Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:58, реферат
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.
Введение………………………………………………………………………………..
Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
Девиантное поведение. ………………………………………………………………
Этапы становления личности девианта………………………………………………
Теории девиантного поведения……………………………………………………….
Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей, имеющих отклонения………………………………………………………………….
Наследственные факторы…………………………………………………………
Перинатальные факторы………………………………………………………….
Постнатальные факторы………………………………………………………….
Социальные факторы……………………………………………………………..
Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9. Заключение…………………………………………………………………………….
Московский
Государственный
Социальный Университет
Факультет: Социальная психология
Специальность: Психология
Дисциплина:
Социальная педагогика
Р
Е Ф Е Р А
Т
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ НОРМЫ
РЕБЕНКА
В ПРОЦЕССЕ ЕГО
СОЦИАЛИЗАЦИИ»
Выполнил:
Проверил:
Мурманск, 2002 г.
Содержание:
9. Заключение……………………………………………………
В течение жизни каждый человек, начиная с самого раннего детства, подвергается процессу социализации.
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.
Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно интегрировался в него: чтобы овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, компетентно участвовал в жизни общества: в профессиональном и в гражданском плане.
Однако существует такое понятие как девиантное поведение – отклонение человека от нормы в процессе социализации. Особенно важна роль девиантного отклонения детей и подростков. На сегодняшний день множество детей имеют такого рода отклонения.
Перед
обществом стоит проблема: помочь этим
детям справиться с трудностями вхождения,
интегрирования в общество, оказать им
психологическую, медицинскую и социальную
помощь.
Механизмами социализации являются:
Позитивные:
Негативные:
Агентами (факторами) социализации в этом возрасте являются:
Семья, система образования, круг сверстников, друзей, СМИ, произведения искусства, литературы,
отдельная выдающаяся
личность (лидер), религия.
Концепции социализации личности:
1. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО «Я» Чарльза Кули:
Поведение человека
формируется под влиянием “зеркального
отражения”, представлений о том,
как их оценивают другие люди. Это
“зеркальное Я” включает три элемента:
как меня воспринимают другие; как
они реагируют на то, что видят;
как я отвечаю на реакцию других
людей
2. ТЕОРИЯ З.Фрейда:
Личность
человека определяется
Девиантное поведение – отклонение, дезинтеграция, в процессе социализации.
В
нормально развивающемся
Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
10-12% от общего
числа всех людей, проживающих на Земле
составляет отрицательная девиация.
(Существует также и положительная девиация,
которая также составляет 10-12% – стремление
личности к новому, передовому, преодолению
консерватизма, мешающего двигаться вперед).
4.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ДЕВИАНТА
1 этап: Первичная
девиация – когда поведение в целом
соответствует культурным нормам, проступки
незначительные, отклонения вполне терпимы.
(Это: употребление спиртных напитков
со случайными людьми, приводящее к нарушению
общественной морали, …).
2 этап: Вторичная девиация - когда поведение человека открыто признается (группой или официальными организациями) нарушением норм морали и права. Ему приклеивается ярлык девианта, что становится поворотным пунктом в его судьбе: многие социальные связи сразу прерываются; престиж и статус падают; возможна даже изоляция от социальной группы.
Индивид
становится уязвимым, другие девианты
начинают способствовать его дальнейшему
отдалению его от общества, прививают
ему ценности своей субкультуры.
5.
ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Э.Дюркгейм: Существование
в реальной жизни большого числа противоречащих
друг другу норм и неопределенность
социального контроля – порождают
у личности трудности выбора линии поведения,
что приводит к аномии общества (состоянию
отсутствия норм), при которой личность
не имет уверенности и надежности в выборе
линии поведения.
Э.Фромм: Аномия общества приводит личность: к утрате чувства преданности и принадлежности обществу, к чувству одиночества и отчуждения; к обособлению от экономических, политических и нравственных норм.
Т.Парсонс: Аномия общества – приводит большую часть индивидов к дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на чувство безопасности и психологическое здоровье.
Э.Мертон: Выделяет типы поведения:
(Это: рэкет, шантаж, торговля наркотиками, спекуляция);
достижения.
Девиация начинается с фрустрации (с возникновения социального напряжения), невозможности для индивида реализовать поставленную цель. – Такое напряжение может проявиться как агрессия, которая направлена на других или на себя.
Если человек длительное время находится в этом состоянии, то формируется невроз – болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, несовпадения его желаний и результатов. – Тогда у человека возникает желание достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм, путями. – Это бесконфликтная девиация.
Когда человек идет к своим целям напрямую конфронтацию, борьбу – это конфликтная девиация.
Наследственные факторы – это дефект в генетическом аппарате.
Вызывают болезни:
-
Хромосомные болезни – в результате
изменения числа или структуры хромосом
в одном из периодов развития половых
клеток. – Частота этой паталогии 1%. (Известно
несклько десятков хромосомных синдромов:
синдром Дауна (трисомия по 21-ой паре хромосом),
синдром Шерешевского-Тернера, синдром
Клайнфелтера и др.);
мутации - связанные с: воздействием радиации на родителей, с тяжелыми инфекциями и интоксикациями, эндокринными нарушениями, применением наркотических препаратов, возраст матери);
фенилкетонурия – нарушение фенилаланинового обмена веществ. Нарушения появляются и прогрессируют на 2-ом году жизни. При своевременном выявлении и лечении м.предотвратить развитие болезни.
Известно
более 40 генетических форм слабоумия,
обусловленных поражением обмена веществ.
Это хронические
заболевания матери; тяжелые токсикозы;
злоупотребление матери алкоголем и наркотиками,
недостаточное и неправильное питание
матери; внутриутробные инфекции (коревая
краснуха); грипп; инфекционный гепатит;
сифилис; родовая травма; несовместимость
матери и плода по резус-фактору; интоксикация
в результате загрязения окр.среды (например,
свинцом).
Это нейроинфекции,
интоксикации, нарушение питания, черепно-мозговые
травмы; заболевания, перенесенные
в раннем детстве (до 3 лет, т.е. до полного
становления речи).
Информация о работе Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации