Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:58, реферат
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.
Введение………………………………………………………………………………..
Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
Девиантное поведение. ………………………………………………………………
Этапы становления личности девианта………………………………………………
Теории девиантного поведения……………………………………………………….
Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей, имеющих отклонения………………………………………………………………….
Наследственные факторы…………………………………………………………
Перинатальные факторы………………………………………………………….
Постнатальные факторы………………………………………………………….
Социальные факторы……………………………………………………………..
Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9. Заключение…………………………………………………………………………….
Олигофрения – может быть результатом как наследственных, так и перинатальных или постнатальных факторов. – Это умственное недоразвитие в результате поражения МОЗГОВЫХ систем. – Врожденное или рано приобретенное слабоумие, к-ое выражается в недоразвитии психики, личности и всего организма больного, что затрудняет или делает невозможным адекватное социальное функционирование индивида.
Степени умственной отсталости:
При
олигофрении органическая недостаточность
мозга носит остаточный (резидуальный)
характер и не прогрессирует! – что дает
основания для оптимистического подхода.
(К олигофренам не относятся дети с
текущими заболеваниями, которые обусловлены
наследственными нарушениями обмена веществ
и страдающие слабоумием – эти дети
постепенно деградируют, их умственная
отсталость с возрастом становится более
выраженной).
Для
самостоятельной жизни ребенок
должен приобрести навыки в 5 сферах деятельности:
самообслуживание, ведение домашнего
хозяйства, общение, социальные навыки,
совладение со стрессом.
Дети с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами
К детям с заболеваниями, носящими менее выраженный характер, применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.).
Необходимо развитие так называемой лечебной педагогики, где наряду с коррекционно-развивающими дидактическими программами выступают формы лечебной педагогики (игротерапия, сказкотерапия, корекционно-развивающая физкультура, пальчиковая терапия и т.д.).
Отдельно выделяется вопрос адаптации умственно-отсталых детей (олигофренов).
Исследования
показывают, что у них отсутствует
фатальная предрасположенность
к преступлениями, поэтому при
адекватных их психическому развитию
методах обучения и воспитания они
в состоянии осваивать
Наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах.
Нашей
стране необходимо освоить опыт передовых
стран по созданию домов-интернатов
для совместного самостоятельного проживания
людей с проблемами нервно-психического
характера, включая олигофрению, нервно-психические
заболевания и патологии. Это дома открытого
типа , где под присмотром социального
работника проживают люди с проблемами
нервно-психического характера.
Это воспитание в неблагополучной семье или родителями, которые сами имеют отклонения в психическом состоянии – может явиться причиной возникновения пограничной интеллектуальной недостаточности.
Из всех социальных факторов – семья – главный фактор. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается любом возрасте. Но особое значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов его поведения в различных ситуациях.
Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).
В благополучной семье у ребенка формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм общественной культуры как справедливых. В неблагополучной семье – формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации, беспокойство и тревога.
Однако
бывают случаи девиантного поведения
и в благополучных семьях –
т.к. семье – не единственный источник
и причина социализации ребенка. На ребенка
оказывают влияние различные субкультуры
нормы и ценности которых противоречат
общепринятым и друг другу (это: идеологизация
детей СМИ, влияние коммерческого духа,
уличных групп, массовой культуры, нестабильность
политического положения и т.д. – То, что
говорят в семье детям – кажется им неправдой
– так обостряется конфликт “отцов и
детей”).
1. Социофобия
– уклонение ребенка от социального взаимодействия
в присутствии плохо знакомых им людей.
Он становится робким, застенчивым, теряют
уверенность в себе.
2. Аутизм – уход от окружающей действительности, неприятие других людей, погруженность в мир собственных переживаний. Предпосылки закладываются в раннем детстве в связи с отсутствием или недостатком контактов со взрослыми. При неблагоприятных условиях могут перейти в устойчивую черту личности.
Признаки аутизма:
3. Агрессия - одно из нарушений социального поведения, от последствий которого в наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир. Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме. Может быть направлена против людей, животных, на разрушение материальных объектов. Агрессия может выражаться в обмане, воровстве, грубых правонарушениях.
Типичные формы выражения агрессии (деликты):
Вандализм, поджоги,
бродяжничество, воровство, грабежи, взломы,
постоянные «хвосты» в школе, злоупотребление
наркотиками и алкоголем, проституция.
Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме.
Крайнее проявление этого поведения:
Саморазрушающее поведение – поведение с пагубными последствиями для нравственного и социального развития.
3 типа саморазрушающего поведения:
- Аддиктивное поведение – ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками. (Причем подростки часто не считают свое поведение выходящим за рамки нормального. Они некритично относятся к развитию зависимости от наркотических средств, разрушающих психику и здоровье).
- Сексуальная распущенность – наносит ущерб нравственному, моральному, духовному развитию.
- Аутоагрессия, суицидальное поведение – любое насильственно действие, направленное против собственной личности, в т.ч. самоубийство.
Признаки агрессивности:
8.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
2 стадии социальной дезадаптации:
Представлена
педагогически запущенными
Но, несмотря на отставание в учебе, значительная часть таких детей стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готова трудиться.
Реабилитационная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профтехучилищ. Им необходимо более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной жизни и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для молодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по интересам, а также центры экстремальной социально-психологической помощи.
Информация о работе Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации