Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:27, реферат
Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации. С помощью социологических исследований можно получит новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимозависимости с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов.
Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации.
Ответом на этот вопрос и будет цель данной работы.
1.Введение.
2.Понятия, классификация социалогического исследования.
3.Методы сбора информации .
3.1.Анкетирование .
3.2.Почтовые .
3.3.Интервью.
3.4.Архивное исследование .
3.5.Метод анализа документов.
3.6.Метод экспертной оценки .
3.7.Метод эксперимента .
4.Заключение .
3.6.Метод экспертной оценки
Такие формы сбора социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос телефонное интервью, безличностный с помощью возможностей Inter Netили E – mail предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенности заключаются в том, что они направлены на выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношениям к каким - либо явлением действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь не противоречит научно образному способу ее получения. Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования. Выше указанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт - это компетентное лицо, имеющее глубокое знание о предмете или объекте исследования.
Прогноз. В нем наиболее наглядно проявляется отличие экспертной оценки от информации, получаемой в результате массового опроса. Оно заключается в стремлении к согласованности, единообразию и оценок, высказываемых экспертами. Действительно, возможно ли использовать для практических целей, скажем, мнение тридцати экспертов, если они включают 5-7 взаимоисключающих прогностических оценок? Далее достоверность данных в массовом опросе как и некоторых среднестатистических показателей тем выше, чем больше совокупность опрошенных. В принципе прогностическая экспертная оценка осуществима для любых социальных процессов и явлений. В прикладной социологии разработан ряд приема опросов экспертов, используемых для получения прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою значимость при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, либо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие - либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Более того, использование таких приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник, чревата потерей его доверия к организатором исследования. Основной инструментарий экспертного опроса - анкета или бланк - интервью, разработанные по специальной программе. В отличие от массового опроса, программа прогнозированного опроса по экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматривается в виде гипотез возможные варианты его исхода.
Весьма часто применяется в прикладной социологии и такой метод экспертного прогноза, как «дельфинийская техника». Он заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем производиться повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в себе 3-4 прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, как после неоднократных опросов остался на своей точке зрения. Оценка степени достоверности результатов массовых опросов. В процессе выработки управленческих решений при помощи социологических исследований зачастую возникает вопрос о достоверности массового исследования и соответственно о правомерности сформулированных на их основе выводов. Словом, речь идет об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами. Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете респондента. Задача эксперта - с учетом объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказывать по поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку.
Аттестация членов коллектива. В последние годы в практике исследования идейно - воспитательной работы широко применяется такая разновидность метода экспертной оценки, как аттестация. При этом в роли экспертов вступают руководители коллектива, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия.
3.7. Метод эксперимента
К числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) групп обследуемых. Объект, с помощью которого он производится, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направления, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:
Виды эксперимента и методы отборного экспериментального отбора групп. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательств гипотеза. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты: Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается дона и та же группа, являющейся контрольной (ее первоначальное состояние), экспериментальной (ее состояние после изменения каких - либо ее характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются.
Метод по парного отбора используется в преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и конкретным характеристикам. Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.
Заключение
Со сменой общественного строя в России, переходом к рыночным отношениям ,распадом старой и становлением новой социальной структуры общества, изменением его духовных ценностей роль изучения общественной жизни с использованием конкретно-социологических исследований значительно возрастает. Каким бы методом социологические данные добыты не были, сами по себе они еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы - одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, ее необходимо путем обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.
Владение социальным анализом становится велением времени.
Список используемой литературы:
1.Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989г.
2.Бутенко И.А. Как провести социологическое исследование. – М., 1990 г.
3.Горшков М.К., Шереги Ф.Э.
Как провести социологическое
исследование. М., Политиздат,1990г.
4.Рожанский Э.Л. Курс лекций.
Глубинные и поведенческие причины сопротивления
изменениям.
Содержание
Введение
Многие организации с
течением времени и
под воздействием внешних обстоятельств
совсем не меняется и тем самым
фактически способствуют своей
собственной гибели. Это происходит
даже в тех организациях, в которых
необходимость перемен очевидна
даже для внешних наблюдателей.
Это заставляет думать, что
в природе организаций и
отдельных людей есть некий
психологический фактор, затрудняющее
такие крутые повороты - сопротивление
изменениями.
2 Как реагировать на сопротивление
Чего боятся работники?
В таком сопротивлении нет ничего удивительного и тем патологического: большинство людей опасаются революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять стратегию. Группы, поставленные перед необходимостью изменений, сталкиваются с тем, что неформальные связи, каналы общения, поведенческие стереотипы станут другими. Следовательно, они легко окликаются на призывы к сопротивлению изменениям. Такое сопротивление со стороны индивидов и групп может быть единственной, но мощной сдерживающей силой. Угроза со стороны этой силы зависит от разных причин, но главным являются структура и культура организации.
Каковы основные причины сопротивления изменений?
Можно систематизировать причины сопротивления. Эта систематизация позволяет в первом приближении выяснить, какие группы и индивиды будут сопротивляться стратегическим изменениям и по каким причинам. Люди сопротивляются изменениям, потому что они кажутся угрозой привычному поведенческому стереотипу, статусу или материальному вознаграждению. Основными причинами сопротивления изменениям являются следующие: