксикация в результате загрязения окр.среды (например, свинцом). 
 

    1.   Постнатальные факторы

   Это нейроинфекции, интоксикации, нарушение питания, черепно-мозговые травмы;   заболевания, перенесенные в раннем детстве (до 3 лет, т.е. до полного  становления речи).  

Информация о работе Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации