Российская деловая культура: современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Человеческое общение – чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. От Российской Империи до современной России 6
Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 12
Заключение 19
Библиография 22

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

     Введение          3

     Глава 1. От Российской Империи до современной России  6

     Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 12

     Заключение         19

     Библиография         22

 

     Введение

     Человеческое  общение – чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической  лингвистикой, общим языкознанием и  социальной психологией, социологией  и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями  в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений.

     Динамика  и совершенствование всех сфер человеческой деятельности и взаимоотношений  диктует “правила общения”. То, что  раньше регламентировалось обычаем  и традицией, сегодня регулируется здравым смыслом, прагматической логикой, общечеловеческими (общепринятыми) ценностями и ориентацией.

     В традиционных обществах содержание регламентации отношений определялось мифологией, религией, – в современном  обществе на первый план выходит личностный интерес, потребность, индивидуализм.

     Жизнь делового человека непосредственно  связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании  национального, конкретно-исторического  и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических  техник управления людьми, системном  понимании сущности общения, его  многофункциональности и деятельностной природы.

     Каждая  организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это - деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

     Понятие «деловая культура» можно определить как отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.

     Деловая культура России обусловлена ее географическим положением и занимает по ряду параметров (индивидуализм / коллективизм, иерархичность / эгалитаризм и др.) промежуточное  положение между Западной и Восточной  культурами1.

     Рост  занятости россиян на иностранных  и совместных предприятиях актуализирует  вопросы взаимодействия различных  культур на всех уровнях ведения  бизнеса - от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения с ино-культурной общественностью.

     В России проблемы культуры делового общения  в разное время привлекали внимание историков, философов, психологов, социологов, писателей, общественный деятелей. Ряд  ценных идей, касающихся проявления внутреннего  мира людей и духовной стороны  их общения, содержится в трудах русских  мыслителей XIX – начала ХХ вв. П.Лаврова  и Н.Михайловского.

     Особенностью  современной культуры можно назвать  формирование нового типа культурного  взаимодействия, включающего постепенный  отказ от упрощенных рациональных схем общения и выработку новых  подходов к заимствованию различных  точек зрения, критическому анализу  собственных оснований действия и его границ, признание права  на культурную самобытность и истину каждой культуры, - умение включить их в свою позицию.

     Актуальность  темы обусловлена высокой значимостью  деловой культуры для общества, поскольку  вносит позитивный вклад в усовершенствование предпринимательской деятельности и российского бизнеса в целом.

     Цель  работы – определение степени  важности деловой культуры в российском обществе и выявление, каким образом  она влияет на деятельность организаций, фирм, предприятий России в целом  и каждого сотрудника в отдельности.

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

  • рассмотреть историю и современное состояние российской деловой культуры;
  • выявить основную проблему российской деловой культуры в современных условиях;
  • показать пути решения проблем в российской деловой культуре.

     Важную  роль в рассмотрении культурных закономерностей  в целом, проблем психологии общения  и культуры межличностных отношений  проясняют работы Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, В.Н.Мясищева, А.Ф.Лосева, Н.Я.Данилевского и др., а также фундаментальные  работы классиков мировой культурологии: М.Вебера, Г.Риккерта, Э.Кассирера, К.Юнга, К.Леви-Стросса, А.Моля, О.Шпенглера  и др. 

     Глава 1. От Российской Империи до современной России

     Современная российская деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний  день пеструю смесь стереотипов  поведения: заимствования из западноевропейского  бизнес-этикета и формирующиеся  специфические российские нормы  делового поведения.  
Однако следует отметить, что существуют определенные правила этикета, свойственные только для нашей страны, это то, что отличает российскую деловую культуру от западноевропейской. Россия издревле была особым государством, находившимся на стыке Европы и Азии и это двойственное ее положение и по сей день определяет специфику культуры ее народа, моральные и этические ценности, традиции и своеобразность взаимодействия людей как на уровне межличностного общения, так и на уровне деловых отношений. Для того, чтобы рассматривать особенности современного бизнес-этикета России, мы в первую очередь должны рассмотреть его происхождение в нашей стране, установить природу его происхождения.

     Развитие  различных норм и правил поведения, этических ценностей в России было подвержено в основном западным влияниям и корни их зарождения и  формирования уходят во времена императорской  России. Еще со времен Петра I существовали определенные образцы поведения  в обществе:

     Бал открывался церемониальными танцами. Дирижер ударял жезлом и объявлял, что каждый может танцевать, как  и что ему вздумается.

     При дворе Анны Иоанновны на торжественных  обедах выказывалась вся роскошь  и пышность тогдашнего петербургского двора. Вечерами во дворец съезжалась столичная знать. Эти собрания уже  не отличались беспорядочностью и непринужденностью, которые господствовали на дворцовых  ассамблеях Петра I. Они не напоминали и те шумные охотничьи пирушки, которые  происходили при Петре II. В роскошно отделанных залах дворца Анны Иоанновны  гости вели себя тихо и чинно. Строгий, чопорный этикет версальского двора мало-помалу усваивался и петербургским, хотя еще не исчезли окончательно простые, незатейливые или вернее сказать, грубые обычаи и развлечения старинного быта.

     С вступлением на престол императрицы  Елизаветы Петровны господствовавшее при дворе немецкое влияние сменилось  французским. Вскоре мода на все французское, начиная с языка и костюма, всецело завладела русским обществом. Русский двор, подражавший Версалю  роскошью и блеском стал удивлять Европу.

     «Обладая внешним обликом модницы и некоторыми чертами, заимствованными у нравственного типа европейской женщины восемнадцатого века, Елизавета имела все же много общего с совершенно противоположным типом современной ей русской женщины, хотя Петр Великий предполагал, что окончательно уничтожил ее полувосточный облик. Элементы ее популярности коренятся именно в этом смешении двух культур и компромиссах, куда вслед за ней устремилась вся Россия, находя в них одновременно удовлетворение и своих прежних наклонностей, и новых потребностей…»2.

     Так, зародившись во времена Российской Империи придворный этикет в России подвергался различным культурным влияниям и развиваясь, таким образом, сформировался бизнес-этикет современной  России.

     Основными требованиями современного делового этикета являются требования к:

  1. Правилам приветствия

     2. Правилам обращения

     3. Обязанностям мужчин по этикету

     4. Правилам представления

     5. Денежным отношениям

     6. Организации деловых контактов  и деловой субординации

     7. Визитным карточкам (визитки)

     8. Деловым подаркам и сувенирам

     В 1912 г. российскими предпринимателями  было выработано семь принципов ведения дел в России3:

     1) Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

     2) Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

     3) Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

     4) Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

     5) Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

     6) Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

     7) Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

     Как и мораль, этикет - одна из форм регуляции  человеческого поведения. Но правила  поведения, в том числе и в  бизнес-среде, носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед  проблемой свободного выбора между  добром и злом, справедливостью и  несправедливостью, честью и бесчестьем, как этого требуют этические  правила. Язык этикета преимущественно  выражает требования гуманизма и  общечеловеческой вежливости. Деловой  этикет регламентирует иерархию служебных, возрастных, половых различий людей. Этикетные правила предполагают конкретную деловую ситуацию и задают готовую модель конкретного действия в ней4.

     Этикет  формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные  временем. В современном деловом  этикете нет ничего лишнего. Нет  ничего такого, что затрудняло бы деловое  взаимодействие и мешало вести дела. Напротив, деловой этикет - это инструмент, повышающий эффективность общения, создающий партнерство, порождающий  положительные эмоции5.

     Проблема вступления России в мировую экономику носит многоаспектный характер. С одной стороны, это соблюдение формальных требований, признание России в качестве страны с рыночной экономикой, вступление в ВТО, позволяющее снять ряд ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом на мировой рынок. С другой, содержание бизнеса, его организация и набор критериев, применяемых в процессе принятия решений, и реальная корпоративная культура.

Информация о работе Российская деловая культура: современное состояние