Сбор социолагической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:27, реферат

Описание

Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации. С помощью социологических исследований можно получит новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимозависимости с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов.
Для получения такой информации необходимы регулярные сборы социологической информации.
Ответом на этот вопрос и будет цель данной работы.

Содержание

1.Введение.
2.Понятия, классификация социалогического исследования.
3.Методы сбора информации .
3.1.Анкетирование .
3.2.Почтовые .
3.3.Интервью.
3.4.Архивное исследование .
3.5.Метод анализа документов.
3.6.Метод экспертной оценки .
3.7.Метод эксперимента .
4.Заключение .

Работа состоит из  1 файл

Написан Сбор социологической информации реферат(2003).doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

3.6.Метод экспертной оценки

Такие формы сбора социологической  информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос телефонное интервью, безличностный с помощью возможностей Inter Netили E – mail предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенности заключаются в том, что они направлены на выявления информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношениям к каким - либо явлением действительности. И то, что эта информация основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь не противоречит научно образному способу ее получения. Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте исследования. Выше указанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт - это компетентное лицо, имеющее глубокое знание о предмете или объекте исследования.

Прогноз. В нем наиболее наглядно проявляется отличие экспертной оценки от информации, получаемой в  результате массового опроса. Оно  заключается в стремлении к согласованности, единообразию и оценок, высказываемых  экспертами. Действительно, возможно ли использовать для практических целей, скажем, мнение тридцати экспертов, если они включают 5-7 взаимоисключающих прогностических оценок? Далее достоверность данных в массовом опросе как и некоторых среднестатистических показателей тем выше, чем больше совокупность опрошенных. В принципе прогностическая экспертная оценка осуществима для любых социальных процессов и явлений. В прикладной социологии разработан ряд приема опросов экспертов, используемых для получения прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою значимость при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, либо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие - либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Более того, использование таких приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник, чревата потерей его доверия к организатором исследования. Основной  инструментарий экспертного опроса - анкета или бланк - интервью, разработанные по специальной программе. В отличие от массового опроса, программа прогнозированного опроса по экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматривается в виде гипотез возможные варианты его исхода.

Весьма часто применяется в  прикладной социологии и такой метод  экспертного прогноза, как «дельфинийская техника». Он заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем производиться повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в себе 3-4 прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом исследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, как после неоднократных опросов остался на своей точке зрения. Оценка степени достоверности результатов массовых опросов. В процессе выработки управленческих решений при помощи социологических исследований зачастую возникает вопрос о достоверности массового исследования и соответственно о правомерности сформулированных на их основе выводов. Словом, речь идет об оценки компетентности мнений, высказанными респондентами. Для этого составляется анкета эксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам, сформулированным в анкете респондента. Задача эксперта - с учетом объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказывать по поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку.

Аттестация членов коллектива. В  последние годы в практике исследования идейно - воспитательной работы широко применяется такая разновидность метода экспертной оценки, как аттестация. При этом в роли экспертов вступают руководители коллектива, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия.

3.7. Метод эксперимента

К числу самых своеобразных и  трудно осваиваемых методов сбора  социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) групп обследуемых. Объект, с помощью которого он производится, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направления, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента:

  • в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
  • изменение контрольных характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;
  • на протекание эксперимента не должны оказывать воздействия, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Виды эксперимента и методы отборного  экспериментального отбора групп. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательств гипотеза. По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты: Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается дона и та же группа, являющейся контрольной (ее первоначальное состояние), экспериментальной (ее состояние после изменения каких - либо ее характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются.

Метод по парного отбора используется в преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и конкретным характеристикам. Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

Заключение

Со сменой общественного строя  в России, переходом к рыночным отношениям ,распадом старой и становлением новой социальной структуры общества, изменением его духовных ценностей роль изучения общественной жизни с использованием конкретно-социологических исследований значительно возрастает. Каким бы методом социологические данные добыты не были, сами по себе они еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы - одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, ее необходимо путем обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.

Владение социальным анализом становится велением времени.

 

 

Список  используемой литературы:

1.Бутенко  И.А.  Анкетный  опрос  как  общение  социолога  с респондентом.  М.,  1989г.

2.Бутенко  И.А.  Как  провести  социологическое  исследование.  –  М., 1990 г.

3.Горшков  М.К.,  Шереги  Ф.Э.  Как  провести  социологическое  исследование.  М.,  Политиздат,1990г.                                                                      

4.Рожанский  Э.Л.   Курс  лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубинные  и поведенческие   причины сопротивления изменениям.                            

                        Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Многие  организации   с   течением  времени  и   под воздействием  внешних обстоятельств совсем  не  меняется  и тем самым фактически  способствуют  своей собственной гибели.  Это происходит  даже  в тех организациях,  в которых необходимость перемен очевидна   даже   для   внешних наблюдателей.   Это  заставляет  думать,  что  в  природе  организаций  и  отдельных  людей  есть  некий  психологический  фактор,  затрудняющее  такие  крутые  повороты  -  сопротивление   изменениями.                                                   Нередко  сопротивление  изменениям  происходит  от  того,   что  людям  требуется   отказываться  от  старых  привычек  и  учится  действовать  по-новому.  Для   этого  им  необходимы  иные  нормы  и  ценности.  Но  в  этом  им  необходимы  иные  нормы  и  ценности.  Но  в  этом  процессе  они  часто  обнаруживают,  что  их  статус  и  власть  в  организации   оцениваются  по-другому.  Это  перемены  приводят  к  извечному  конфликту  между  человеческим   стремлением  к  постоянству   и   поисками  нового.  Сопротивление  -  это  первая  реакция  на  изменения,  так  как  людям  требуется  время,  чтобы  оценить  издержки  и  выгоды  для  себя.  По  этой  причине  новые  инициативе  руководства  часто  вызывают  противоречивую  реакцию  у  подчиненных.  Осуществление  выбранной  стратегии   корпорации  -  задача   искусства   менеджмента,    требующая  использования   организационных   управленческих  ресурсов.  Внимание  топ – менеджеров  на  этапе  осуществления  стратегии  обращено  к  возможностям  для  достижения  целей  изменений  и  требуют  знания  принципов  организации,  мотивации,  и лидерства,  удовлетворения от  работы.                                             Стратегические  изменения  многое  обещают  одним  сотрудникам  в    организации  в  плане  перспектив  карьерного  и профессионального роста и угрожают  другим,  которые могут опасаться утратить  свое  положение в организационной иерархии  или вовсе лишится должности и работы.  Поэтому люди  в организации реагируют на  перспективы  стратегических  изменений  по-разному;  одни  из  них  становятся  активными сторонниками  и  проводниками  стратегии  в  жизни,  другие  -  активно  действующими противниками  или  пассивными  наблюдателями  за  развитием  событий.  И  те  и  другие  являются  значимыми  субъектами  стратегии  осуществления  для  проектировщиков  и  руководителей  стратегических  изменений.                             В  данной  работе   рассмотрим  общие  подходы  к  преодолению  сопротивления  стратегическим  изменением  и  основные  стратегии реализации  стратегических  планов. Как  преодолеть  сопротивление изменениям  

  1. Причины  сопротивления изменениям       

2   Как реагировать на  сопротивление                                                                              3   Анализ  « силового  поля»                                                                                            4   Методы  преодоления сопротивления изменениям                                                 5   Принятие  решений  в  организациях                                                                     6   Поддержка изменений                                                                                             7   Роль организационной культуры  в осуществлении  изменений                      8   Типичные  ошибки  менеджеров                                                                                     Реализация   выбранного  стратегического курса предполагает,  как правило,  масштабные  организационные  изменения,  такие как  реинжиниринг   бизнес-процессов,  преобразование  организационной структуры,  изменение   неизбежно следующие   за  коррекцией  миссии  и целей организаций;  введение  новых методов контроля  и многое  другое.  Люди  в организации  (или,  по  крайней  мере,  некоторая  их часть)  сопротивляется  этим  изменениям.                                                                                                                                 

Чего  боятся  работники?                                                                                              

В  таком  сопротивлении  нет  ничего  удивительного  и  тем  патологического:  большинство  людей  опасаются  революционных  ломок  привычного  образа  жизни,  а  также  имеют свое  собственное представление о том,  как надо  осуществлять  стратегию.   Группы,  поставленные  перед необходимостью  изменений,  сталкиваются  с тем,  что неформальные  связи,  каналы   общения,  поведенческие стереотипы  станут  другими.    Следовательно,  они  легко  окликаются  на призывы  к  сопротивлению  изменениям.  Такое  сопротивление  со  стороны  индивидов  и  групп  может  быть  единственной, но  мощной  сдерживающей  силой.  Угроза  со  стороны  этой  силы  зависит  от  разных  причин,  но  главным  являются  структура  и  культура  организации.

Каковы  основные  причины  сопротивления  изменений?

Можно  систематизировать  причины  сопротивления.  Эта  систематизация  позволяет  в  первом  приближении  выяснить,  какие группы  и  индивиды  будут  сопротивляться   стратегическим  изменениям  и  по  каким  причинам.  Люди  сопротивляются  изменениям,    потому что  они  кажутся  угрозой  привычному   поведенческому  стереотипу,  статусу  или  материальному  вознаграждению.  Основными  причинами  сопротивления  изменениям   являются   следующие:

Информация о работе Сбор социолагической информации