Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:05, реферат
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие семьи и брака……………………………………………………………...5
2. Сущность семьи ………………………………………………………………….....7
3. Функции семьи……………………………………………………………………..12
4. Семьи группы риска………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список литературы…………………………………………………………………...18
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные
семьи. Для них характерно появление особо
трудных ситуаций, способных привести
к распаду брака. Например, отсутствие
жилья, тяжелая и продолжительная болезнь
одного из супругов, отсутствие средств
на содержание семьи, осуждение за уголовное
преступление на длительный срок и целый
ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств.
В современной России это наиболее распространенная
категория семей, для определенной части
которых вероятны перспективы обострения
семейных взаимоотношений или появление
тяжелых психических расстройств у членов
семьи.
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.
Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:
° деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
° неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком);
° ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
° распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).
Характерными особенностями таких семей являются:
° чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;
°
нередко в семьях наркотизирующихся
подростков в период, предшествующий
наркотизации, наблюдается конформизм
и попустительство родителей, вплоть
до готовности идти на поводу у подростка.
Чаще всего такое поведение
°
использование ребенка как
° непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
° невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);
° директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
° спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.
Перечисленные
особенности семейной ситуации приводят
к повышению риска наркотизации
прежде всего потому, что у подростка
не формируется чувство
Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:
Брак также может быть классифицирован. Например, по таким основаниям:
При этом
математически точно может быть
выражено лишь очень ограниченное число
характеристик каждого из выбранных
объектов.
Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных о положении женщины в обществе, уровне материального положения и духовной культуры, динамике рождений, браков, разводов.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким
образом, общество (а его тоже можно
назвать большой семьей) прямо
пропорционально зависит от здоровья
семьи, так же как и здоровье семьи
от общества.
1. Радугин А. А., Радугин К. А Социология. Курс лекций. - М., 1996.
2. Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Данилов А. Н. и др. Социология / Под ред. А. Н. Елсукова. - Мн.: НТООО, ТетраСистемс, 1998.
3. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методоло-гии и методики - М., 1983.
4. Эйдемиллер Э. Г,В.Юстицкис, Психология и психотерапия семьи, Питер, 1999г
5. С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Наркомания глазами семейного психолога. СПб: Речь, 2005г. 240 с.
6. Г.И. Макартычева. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007 г. 368 .
7. Н.А.
Гусева. Тренинг предупреждения
вредных привычек у детей. СПб:
8. Л.
Г. Кругляк. Главное о
9. А.В.
Родионов, В.А.Родионов. Подросток и
наркотики. Выявление факторов
зависимости от психоактивных
веществ в работе с
10. Г.Г. Кулинич. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. 1-4 классы. М: ВАКО, 2009 г. 224 с.
11. И.И. Абрамова. Как не вырастить алкоголика? Книга о детях и их родителях. СПб.: Речь, 2008 г. 160 с.
12. Д.В.
Колесов. Антинаркотическое