Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..
Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
Девиантное поведение. ………………………………………………………………
Этапы становления личности девианта………………………………………………
Теории девиантного поведения……………………………………………………….
Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей, имеющих отклонения………………………………………………………………….
Наследственные факторы…………………………………………………………
Перинатальные факторы………………………………………………………….
Постнатальные факторы………………………………………………………….
Социальные факторы……………………………………………………………..
Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9. Заключение…………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Роль соц-х откл-ий от нормы ребенка в процесс его социализации.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

      В системе народного образования  имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно-воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.  

  1. Более глубокая стадия – социально-запущенные подростки:

   Характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы. Их формирование идет больше под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности, асоциальное поведение, противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.

      В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с ними. Уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

      В зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать:

  • либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности;
  • либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных ориентаций социальных установок.
 

      Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на  1-ое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения (позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы):

- При психо-социальной дезадаптации важное место будет отводиться адекватно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально-психологических личностных проблем.

  • При социальной дезадаптации – программам по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
 

      В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией.

        Они создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального  развития, Минздрава, комитетов по  делам молодежи. При этом учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадатпации, что и определяет их специфику.  

        Наиболее  сложные формы дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Это «дети-улицы», дети-бродяжки, дети-социальные сироты, отобранные из семьи, где условиях их содержания угрожали их жизни и здоровью.

      Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования. Они прежде всего рассчитаны надезадаптированных учащихся, которые не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными».

      Центры  социально-педагогической реабилитации, как правило, различаются возрастным контингентом (ориентиованые на учащихся начальной школы и на подростков). 

      Основные  направления деятельности центров реабилитации:

  1. Диагностическое.
  2. Психокоррекционное.
  3. Оздоровительное.
  4. Учебно-воспитательное.
  5. Социально-правовое.
  6. Консультационное.
  7. Научно-методическое.
  8. Социально-аналитическое.
  9. Просветительское.
 

      Интересный  опыт социально-реабилитационной работы складывается в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.

      Большую проблему представляет уличное окружение дезадаптированного подростка, которое, как правило, противодействует процессу его реабилитации и посещению клуба. Решение этой проблемы включает 3 этапа:

      1 этап групповой автономии - когда происходит вовлечение целиком всей группы (уличной компании в своем прежнем составе) в коллектив клуба прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.

      2 этап лидерской реорганизации – когда происходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.

      3 этап слияния группы с коллективом клуба – группа включается в общую систему.

Заключение 

      В настоящее время потребность  в социально-педагогической теории и практике усилилась, ввиду усиления роли социальных факторов в жизни общества и отдельных людей и увеличения числа детей с психологическими и психическими отклонениями от нормы, тех, кто нуждается в социальной защите, социально-педагогической поддержке и помощи.  

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:  

См. литературу по «Социальной педагогике».  
 
 
 

Информация о работе Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации