Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), благодаря которому он формируется как конкретная ЛИЧНОСТЬ. Это процесс интеграции индивида в социальную общность путем приобретения статуса, усвоения культуры, норм и ценностей данного общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..
Механизмы, агенты, концепции социализации……………………………………..
Девиантное поведение. ………………………………………………………………
Этапы становления личности девианта………………………………………………
Теории девиантного поведения……………………………………………………….
Факторы, приводящие к отклонениям в развитии детей. Реабилитация детей, имеющих отклонения………………………………………………………………….
Наследственные факторы…………………………………………………………
Перинатальные факторы………………………………………………………….
Постнатальные факторы………………………………………………………….
Социальные факторы……………………………………………………………..
Некоторые виды девиантного поведения……………………………………………
Социально-педагогическая реабилитация……….…………………………………..
9. Заключение…………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Роль соц-х откл-ий от нормы ребенка в процесс его социализации.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

      Олигофрения – может быть результатом как наследственных, так и перинатальных или постнатальных факторов. – Это умственное недоразвитие в результате поражения МОЗГОВЫХ систем. – Врожденное или рано приобретенное слабоумие, к-ое выражается в недоразвитии психики, личности и всего организма больного, что затрудняет или делает невозможным адекватное социальное функционирование индивида.

Степени умственной отсталости:

  1. Легкая у.о. (IQ 50-70): неплохо развита речь, поведение более адекватно и самостоятельно, что маскирует слабость мышления. Безынициативность, внушаемость, отсутствие личностных позиций. Могут обучаться в обычной школе, но они проявляют медлительность и трудности в логическом мышлении. Нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности: вести себя в обществе, планировать деятельность. В результате овладения социальными навыками такие дети довольно успешно справляются с работой по дому, приобретают несложные профессиональные навыки и, став взрослыми, в большинстве случаев могут нормально жить в социальном окружении.  – В работе с ними нужно делать акцент на развитие мышления, совершенствование эмоционально-волевой сферы.
 
  1. Умеренная у.о. (IQ 35-49): Их примерно 12% от случаев у.о.   Речь развита плохо, эмоции бедны, однообразны. На перемену обстановки м.дать негативную своеобразную реакцию. Плохо обучаемы, им доступны простые формы самообслуживания, гигиены. Могут сообщить о своих основных потребностях. В жизни остаются несамостоятельные и нуждаются в руководстве, надзоре и помощи.
 
  1. Тяжелая у.о. (IQ 20-34)  и глубокая у.о. (IQ меньше 20):  примерно 8-20% случаев.                             Почти полное отсутствие речи, овладение языком сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Не в состоянии вести самостоятельный образ жизни. Нуждаются в постоянном надзоре и уходе, не имеют простых жизненных навыков. Некоторых приходиться кормить, одевать. Не имея возможности придать своей агрессивности социальные формы – склоны к самоповреждениями, нападениям на окружающих.  Имеют различные физические дефекты, двигательные расстройства, страдают недержанием и судорожными синдромами.
 

      При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный (резидуальный) характер и не прогрессирует! – что дает основания для оптимистического подхода. (К олигофренам не относятся дети с текущими заболеваниями, которые обусловлены наследственными нарушениями обмена веществ и страдающие слабоумием – эти дети постепенно деградируют, их умственная отсталость с возрастом становится более выраженной). 

      Для самостоятельной жизни ребенок  должен приобрести навыки в 5 сферах деятельности: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, общение, социальные навыки, совладение со стрессом. 

      Дети  с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами

      К детям с заболеваниями, носящими менее выраженный характер, применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.).

Необходимо развитие так называемой лечебной педагогики, где наряду с коррекционно-развивающими дидактическими программами выступают формы лечебной педагогики (игротерапия, сказкотерапия, корекционно-развивающая физкультура, пальчиковая терапия и т.д.).

      Отдельно  выделяется вопрос адаптации умственно-отсталых детей (олигофренов).

Исследования  показывают, что у них отсутствует  фатальная предрасположенность  к преступлениями, поэтому при  адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они  в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Для этого необходимы коррекционно-реабилитационные программы и социально-педагогические условия:

  • Своевременная диагностика и выбор коррекционно-развивающих программ;
  • Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизма, профориентация;
  • Социально-бытовая адаптация (путем специальных занятий и методов; также за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности).

    Наиболее  успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах.

    Нашей стране необходимо освоить опыт передовых  стран по созданию домов-интернатов для совместного самостоятельного проживания людей с проблемами нервно-психического характера, включая олигофрению, нервно-психические заболевания и патологии. Это дома открытого типа , где под присмотром социального работника проживают люди с проблемами нервно-психического характера. 

    1. Социальные  факторы

Это воспитание в неблагополучной семье или родителями, которые сами имеют отклонения в психическом состоянии – может явиться причиной возникновения пограничной интеллектуальной недостаточности.

  Из всех социальных факторов – семья – главный фактор. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается  любом возрасте. Но особое значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов его поведения в различных ситуациях.

  • Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости – сказывается на прежде всего на психическом здоровье ребенка. – Объясняется это хрупкостью его психики, незрелостью эмоций, бурным реагированием. (Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией – у него начинают появляться поведенческие нарушения – формируется стереотипная патологическая реакция на стресс (которая во взрослом возрасте обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, психосоматическими заболеваниями).
  • Дефицит родительской любви -  нередко ведет к развитию у ребенка депрессий.

    Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание). 

  • Ситуация социальной депривации – разлад в семье, утрата близких людей, разлука с ними – приводит к:
  • задержке умственного развития;
  • эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности;
  • снижению воли;  
  • - истощаемости побудительных мотивов;
  • повышенной внушаемости;  
  • нарушения в сфере общения.
  • Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности.

       В благополучной семье у ребенка формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм общественной культуры как справедливых.   В неблагополучной семье – формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации, беспокойство и тревога.

      Однако  бывают случаи девиантного поведения  и в благополучных семьях –  т.к. семье – не единственный источник и причина социализации ребенка. На ребенка оказывают влияние различные субкультуры нормы и ценности которых противоречат общепринятым и друг другу (это: идеологизация детей СМИ, влияние коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильность политического положения и т.д. – То, что говорят в семье детям – кажется им неправдой – так обостряется конфликт “отцов и детей”).  
 
 
 
 
 
 
 

  1. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ
 

1. Социофобия – уклонение ребенка от социального взаимодействия в присутствии плохо знакомых им людей. Он становится робким, застенчивым, теряют уверенность в себе.  

2. Аутизм – уход от окружающей действительности, неприятие других людей, погруженность в мир собственных переживаний. Предпосылки закладываются в раннем детстве в связи с отсутствием или недостатком контактов со взрослыми. При неблагоприятных условиях могут перейти в устойчивую черту личности.

      Признаки аутизма:

  • отсутствие речи или характерные речевые нарушения;
  • неспособность формировать отношения со сверстниками;
  • недостаточное осознание существования других лиц и их чувств;
  • отсутствие интереса показывать что-либо другим людям или делиться с ними своим успехом;
  • отсутствие или нарушение имитационного поведения;
  • стереотипное отклоняющееся игровое поведение;
  • упорные, зачастую нефункциональные занятия с отдельными деталями или предметами (обнюхивание, ощупывание, верчение в руках);
  • стереотипные движения тела.
 

3. Агрессия - одно из нарушений социального поведения, от последствий которого в наибольшей степени субъективно страдает окружающий мир. Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме. Может быть направлена против людей, животных, на разрушение материальных объектов. Агрессия может выражаться в обмане, воровстве, грубых правонарушениях.

    Типичные формы выражения агрессии (деликты):

Вандализм, поджоги, бродяжничество, воровство, грабежи, взломы, постоянные «хвосты» в школе, злоупотребление наркотиками и алкоголем, проституция. 

  • Девиантное агрессивное поведение – нарушения социального поведения, направленные против личности, животных, на разрушение материальных объектов.  (Это: оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, вандализм, грубые правонарушения, поджоги, изнасилование, убийство).

      Проявляется как в вербальной, так и в невербальной форме.

  • Девиантное поведение корыстной направленности – это правонурашения и проступки, связанные со стрмлением незаконным путем получить материальную, денежную или имущественую выгоду. (Это: воровство, грабежи, взломы и т.д.).
  • Девиантное социально-пассивное поведение – отказ от активной жизнедеятельности, уклонение от своих обязанностей, нежелание решать социальные проблемы, уклонения от работы, учебы. (Это: бродяжничество, постоянные «хвосты» в школе, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств. Склонность к пессимистическому и пассивному восприятию любых жизненных событий. Испытывают чувство неудовлетворенности собой и недовольства окружающим, не предпринимая попыток к изменению ситуации и решению проблем).

              Крайнее проявление этого поведения:

         Саморазрушающее поведение – поведение с пагубными последствиями для нравственного и  социального развития. 

      3 типа саморазрушающего поведения:

          - Аддиктивное поведение – ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками. (Причем подростки часто не считают свое поведение выходящим за рамки нормального. Они некритично относятся к развитию зависимости от наркотических средств, разрушающих психику и здоровье).

          - Сексуальная распущенность – наносит ущерб нравственному, моральному, духовному развитию.

          - Аутоагрессия, суицидальное поведение – любое насильственно действие, направленное против собственной личности, в т.ч. самоубийство.

          Признаки агрессивности:

  • Нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;
  • Доминирует эгоизм;
  • Нет чувства вины или раскаяния;
  • Не характерно позитивное социальное поведение (например, социальная поддержка, кооперация, самоутверждение);
  • Искаженное восприятие социального взаимодействия;
  • Недостаточный самоконтроль (неспособность задерживать свои агрессивные импульсы и обдумывать их);
  • Неумение думать о других людях, недостаточная эмпатия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    8. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ 

    2 стадии социальной дезадаптации:

  1. Стадия школьной дезадаптации:

   Представлена  педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое  отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков).

      Но, несмотря на отставание в учебе, значительная часть таких детей стремится  к получению профессии, экономической  самостоятельности, готова трудиться.

      Реабилитационная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профтехучилищ. Им необходимо более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной жизни и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для молодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по интересам, а также центры экстремальной социально-психологической помощи.

Информация о работе Роль социальных отклонений от нормы ребенка в процессе его социализации