Российская деловая культура: современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Человеческое общение – чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. От Российской Империи до современной России 6
Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 12
Заключение 19
Библиография 22

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 66.28 Кб (Скачать документ)

     Одним из ключевых элементов корпоративной  культуры российских организаций, активно  воздействующих на процессы полноправного  вхождения России в мировую систему  разделения труда, выступает этика  бизнеса.

     Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе  российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников  по данной дисциплине недостаточно, и  они слабо отвечают требованиям  практического характера. Преобладает  декларативность и назидательность, деловая этика преподносится  в форме поучений и моральных  норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что  составляет только часть ее предмета - нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.)1 . В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика - не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.

     В современной зарубежной литературе предмет деловой этики представлен  иначе. Правила этикета изучаются  отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наряду с нормативной подробно рассматривается управленческая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг  и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компаний и др.2

     Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику в  конкретных ситуациях невозможно, если излагать ее только на нормативном  уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или  организация норм деловой морали. Этикет - правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор, и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решения.  

     

  Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации 

 

     Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 

     Сегодня предпринимательство – неотъемлемая и важнейшая часть экономики  России. Далеко не просто происходит становление  предпринимательства. Наряду с объективными причинами, затрудняющими цивилизованный бизнес в России, есть немало субъективных факторов, осложняющих деловую жизнь, представляющих образ предприимчивого  человека в искаженном виде. Нынешние предприниматели представляют собой  весь спектр бывшего советского общества: красные директора, бывшие комсомольские  и партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, учителя, таксисты, спекулянты, уголовники6.

     Всех  их, к сожалению, объединяют не лучшие стереотипы и взгляды на жизнь. У  них нет идеологических и социальных предшественников, нет своей сложившейся  системы ценностей и единых социальных целей. Многие из аспектов современной  российской деловой культуры не могли  сформироваться в прежней системе, а складывались стихийно в процессе перестройки экономики. Несовпадение стандартов российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб  репутации российского бизнесмена.

     Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой  культуры является отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это  вовсе не означает, что предпринимательство  сплошь проникнуто криминальным духом. Большинство хозяйственников предпочли  бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве  случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай - уклонение от уплаты многочисленных налоговых сборов).

     Вследствие  того, что хозяйственная деятельность разворачивается в полуправовом контексте, существенно усиливается  роль неформальных экономических отношений. Слабость юридического подкрепления деловых  контрактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей порождают  столь хорошо известное нам российское пренебрежение к формальностям. В итоге письменные договоры не имеют  безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при возникновении «объективных обстоятельств», даже в тех случаях, когда предприниматель сам нарушает взятые обязательства.

     В сложившихся условиях чрезвычайно  возрастает роль личных связей, разного  рода обменов деловыми и личными  услугами. В результате значительная часть экономики и остается вне  поля зрения как государственного контроля, так и общественного мнения. Неформальная экономика является прямым наследием  советского периода, когда она следовала  тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей, пусть относительную, гибкость и жизнеспособность.

     Если  говорить о деловой этике как  совокупности общепринятых универсальных  норм выполнения деловых обязательств, соблюдении «правил игры», то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства, судя по всему, еще не сложился7. В то же время этические нормы формируются локально, в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно, в отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательств, особенно если оно формируется в стесненных условиях. А российское предпринимательство как раз и находится в подобном положении.

     Образование сетей неформальных хозяйственных  отношений определяет не только зону ответственности, но и способы принуждения  к выполнению деловых обязательств. Важную часть механизмов такой поддержки составляют силовые методы.

     Распространение силового воздействия в хозяйственных  отношениях между предприятиями  одного уровня – явление относительно новое, неизвестное в предшествующий советский период. Во многих случаях  насилие применяется как замещение  утерянных инструментов вертикального  давления на партнеров (в том числе  давления через партийные органы).

     Сегодня силовые методы осуществляются на коммерческой основе правоохранительными органами, специальными частными агентствами  или криминальными группировками, обеспечивающими так называемые «крыши».

     Отношения с представителями власти (федеральной  или местной, в зависимости от масштаба предприятия) - один из самых  больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики со стороны предпринимателей, но зависимость от их решений: разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот - как правило, высока. Коррупция традиционно ставится предпринимателями и экспертами на первое место среди незаконных хозяйственных действий. Неоспоримым фактом является наличие чиновничьих вымогательств. Отношения с властями трудно назвать партнерскими. Скорее это отношения вынужденного сотрудничества.

     Несмотря  на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские  интересы, большинство предпринимателей демонстрируют отстраненность от политики, подчеркивают свою независимость и приоритет бизнеса как чисто профессионального занятия. Специфической чертой отечественных предпринимателей является также то, что вместо организованного лоббирования групповых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников.

     В деловых отношениях высоко ценятся  взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко имеют  дело с совершенно незнакомыми людьми, когда разворачивают дело. Большинство  предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную команду.

     Предприниматель стремится сосредоточить в своих  руках максимум функций и полномочий управленческих и собственнических. Не менее половины руководителей  негосударственных предприятий  объединяют в своем лице высшее хозяйственное  руководство, основного организатора и, по крайней мере, одного из собственников предприятия.

     При анализе стилей руководства хозяйственными предприятиями обращают на себя внимание сохранившиеся от советского периода  элементы технократизма, ставившего производственно-технологические  вопросы выше экономических, а последние  – выше социальных. Причем советский  технократизм имел милитаристский оттенок, чему способствовало обилие режимных учреждений. Речь, таким образом, идет об отношении к подчиненным как  к трудовой армии, мобилизуемой с  помощью полувоенной дисциплины. Впрочем, этот порядок дополняется  и смягчается политикой патернализма, сочетающей достаточно жесткие авторитарные методы управления с проявлением «отеческой заботы» о подчиненных в виде неформальной помощи, различных льгот и поблажек

     Поддержание централизованного контроля требует  немалых сил. Возник своеобразный культ  хронической занятости предпринимателей, призванных работать «на грани инфаркта». Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при шестидневной рабочей неделе. Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми основаниями отнести к трудоголикам. При этом, чем выше уровень руководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными. Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленческие функции слабо дифференцированы. Руководитель привык сам вникать во все крупные и мелкие детали, а подчиненные обычно бегают к первым лицам практически по любому вопросу.

     Риск  является тяжелым бременем для любого предпринимателя (кроме особого  типа - «игроков»). Однако ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща смелость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты, зачастую без детального их планирования и должной подготовки. Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Нередко является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание.

     Привычка  бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность  и умение выходить из безвыходных  ситуаций. Адаптационные способности  российских предпринимателей проявились, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых правил и норм поведения часто при плохом знании иностранных языков.

     Богатые традиции дореволюционной филантропической деятельности российских предпринимателей хорошо известны. Отношение сегодняшних  деловых людей к благотворительности  достаточно сдержанное. Впрочем, налоговое законодательство не стимулирует иного отношения. Среди благотворительных акций на первый план отчетливо выдвигаются помощь детям, поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, развитие медицинских услуг. Соответственно дети и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований.

     Отношение к партнерам, оказавшимся в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского  предпринимателя характерны традиции хлебосольства, выходящие за пределы  чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров  рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам сохраняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с иностранными партнерами.

     Десятилетия усилий по атеистической пропаганде не прошли даром. Несмотря то, что сегодняшняя  демонстрация религиозных чувств –  нечто большее, чем просто мода, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По данным опросов, верующими людьми считают себя лишь чуть больше трети предпринимателей. И почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные единицы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этическими факторами.

Информация о работе Российская деловая культура: современное состояние