Сбор социолагической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:27, реферат

Описание

Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации. С помощью социологических исследований можно получит новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимозависимости с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов.
Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации.
Ответом на этот вопрос и будет цель данной работы.

Содержание

1.Введение.
2.Понятия, классификация социалогического исследования.
3.Методы сбора информации .
3.1.Анкетирование .
3.2.Почтовые .
3.3.Интервью.
3.4.Архивное исследование .
3.5.Метод анализа документов.
3.6.Метод экспертной оценки .
3.7.Метод эксперимента .
4.Заключение .

Работа состоит из  1 файл

Написан Сбор социологической информации реферат(2003).doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

                  СБОР   СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ  .                   

1.Введение.

2.Понятия,  классификация социалогического  исследования.

3.Методы  сбора  информации .

3.1.Анкетирование .                                                                      

3.2.Почтовые .                                                                                           

3.3.Интервью.                                                                                                   

3.4.Архивное  исследование .

3.5.Метод анализа документов.

3.6.Метод экспертной оценки .

3.7.Метод эксперимента .

4.Заключение .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.

 Социология особенно важна  в наше нестабильное время.  Она должна помогать правящим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе, таком хрупком в последнее время. Все это более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы узнаем общественное мнение, уже будет ясно–что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше. Владение социальным анализом становится велением времени. С помощью социологических исследований можно получить новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих, в социально–экономической сфере жизни общества, о ее взаимосвязи с интересами различных социальных, групп, слоев, лидеров, властных институтов. Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации. С помощью социологических исследований можно получит новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимозависимости с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов.

Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации.

Ответом на этот вопрос и будет  цель данной работы.

 

2.Понятия, классификация социалогического исследования

Социологическое исследование следует понимать как  планомерное применение научных  методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием. Вне зависимости от конкретного вида конкретное социологическое исследование носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.

Классификация конкретного социологического исследования.

Виды социологических исследований многообразны, поскольку существует великое множество социальных проблем и соответственно возможных целей, которые он ставит перед собой, выделяют три типа конкретных социологических исследований:

  • теоретико-прикладные;
  • практичеки- прикладные;
  • методико-прикладные;
  • мониторинговые.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может  быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта.

Сбор социологических данных, с  помощью которых организуется процесс  получения научной информации:

  • анализ  документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование интервьюирование, экспертной опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

3.Методы сбора информации

3.1 Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса- анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учебы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E - mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально - демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно квалифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, планов на будущее и т. д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.)

Закрытым вопросом называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда требуют от респондента критического отношения к себе, людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в качественной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы - фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

3.2 Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность  анкетирования и правомерно рассматривается  как эффективный прием сбора  первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассыпке анкет и получении на них ответов  по почте.

Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого качества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существуют два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к  анкетированию с целью получения  данных о своих читателях  и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой - либо актуальной проблеме.

3.3 Интервьюирование

При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, которой задает вопросы, предусмотренные исследованием, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. Особенности интервью по-разному появляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту  работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства. Оно  становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различаю три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано  детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведении интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы: определяется только тема интервью.

3.4 Архивное исследование

Архивное исследование - исследование исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациям. Этим методам исследуют: данные переписи населения, правительственные статические отчеты, газетные материалы книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследования других ученых–социологов. Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на долее широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого ряда культур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны этому методу. Основная проблема заключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А когда материал имеет в наличии, его часто бывает трудно категоризировать таким образом, чтобы получить ответ на вопрос исследования.

3.5 Метод анализа документов

Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов  сбора и анализа первичной  информации. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержаться сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Существуют ряд оснований для классификации документов. По статусу документы различают на официальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникабельные и культурно – воспитательные. Принципиальное значение для исследователя имеют официальные документы, которые отражают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государствами или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально – политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.

 Следует выделить еще одно  основание для типологии документов  – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы «целевые», то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой относятся те документы, существование которых ни прямо ни косвенно не обусловлено техникой проведения социалистического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тесты интервью, записи  наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей статическую информацию, собранную и обобщенную в ориентации на определенное социологическое исследование. Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идет об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщенный, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.

Информация о работе Сбор социолагической информации