Семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, реферат

Описание

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие семьи и брака……………………………………………………………...5
2. Сущность семьи ………………………………………………………………….....7
3. Функции семьи……………………………………………………………………..12
4. Семьи группы риска………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список литературы…………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Кризисные семьи. Противостояние интересов и  потребностей членов семьи носит  особо резкий характер и захватывает  важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные  семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. 

                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Семьи группы риска 

Говоря  о семье как о факторе, провоцирующем  употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской  наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

°   деструктивная семья (автономия  и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

°   неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные  особенности семейных отношений  и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком);

°   ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается  безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация  семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

°   распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда  один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными  особенностями таких семей являются:

°   чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

°   нередко в семьях наркотизирующихся  подростков в  период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань.» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть.»;

°   использование ребенка как средства давления и  манипуляции супругами  друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

°   непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка  то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

°   невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

°   директивный стиль отношений  и эмоциональное отвержение;

°   спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка  не формируется чувство ответственности  за себя, свою жизнь и свои поступки.

Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:

  • по типам поселения – городская и сельская;
  • по составу – расширенная и нуклеарная;
  • по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т. д.
 

Брак  также может быть классифицирован. Например, по таким основаниям:

  • по степени формализации – фактически и юридически;
  • по однородности социального положения супругов - гомогенный и гетерогенный.
 

При этом математически точно может быть выражено лишь очень ограниченное число  характеристик каждого из выбранных  объектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Заключение 

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья  же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые  большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных о положении женщины в обществе, уровне материального положения и духовной культуры, динамике рождений, браков, разводов.

Итак, семья  как ячейка общества является неотделимой  составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного общения в семье могут  быть конфликты и разводы, которые  наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно  назвать большой семьей) прямо  пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи  от общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Список литературы

1. Радугин А. А., Радугин К. А Социология. Курс лекций. - М., 1996.

2. Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Данилов А. Н. и др. Социология / Под ред. А. Н. Елсукова. - Мн.: НТООО, ТетраСистемс, 1998.

3. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методоло-гии и методики - М., 1983.

4. Эйдемиллер  Э. Г,В.Юстицкис, Психология и психотерапия  семьи, Питер, 1999г

5. С.  В. Березин, К. С. Лисецкий. Наркомания  глазами семейного психолога.  СПб: Речь, 2005г. 240 с.

6. Г.И.  Макартычева. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007 г. 368 .

7. Н.А.  Гусева. Тренинг предупреждения  вредных привычек у детей. СПб:Речь, 2005 г. 256 с.

8. Л.  Г. Кругляк. Главное о наркотиках. Что должна знать семья о  наркотиках. М.: Миклош, 2010 г. 248 стр.

9. А.В.  Родионов, В.А.Родионов. Подросток и  наркотики. Выявление факторов  зависимости от психоактивных  веществ в работе с несовершеннолетними.  Ярославль: Академия Развития, 2004 192 с.

10. Г.Г.  Кулинич. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. 1-4 классы. М: ВАКО, 2009 г. 224 с.

11. И.И.  Абрамова. Как не вырастить алкоголика? Книга о детях и их родителях.  СПб.: Речь, 2008 г. 160 с.

12. Д.В.  Колесов. Антинаркотическое воспитание. М.: МОДЭК, МПСИ, 2009 г., 224 с.

Информация о работе Семейные отношения