Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, реферат
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие семьи и брака……………………………………………………………...5
2. Сущность семьи ………………………………………………………………….....7
3. Функции семьи……………………………………………………………………..12
4. Семьи группы риска………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список литературы…………………………………………………………………...18
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
семьи и брака……………………………………………………………..
2. Сущность
семьи ………………………………………………………………
3. Функции
семьи…………………………………………………………………
4. Семьи
группы риска……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Нормальная
семья – понятие очень
Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную—
духовное воспроизводство населения.
Семья формирует личность ребенка,
оказывает систематическое
хозяйственно-бытовую
— поддержание физического
экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально
функционирующая семья – это
семья, которая ответственно и дифференцированно
выполняет свои функции, вследствие
чего удовлетворяется потребность
в росте и изменениях как семьи
в целом, так и каждого ее члена.
Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечи-вающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Классическим
примером простого социального
института является институт
семьи. А. Г. Харчев
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Но
семья, как правило,
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими п околениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Как уже
выяснилось, причиной, побуждающей
людей объединяться в семейные группы,
выступают потребности
В литературе
времен "застоя" принято считать,
что основное назначение семьи –
удовлетворение общественных, групповых
и индивидуальных потребностей. Являясь
социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его
Из
этого и вытекают основные
функции социалистической
Как нам кажется, этого недостаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам. Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие "функции семьи" отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья
анализируется как институт тогда,
когда особенно важно выяснить соответствие
(или несоответствие) образа жизни
семьи, ее функций современным
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В настоящее
время имеются достаточные
Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т. е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
несоответствие функционирования семьи общественным потребностям;
противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы;