Семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, реферат

Описание

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие семьи и брака……………………………………………………………...5
2. Сущность семьи ………………………………………………………………….....7
3. Функции семьи……………………………………………………………………..12
4. Семьи группы риска………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список литературы…………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)
gn="justify"> падение  престижа традиционного брака. 

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению А. Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

 Выяснить, какие типы социальных отношений  характерны для семьи; какие  из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность  и структура семей. Как связана  семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

 Анализировать  общественные функции семьи и  ее особенности как социального  института и малой социальной  группы, исследовать мотивацию браков  и причины разводов, социальные  психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

 Изучать  исторические типы и формы  брачно-семейных отношений, тенденции  и перспективы их развития; раскрывать  диалектику общего, особенного и  индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.

 Разрабатывать  методологические и методические  проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.  

Условия жизни семьи, которые подразделяются на макро- и микроусловия, которые в свою очередь делятся:

 на  социально-экономические условия;  общественно-политические; социально-культурные  и идеологические; условия, связанные  с распределением населения по  демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; эколо-гические условия;

 социально-психологические  условия, характеризующие общее  состояние сознания людей, их  отношение к миру, непосредственному  окружению (социальные установки,  интересы, ценностные ориентации).

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обусловливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хо-зяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи  – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные  и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут  люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э. К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная  идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере. Успешность брачно-семейных отношений  – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различ-ных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.  

Научно-теоретические  и прикладные исследования семьи  ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.

Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических  данных и разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все  времена.

 В  социологии семьи и брака различают  два основных направления: 

  • исследование истории семьи и брака;
  • анализ современной семьи и брака.
 

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший  пример-это пример родителей. В большинстве  случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция  на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

 Организация  досуга играет большую роль  в восстановлении. Досуг служит  средством восстановления физических  и духовных сил человека. Часто  досуг происходит у каждого  по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних  членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство,  воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Функции семьи. 

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная  функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и  материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в  удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами  потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения —  удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля —  обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности  теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая  функция — удовлетворение сексуально-эротических  потребностей членов семьи. С точки  зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в  функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие  особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).

Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися  условиями жизнедеятельности в социуме:

с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);

 с  неадекватностью соотнесения собственных  представлений о семье и тех  социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают  из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д. Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и  детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания  членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные  отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Информация о работе Семейные отношения